Выставлены на торги акции «Шахтера», «Тобола», «Атырау», «Кайрата» и других футбольных клубов Казахстана
Изучая материалы по второй волне приватизации на сайте «Электронная торговая площадка», наткнулся на футбольный клуб «Шахтер», 100% акций которого («Шахтер» у нас - акционерное общество) выставлены на торги. Футбольные болельщики хорошо помнят, что «Шахтер» был первым казахстанским футбольным клубом, принявшим участие в групповом этапе Лиги Европы. Без всякого сомнения, это выдающийся результат в истории нашего клубного футбола. Но вот что интересно: из материалов сайта можно понять, что клуб выставлялся на продажу четыре раза и каждый раз торги отменялись из-за отсутствия интереса со стороны потенциальных инвесторов. Что не удивительно: в 2014 году (за 2015 год отчетности еще нет) клуб получил убытки в размере 479 317 тыс. тенге. При этом первоначальная цена продаваемых акций – 110 014, 8 тыс. тенге.
Из информации на сайте «Электронная торговая площадка» мы узнаём, что на торги также выставлены футбольные клубы «Тобол» и «Атырау». На сайте ФНБ «Самрук-Казына» сообщается, что «дочка» «КазМунайГаза» - ТОО «КазРосГаз» - решила продать свою долю в футбольном клубе «Кайрат». Продаются так или иначе принадлежащие государству доли участия или акции и других футбольных клубов.
И возникает два вопроса.
Первый: найдутся ли инвесторы, готовые принять участие в приватизации казахстанских футбольных клубов?
Второй: даже если инвесторы найдутся, смогут ли они отказаться от бюджетного финансирования?
На сайте Министерства финансов РК «Депозитарий финансовой отчетности» есть аудированная финансовая отчетность 8 из 12 клубов, выступающих в Казахстанской премьер-лиге. Данных нет по клубам «Астана», «Иртыш», «Жетысу» и «Тараз». Особенно жалко, что нет сведений по «Астане», генеральным спонсором которой является ФНБ «Самрук-Казына».
В таблице 1 приведены сведения, позволяющие судить, в какой мере наши футбольные клубы способны зарабатывать себе на жизнь своими выступлениями. И мы видим, что совсем не способны - они полностью зависят от подпитки из бюджета или, как «Кайрат», от помощи от богатых спонсоров.
Таблица 1. Отдельные финансовые показатели казахстанских футбольных клубов
Футбольные клубы, кроме «Кайрата», получают из областных бюджетов доходы по договорам за услуги по подготовке и участию членов сборных команд по футболу в областных, республиканских и международных соревнованиях. «Кайрат», выделяющийся в этом перечне размером доходов, получил в 2014 году 5 550 000 тыс. тенге в качестве безвозмездной финансовой помощи от ТОО «КазРосГаз», 774 150 тыс. тенге в качестве благотворительной помощи от не указанного в отчете источника и 10 000 тыс. тенге безвозмездной финансовой помощи еще от одного не указанного в отчете источника.
Отвечая на поставленные выше вопросы, можно сказать: сложно надеяться на то, что найдутся желающие купить выставленные на продажу футбольные клубы, а если вдруг и найдутся, то вряд ли снимут обузу с региональных бюджетов. Конечно, может быть, паче чаяния, найдется меценат, готовый выбрасывать деньги на ветер. Но если и найдется, то это будет сродни чуду.
Важно и другое – при таком положении дел у нашего клубного футбола нет будущего. Как только областные бюджеты окажутся не способными выделять финансирование областным футбольным клубам, а это, при текущем состоянии дел, вполне вероятно, они сразу же окажутся неспособными продолжать свою деятельность.
И тогда Казахстанская премьер-лига прекратит свое существование. Невозможно же проводить чемпионат, в котором выступают только две команды. Это, конечно, при условии, что бюджеты спонсоров позволят их содержать.
Будущего нет также и потому, что у футбольных клубов нет достаточного количества средств для подготовки собственных молодых футболистов.
В том, что у нас нет селекции и качественной работы с молодежью, можно убедиться, посмотрев на диаграммы 1 и 2, показывающие результаты выступления сборных до 19 лет и 21 года в отборочных циклах чемпионатов Европы.
Не просто талантливая, но и хорошо подготовленная молодежь необходима по двум причинам.
Во-первых, собственные таланты способствуют привлечению зрителей на стадионы. Я ничего не имею против легионеров, но правде надо смотреть в глаза: бюджеты наших клубов позволяют купить права на тех футболистов, которые оказались никому не нужны после того, как на трансферном рынке поработали селекционеры из других стран.
Во-вторых, продажа прав на заключение контрактов является существенной статьей доходов для футбольных клубов во всем мире. Кроме наших клубов, которым просто некого продавать.
Есть две модели развития футбола: за счет меценатов, в том числе государства, или за счет доходов, которые приносит собственно футбольная деятельность. Третья альтернатива – комбинация первых двух.
Первую модель мы попробовали. Кое-какие результаты она, будем честными, принесла – два клуба испытали свои силы на групповых этапах клубных турниров УЕФА: в Лиге чемпионов и Лиге Европы. Но, судя по всему, она уже заводит отечественный футбол в тупик.
Для реализации второй модели (или комбинации моделей) необходимы совсем другие экономические условия в стране.
Основу доходов футбольных клубов, помимо продажи прав на заключение контрактов, составляют реклама и права телевизионных трансляций, то есть снова реклама. А рекламный рынок растет только тогда, когда растет потребительский спрос (а он у нас стагнирует) и когда растет предложение отечественных товаров, особенно новых торговых марок, для которых важно агрессивное продвижение своей продукции на рынке (речь идет в основном о товарах широкого потребления). Но условий, благоприятствующих тому, чтобы возникали новые и новые отечественные товаропроизводители, до сих пор так и не созданы.
Вот и получается, что даже разговор о футболе в конечном итоге сводится к тому, как обеспечить в стране экономический рост.