О нелепых условиях конкурса "Айбоз"
Есть литературный анекдот, как Пушкин писал письмо Рабиндранату ТАГОРУ: "Дорогой далёкий друг, я Вас не знаю, и Вы меня не знаете. Очень хотелось бы познакомиться. Всего хорошего. Саша".
У меня тоже есть литературный анекдот. Ну ладно, окололитературный. Однажды я писала письмо министру культуры АБАЕВУ, человеку выдающегося государственного ума и джентльменских манер.
Дело было так. В 2022 году ҚР Мәдениет және ақпарат министрлігі родили Национальную литературную премию "Айбоз". Победителям посулили неслыханные суммы – пять миллионов тенге в каждой номинации. За всю историю Отечества власть не отваливала столько денег за слова, выстроенные в прихотливом порядке.
Абаев благословил премию в несколько болтливой министерской манере: "Айбоз" - это один из масштабных проектов, который доказал важность начатых изменений. И проявленный к Премии интерес показал, что телевидение, интернет и гаджеты не в состоянии вытеснить из нашей жизни книгу".
Телевидение и пресса скороговоркой тоже восслалили появление Премии, возвещая приход чуть ли не Новой Литературной Эпохи.
Я же, привычке во всем доходить до самой сути, прочитала "Положение о премии Айбоз"...
Э – сказали мы с Петром Ивановичем.
И сели сочинять министру письмо. В самых учтивых выражениях мы, то есть я посоветовала министру немедленно захлопнуть сайт министерства на технический ремонт. Как можно скорее! Пока не пришли туда ядовитые образованные люди, и не прочли это ваше "Положение". О, вы не знаете этих жестоких людей, этих исчадий Сети! – писала я. Они вашего доброго имени не пожалеют, будут злословить в этих ихних фейсбуках, что вы неуч, филистер, полуобразованец, колхозник, мамбич...
И их можно будет где-то даже понять.
Посмотрите сами, господин министр, что вы с вашим министерством понаписали:
"В конкурсе Национальной премии может принять участие каждый казахстанец, держащий перо, ведь конкурс проводится с целью пропаганды трудов писателей, а также направления и оказания материальной помощи в освещении их творческих работ.
Члены жюри будут оценивать произведения по следующим критериям:
Художественный уровень;
Чистота родного языка;
Богатство словарного запаса;
Основание стиля;
Актуальность темы;
Глубина содержания;
Историческая справедливость".
Даурен Аскарович!
Что это за термин такой новый литературоведческий - "основание стиля"? О какой "исторической справедливости" речь?
"Каждый казахстанец, держащий перо", - так не пишут уже с середины прошлого века. А если и пишут, то в самых отстойных изданиях вроде журналов "Игилик" или "Женщины. Восток-Запад".
Если немедленно не отправить текст на переделку, злопыхатели из фейсбуков будут писать, что историческая справедливость наступит тогда, когда министра погонят с должности. Вам это надо?
Я бы еще обратила ваше внимание на премиальные суммы. Пять миллионов в одно литературное рыло - не многовато ли? Понятно, что вы лично никаких бюджетных миллиардов не пожалеете на вовлечение широкой аудитории в современный литературный процесс. Но, может, стоило хотя бы разбить эти суммы как-то рациональнее? Например, в каждой номинации премировать по три автора. Первому за яркую фантазию и зрелость идей, второму - за высокий идеализм и художественное совершенство, третьему – за свежесть стиля и лирическую силу..
Как-то оно приличнее выглядело бы, культурнее, пристойнее, как у больших белых людей.
А не так, как у вас там по-колхозному написано: "Произведения, участвующие в национальной премии, должны содержать актуальные вопросы, отображающие основные идеи современной казахской литературы".
Товарищ Абаев! Только вам, по секрету. У казахской литературы нет основных идей. Как нет их у чувашской, японской, ирландской и какой угодно другой литератур.
А то, может, это заговор против вас? Может, ваши милые подчиненные нарочно сочинили эту белиберду, с целью выставить вас невеждой? Вам то самому некогда вникать, так они и воспользовались.
А то еще, знаете, как бывает? Некоторые "конкурсы" только притворяются конкурсами. А на самом деле это - мутилово по-казахски. Даже пересказывать неловко, такой это примитивный фокус. Объявляют конкурс, держащие перо шлют туда свои опусы. Выбирают из них самых сговорчивых и предупреждают, вручая тощий конверт с сотней долларов:
- Слышь, ты, хэмингуей... Ты же не всерьез думаешь, что нетленку накалякал? Да мы твою писанину даже не читали.
Но это, конечно, не про вас, Даурен Аскарович и не про ваше министерство. Так низко пасть вы не можете. С вашими то честью и достоинством".
Ответа на мою эпистолу, разумеется, не последовало, но и в "Положении" ни одной буквы исправлено не было.
В моем октябрятском детстве про такое говорили – ноль внимания, фунт презрения.
По пять миллионов раздали каким-то безвестным авторам (да и на здоровье) и, казалось, премия тихо самоликвидируется с отбытием Абаева в Москву. В Москву - разгонять тоску.
О, как я заблуждалась... В этом году они опять объявили конкурс "Айбоз". С теми же нелепыми условиями. Из чисто хулиганских соображений я переслала новой министерше культуры госпоже БАЛАЕВОЙ проигнорированное господином Абаевым письмо, изменив в нем только обращение на "госпожа министр".
Результат вышел тот же, анекдотический. То есть никакого результата.
"Когда письмо принесли, Тагор предавался самосозерцанию. Так погрузился, хоть режь его".
Ни одна буква в "Положении о премии "Айбоз"" не сдвинулась со своего насиженного места. Опять соискателям предложили те же изъеденные молью "актуальность темы" и "глубину содержания", и неведомую "историческую справедливость". Опять врали, что "премия будет способствовать развитию казахской литературы и отраслевой конкуренции".
(За слова "отраслевая конкуренция" я бы авторов колотила). Снова стращали, что "решение членов жюри не обсуждается и не пересматривается". Величаво обещали "торжественную церемонию вручения премии в конце текущего года в Нур-Султане".
У них там всё еще город Нур-Султан.
На днях это вручение случилось. Всё как у нас любят, в эстетике шымкентского тоя. Сцена в гигантских орнаментах, призы выносят девицы в псевдонациональных нарядах. Раздали по пять миллионов каким-то семи везунчикам.
В день вручения премии мадам Балаева, решив, что итак слишком много сделала для казахской культуры, упорхнула в Париж.
Встречалась там с французской министершей культуры. Не знаю, о чем там девушки говорили, но на gov-kz теперь написано, что "Франция заинтересована в продвижении культуры Казахстана".
Франция. Заинтересована. Шарман. Манифик. Алёнз анфан де ля патри.
В 2017 Балаева уже представляла в Париже программу "Рухани жангыру". И тогда в некоторых наших смях писали, что "Париж рукоплещет". Нынче на рухани наплевано, затоптано и заметено под коврик в кабинете министерши. Теперь у госпожи Балаевой новая погремушка: "Интеграция исторического и культурного наследия Казахстана в глобальный гуманитарный ландшафт".
Я не понимаю, почему эти люди руководят культурой. Не понимаю. Пинайте меня вашими фетровыми ботиками, я слова не вымолвлю.
Фото: kaznpu.kz.
Источник: страница Салимы Дуйсековой в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!