Почему строительство станции «Калкаман» в Алматы снова затянулось

302 просмотров
0
Ратель
Среда, 15 Окт 2025, 12:30

Все упирается в финансирование проекта

Алматинское метро снова стало темой для разговоров. На этот раз поводом стал отчет подрядчика о ходе строительства участка между станциями «Бауыржана Момышулы» и «Калкаман».

И хотя, по официальным данным, все идет по графику, сам этот график растянулся на долгие годы. Самим строительством занимается подрядная организация – BCN Group (бывшая Bazis Construction). По словам управляющего директора компании Мурата Укшибаева, все упирается в финансирование.

По его информации, на 10 октября 2025 года в левом перегонном тоннеле длиной 1,59 км завершается укладка «бесшумных» рельсов. В правом тоннеле осталось пройти около 480 метров, после чего начнутся путевые работы. Тоннели соединят действующую станцию «Момышулы» со строящейся «Калкаман». Монолитные работы почти завершены, идут отделка и установка инженерных систем.

Проходка тоннелей идет со скоростью до 4 метров в сутки, но мешают валуны, иногда диаметром до трех метров. «В исходном отчете проектировщиков об этом не было, – признается Укшибаев. – Нам обещали валуны максимум по 20–40 сантиметров».

Главный вопрос, почему станция и тоннели все еще не достроены, если конкурс подрядчик выиграл еще в 2020 году?

Причин, по словам Укшибаева, несколько. В 2021 году городские власти изменили трассировку тоннелей и расположение станции. Потом – длительное обновление проектно-сметной документации и прохождение госэкспертизы, завершившееся только в апреле 2023 года.

Проходка была остановлена почти на два года. Возобновили ее лишь в мае 2023-го, когда поступило финансирование.

А вот с деньгами все традиционно непросто. Данные по выделенным средствам говорят сами за себя:

2020 год – 190,2 млн тенге;

2021 год – 600 млн;

2022 год – 0;

2023 год – 9,2 млрд;

2024 год – 2,3 млрд;

2025 год – 28 млрд (только 28 апреля);

2026 год – 17 млрд (пока не выделены).

Сейчас на объекте работает более 400 человек: 124 под землей и 293 на поверхности. Работы ведутся в три смены. Компания утверждает, что с точки зрения техники и кадров проблем нет. В команде  опытные метростроевцы, участвовавшие в проектах БАМ и Транссиба.

Фактически BCN Group выполнит весь объем за 29 месяцев чистого времени, при нормативе 36, подчеркнул Укшибаев.

Если компания все-таки получит заказы на новые участки метро – до рынка «Барлык», компания обещает ускориться. Планируется добавить два новых тоннелепроходческих комплекса и пройти 5,3 км новой линии с тремя станциями за три года.

Но и здесь все снова упирается в одно: деньги и решения заказчика. Без них даже самый мощный бурильный комплекс не сдвинется с места.

Укшибаев отмечает, что при возникновении новых финансовых проволочек компания готова пойти на государственно-частное партнерство (ГЧП) или привлечь международное финансирование через консорциум с зарубежными партнерами.

Напомним, ранее городские власти анонсировали строительство сразу 23 станций. Была представлена схема масштабного расширения метро – сразу в трех направлениях.

Первая ветка продлит существующую линию до станции «Барлык» (5,3 км, 3 станции). Восточное направление свяжет центр города с аэропортом (14 км, 8 станций). Третье – северное – дойдет до города Алатау (21,5 км, 12 станций). После реализации проектов пассажиропоток метро должен превысить 200 тысяч человек в сутки. Однако, когда начнется строительство – не сообщается.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
МВД Казахстана закручивает пробки на рынке алкоголя
Что стоит за попыткой ужесточения продаж алкогольных напитков?
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
У кого пульт с кнопкой: цифровой тенге – благо или тотальный контроль?
Сможет ли государство обеспечить неприкосновенность критических данных
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента