
Как страна может быстро многого добиться, а потом все потерять
На снимке: несостоявшаяся Новая Франция. Карта: pikabu.ru.
Президент Франции Эмманюэль МАКРОН говорит о развертывании французского "ядерного зонтика" над Европой, что, видимо, должно поднять международный престиж страны. Президент США Дональд ТРАМП в это же время словно соревнуется сам с собой, говоря унизительные вещи про Канаду и грозя ей присоединением к своей стране. Происходит все это в значимый для контекста исторических взаимоотношений этих трех стран год – 420 лет назад на территории современной Канады было основано первое французское поселение в Северной Америке, город Порт-Руаяль (ныне Аннаполис-Ройял).
Это стало важной вехой в истории французской колонизации в Америке, которая не слишком хорошо известна сейчас, но помогает понять или проиллюстрировать многие политические процессы сегодня. И дает основания вспомнить о сослагательном наклонении в истории – "а вот, если бы, то в США сейчас, возможно, говорили бы по-французски, и весь мир был бы иным".
Новая Франция – так называлась вся совокупность французских владений в Северной Америке – была невероятным по историческому драматизму проектом. На пике территориального роста ее площадь составляла более 5,1 млн км2. Это - четверть материковой Северной Америки. Протяженность владений с севера на юг была более 3,5 тыс. километров. Чтобы оценить масштаб, напомню: у Казахстана, страны очень не маленькой, этот показатель порядка 1.6 тыс. километров, а площадь 2,7 млн км2. Добились французы этого всего за сто с небольшим лет. Карта Новой Франции напоминает мощное дерево, сильно разросшееся в кроне. Разрастись оно еще больше, и мировая история, возможно, пошла бы иначе. Но эта колоссальная конструкция через несколько десятилетий рухнула.
Об этом интересном историческом опыте Ratel.kz беседует с Павлом Юрьевичем УВАРОВЫМ, доктором исторических наук, член-корреспондентом РАН, специалистом по истории Франции период средневековья и Нового времени.
- Павел Юрьевич, почему французы, так стремительно начав, в Америке проиграли колониальное соревнование англичанам?
- Потому что их колонии всегда проигрывали в демографическом плане. Франция очень слабо заселяла свои американские колонии, особенно по сравнению с Англией. В середине XVIII века в английских колониях в Северной Америке жило от миллиона до полутора миллионов англичан, других выходцев из Европы и их потомков. А во всей огромной Новой Франции – порядка 70 тыс. таковых. Хотя население французской метрополии тогда почти втрое превышало население Англии. Это и объясняет, почему, в конце концов, французы не удержали эти территории. А почему мало переселялись? Все объясняется историей и социальной организацией. Во Франции шли иные процессы, чем в Англии – французские крестьяне не потеряли свои земли, а, наоборот, укрепили свои владельческие права на них задолго до того, как произошла французская Революция, это бред, что она наделила их правами на землю.
- А английские крестьяне, как нас учили в школе, потеряли землю в результате огораживаний?
- Нет, огораживали в основном пустоши. Просто крестьян постепенно ставили во все более сложные условия через расширение прав лордов на землю, укрепление их судебных полномочий. Повышение вступных платежей, которые надо было уплатить наследнику, когда он вступал во владение землей. Во Франции нечто подобное начиналось с середины XVIII века и довольно быстро пошло, но потом Революция это прикрыла.
Франция была и вплоть до недавнего времени оставалось нацией мелких собственников. И это объясняет многое в ее истории. Например, почему Франция – страна мигрантов? Когда в середине XIX века начал развиваться промышленный капитализм, выяснилось, что в ней своих рабочих почти нет, мало кто хочет уходить со своей земли на заводы или стройки. Поэтому стали завозить рабочих сначала из Италии и Испании, потом из Греции, потом все дальше на юг и восток. Поэтому в XVII-XVIII веках французы массово не ехали осваивать колонии. Обратная картина была с немцами – у германских государств не было колоний, но они переселялись по всему миру. Также было, например, со шведами.
А во Франции – нет. Хотя были попытки со стороны властей активизировать этот процесс во второй половине XVII века и в XVIII.
- Это история, известная как "Королевские дочери", когда французский король фактически, вербовал молодых девушек для отправки в Канаду выходить там замуж, давая им при этом приданое от короны?
- Да. И другие пути использовались. Помните знаменитый роман "История кавалера де Гриё и Манон Леско"? Там героиню ссылают в Америку…
- То есть Франция здесь поступала так же, как на первых порах Англия с Австралией, Россия с Сибирью? Заселяла каторжниками?
- Особенно каторжницами. Почему не ехали в Америку французские гугеноты, которым на родине жилось не сладко? Их не пускали – власти и католическая церковь строго следили, чтобы заселение колоний шло за счет религиозно-надежного элемента. Во французских колониях очень сильны были позиции монашеских орденов, особенно иезуитов. Был даже обратный процесс: когда власти в метрополии во Франции вынужденно обратились к веротерпимости и временно, как потом оказалось, уравняли в правах католиков и гугенотов, подписав так называемый Нантский эдикт, часть католиков Франции решила переселиться в колонию Акадия на территории Канады, сейчас это Новая Шотландия, объясняя это таким образом: "Как же мы будем жить с вероотступниками под одной короной, давайте уедем отсюда!".
- Но во Франции в ту эпоху жизнь не была очень сытой, и социальные отношения не были образцом справедливости. Казалось бы, чего малоземельным крестьянам держаться за землю, взять да поплыть за лучшей долей за океан.
- Это повод вспомнить Ленина и здесь с ним согласиться: в работе "Развитие капитализма в России" он писал, что сельскохозяйственный рабочий нередко может жить лучше крестьянина-собственника, но крестьянин тем не менее за свою землю будет продолжать держаться. Не обязательно, что французские крестьяне жили лучше английских, но они жили на своей земле. На ней можно иметь лавочку, какую-то мастерскую, и все это будет "свое". Это важная часть этнической психологии, которая и в языке отражена: дословный перевод с французского фразы "Я ем завтрак" - "Я ем свой завтрак". Там все очень четко с притяжательными прилагательными, там все четко, кому что принадлежит.
- Отвлекаясь от главной темы нашей беседы, все же спрошу: если французы были нацией мелких собственников, то как Наполеону удалось поднять ее на завоевательные походы? Мелкий собственник должен сидеть у себя на участке и держаться за него зубами, а не отправляться воевать в Египет, Россию, Испанию.
- Как раз потому что держались, и удалось. Действовало демографическое давление – у собственника-отца было несколько сыновей, земля доставалась одному, а его братья шли воевать и не дробили надел. Как писал Виктор ГЮГО, правда, применимо к другой исторической ситуации, к восстанию в Вандее, но это универсально: "французский крестьянин может отдать в армию своих сыновей, но никогда не отдаст свою лошадь". К эпохе наполеоновских войн демографическая динамика дала многочисленное поколение "младших сыновей", но американские колонии для Франции были уже практически потеряны. И сыновья пошли воевать, куда вел Наполеон.
Какой была французская колонизация Америки? В ней была крестьянская составляющая, когда переселенцы занимались земледелием, и в итоге они и стали ядром населения этих колоний, особенно Квебека. Смотрите: в 1666 в Новой Франции насчитывалось 3215 человек, к 1760 году население составило уже более 70 тыс. человек. А по документам, правда, возможно, неполным, выходит, что в Канаду переселилось около десяти тысяч иммигрантов и иммигранток. Выходит, что основной прирост населения обеспечивался рождаемостью французских переселенцев-крестьян. На юге Новой Франции, в Луизиане в частности, французские колонисты занимались выращиванием сахара и в большей степени хлопка. На севере, в нынешней Канаде, крестьяне разводили свиней, выращивали ячмень и пшеницу, фасоль, кукурузу, а от индейцев научились изготовлять сладкий кленовый сироп (национальное блюдо квебекских крестьян – фасоль со шкварками, приправленная кленовым сиропом). Однако главными двигателями экономики были странствующие купцы и таперы – охотники. Вместе они обеспечивали поступление пушнины, которая была главным предметом экспорта из Новой Франции. В отличие от англичан, они не сгоняли индейцев с их земель и старались с ними не воевать. Да французов и слишком мало было для этого. С индейцами они договаривались. Это важный фактор, который помогал горстке французов держаться на такой огромной территории. Хотя долгое время не продавали гуронам огнестрельное оружие, что тех в итоге сгубило: англичане и голландцы их противникам ирокезам ружья продавали, и те гуронов разгромили, создав ирокезскую "империю"…
- Даже империю?
- Конфедерацию на самом деле, но это было квазигосударство, его изучают политические антропологи, как пример складывания вождества. И даже ЭНГЕЛЬС о них писал в "Происхождении семьи, частной собственности и государства".
Французы активно смешивались с местным населением. Очень важный фактор во всей этой истории - это метисы, сыновья французских охотников и индейских скво. В провинциях Манитоба и Саскачеван они когда-то были большинством. И они очень долго, уже в XIX веке, восставали против англичан.
Очень силен был религиозный фактор, стремление к христианизации индейцев: ордена, миссионеры, школы… У протестантов-англичан на их колониальных территориях это тоже было, но намного слабее. Вот это все заложило основу для того, что политически французское присутствие в итоге исчезло, а культурно-лингвистическое существует до сих пор: в Канаде, как известно, есть две франкоязычных общины: квебекцы, говорящие на квебекуа, и акадцы, или акадиен, с особым диалектом, отличающимся от квебекуа. Акадцев сейчас около 300 тыс., а на квебекском диалекте говорит около 7 млн. Интересно, что культура франкоязычных канадцев в современной Франции очень востребована.
- Почему? Она ведь с любой точки зрения маргинальна в общефранцузском культурном масштабе.
- Франция еще недавно, в 1960-е годы, была крестьянской страной. И, удивительное дело, все запомнили из той эпохи студенческую революцию 1968 года, но почти никто не помнит, что тогда же очень быстро произошла стремительная депопуляция французской деревни. В 1950-е большинство населения жило в деревне, а в 1970-е уже менее 20%. Ностальгия по сельской жизни осталась, а ее самой уже почти нет. И вот квебекцы и акадцы в своих песнях, произведениях литературы, изображают эту жизнь, и это очень популярно во Франции. В США, в Луизиане, франкоязычная культура практически угасла, хотя держалась довольно долго. В Новом Орлеане еще в 1920-е годы издавалось одиннадцать франкоязычных газет. Но сейчас на бытовом уровне только некоторые сообщества в глубинке до сих пор говорят по-французски.
- А как франкоязычные канадцы определяют свою национальную идентификацию?
- Было два референдума по вопросу выхода Квебека из состава Канады (акадцев в Новой Шотландии слишком мало для этого), противники этого победили, хотя на втором, в 1995 году, с незначительным опережением. Когда франкоканадцам нужно, они спокойно переезжают во Францию и адаптируются там. Но на самом деле они ни за кого, они за себя. В Канаде принято, что на автомобильных номерах той или иной провинции написан ее девиз. У Квебека он звучит так: "Я помню!". Я был там во время второго референдума и как-то разговорился с местными жителями. Они сказали, что помнят, как их завоевали и угнетали англичане. А другие говорили: "Но мы и французам припоминаем, как они нас оставили, бросили на произвол судьбы!".
Когда Де ГОЛЛЬ в 1967 году приехал в Канаду, там начиналось профранцузское движение, которое он приветствовал. И его оттуда попросили. Но идеи присоединиться к Франции там никогда не было. При всей общности корней - это другой народ. Язык у них с современными французами отличается. Даже ругательства…
- Правда, что там в этом качестве используют термины из католического церковного словаря?
- Да. Самое страшное ругательство - это "Крис" - "Христос".
- Почему? Коль скоро они католики, то этот пласт лексики должен быть просто сакральным?
- А потому что имя Божье в нормальной ситуации всуе поминать нельзя. А помянул – значит, ты презрел нормы и приличия в этот момент, значит, ты эмоционально на взводе.
Возвращаясь к истории. В результате европейских войн, Войны за испанское наследство и Семилетней, англичане захватили французские колонии на территории современной Канады. Но уже вскоре, в 1774 году, был подписан Акт о Квебеке, в котором французам гарантировались важные вещи: французский язык как второй, сохранение собственности католической церкви, даже текст присяги на верность королю был изменен так, что французы-католики могли поступать на службу королю - главе англиканской церкви. Не в Англии, конечно, но в администрации Квебека.
- Нечастая политическая толерантность для той эпохи. Почему англичане на это пошли?
- Уже обозначилось и даже крепло движение за автономию и даже независимость в британских колониях в Америке, уже состоялось "Бостонское чаепитие". Нужно было подстраховаться, найти новые точки опоры. И это помогло, потому что, когда грянула Война за независимость будущих США, попытки революционной армии привлечь квебекцев на свою сторону не удались. Те остались верны английской короне. И тогда в Канаду стали перебираться из восставших британских колоний сторонники короля, которых назвали лоялистами Поначалу им удавалось успешно противостоять "патриотам" - повстанцам. Против армии Джорджа ВАШИНГТОНА действовало солидное ополчение в 25 тысяч человек, которым по иронии судьбы командовал Уильям ФРАНКЛИН, сын духовного лидера патриотов Бенджамена ФРАНКЛИНА. После поражения Англии около 40 тысяч лоялистов переселились в Квебек под власть английской короны. И этот приток англофонов изменил лингвистическую и демографическую ситуацию в Канаде. И в 1791 году она была разделена на Нижнюю Канаду – это Квебек, и Верхнюю – Онтарио и все новые земли, что присоединялись по мере продвижения колонизации на запад.
Отдельная история - это американо-английская война 1812-1815 года, которая фактически была американо-канадской, ведь англичанам тогда, в разгар наполеоновских войн, было чем заняться помимо Америки. Кстати, еще один мало известный факт: Наполеон, когда его разбили после "Ста дней", думал бежать в Америку, в США. У него с ними были хорошие отношения, он им продал Луизиану. Его просто перехватили вовремя. Канадские войска и английский десант в ту войну взяли Вашингтон, сожгли Белый дом, потом "чаша весов" качнулась в другую сторону, и по итогам обе стороны считали себя победителями. Англичане удержали Канаду, а американцы были очень довольны, что не дали тем высадиться в Новом Орлеане. Все остались "при своих". И после этого начинается в целом безоблачный период сосуществования на одном континенте независимых США и британской Канады с крупным, но уже меньшинством, говорящим на французском. Тогда и начала зарождаться идея, что "пусть европейцы занимаются своими проблемами, а американский континент наш".
- Это ведь то, что называется "доктриной Монро"? Разве это не из более поздних времен?
- Да, сформулирована она была в 1830-х годах, но появилась впервые после войны 1812-1815 годов. Довольно тяжелой – конечно, там не было сражений, сопоставимых с Аустерлицем или с Бородино, но с учетом тамошней демографии потери были значительны: американцы потеряли 15 тыс., а англо-канадцы 10 тыс. человек. Одним из результатов войны стало то, что Канада укрепила свою идентичность. В 1837-1878 годах там даже были попытки совершить революцию, причем политическую активность проявляли и франкоканадцы под руководством Жозефа ПАПИНО, так и англо-канадцы, чьим лидером был Александр МАККЕНЗИ. Они хотели парламента, представительства, собственных законов, уменьшения контроля со стороны метрополии. Тогда это не удалось, лидеров арестовали, но что-то британские власти учли и послабления в отношении колоний сделали. Но стремление к обретению независимости усиливалось, с 1854 года английские провинции Канады заключили с США договор о свободной торговле, который соблюдается до сих пор. Вернее, соблюдался, до самого последнего времени.
- Вы про инициативы действующего американского президента?
- Ну да. В 1867 году Канада была объявлена доминионом, а формальная независимость провозглашена с 1982 года.
- Французская колониальная история в Северной Америке закончилась после так называемой "Луизианской покупки", когда Наполеон в 1803 году продал огромные территории, формально принадлежащие Франции, Соединенным Штатам. Почему он это сделал? Эти земли сегодня составляют почти четверть территории США.
- Во-первых, нужны были деньги. Во-вторых, по той же причине, по которой позже Россия продала Аляску – чтобы не досталось бесплатно англичанам, которые, кстати, в отношении Аляски, могли это сделать из Канады. Наполеон этого справедливо опасался, учитывая господство англичан на море, что очень скоро подтвердила Трафальгарская битва. И он, и Александр II действовали вполне прозорливо.
- А как сейчас складываются отношения между франко- и англоканадцами?
- Сложно сказать, сейчас в мире все очень волатильно. В 1995 году на референдуме о независимости Квебека чуть-чуть не победили ее сторонники. Сегодня мне трудно более-менее обоснованно оценить тамошние настроения. Но мне кажется, Джастин ТРЮДО, который, как известно, недавно перестал быть премьер-министром Канады, смог в немалой степени объединить канадцев. Может быть, во многом благодаря памяти и авторитету его отца, тоже премьера, при котором Канада окончательно стала независимой. Ну а еще больший вклад в их сплочение вносит президент ТРАМП.
- Подводя итог истории такого необычного проекта, как Новая Франция: складывается впечатление, что французские власти меньше концентрировались на колонизационной политике, чем британские, российские, испанские, голландские. Мало уделяли внимания, ресурсов, в результате проиграли, и мировой язык сейчас не французский, а английский.
- Смотря о каком периоде мы говорим. Был период ранних колониальных империй XVI-XVIII веков, когда французы пытались что-то делать в Канаде, в Бразилии. Они же старались и в Бразилии закрепиться, кстати, тоже, как и в Канаде, выстраивали партнерские отношения с индейцами. Португальцы, даже когда попадали к ним в плен, пытались притворяться французами: в этом случае могли и отпустить. Но потом во Франции пошли религиозные войны, кризисы, и колониальная политика сворачивается. Потихоньку она восстанавливалась: колонии в Индии, в Индийском океане, владения в регионе Карибского моря. Но масштабная колониальная политика у Франции пошла в XIX веке. То есть непрерывной последовательной политики у Франции не было, был ее ранний этап, длительная пауза, а потом активное восстановление, во многом с опорой на прежние наработки. Но в Северной Америке историческое время уже было упущено.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!