Будет ли реанимирован Союз центральноазиатских государств?
Читайте предыдущую статью Досыма САТПАЕВА «Как научить школьника и чиновника отличать дебет от кредита».
Официальные визиты президента Казахстана в Узбекистан и Туркменистан укладываются в новый тренд, когда активные дипломатические вояжи глав государств Центральной Азии внутри региона могут привести к появлению новой региональной повестки дня.
Дипломатия прощупывания
2017 год станет рекордным в истории Центральной Азии - с точки зрения числа официальных визитов президентов стран региона друг к другу. Главное - чтобы это количество переросло в новое региональное качество. Лидеры Узбекистана и Туркменистана уже посещали Казахстан.
При этом Шавкат МИРЗИЁЕВ с момента вступления в президентскую должность, кроме Казахстана, съездил в Туркменистан и Кыргызстан. Кстати, его недавний визит в Бишкек вызвал большой резонанс и интерес после долгих лет недоверия между двумя этими странами. Впервые были озвучены надежды на скорейшее урегулирование пограничных проблем и обсуждались перспективы сотрудничества в водно-энергетической сфере.
В Таджикистане с прошлого года также ждут нового президента Узбекистана. По крайней мере, Эмомали РАХМОН еще в конце декабря 2016-го передал Шавкату Мирзиёеву приглашение посетить страну в любое удобное время. Хотя уже сейчас созданы и работают межправительственные комиссии Таджикистана и Узбекистана по вопросам спорных участков госграницы и торгово-экономического сотрудничества.
Пока же в глаза бросается усиление контактов именно между Астаной и Ташкентом. Причин этому несколько.
Во-первых, у Узбекистана гораздо меньшее количество взаимных претензий с Казахстаном, чем с Кыргызстаном.
Во-вторых, казахстанская модель привлечения инвестиций уже представляет определенный интерес для Шавката Мирзиёева.
В-третьих, именно Казахстан в свое время активно выступал за усиление региональной кооперации, что, к сожалению, не находило активной поддержки у покойного Ислама КАРИМОВА, в том числе по причине ухудшающихся отношений с Кыргызстаном и Таджикистаном.
Стратегический партнер
Если проанализировать тот пакет документов, который был подписан в ходе визита Нурсултана НАЗАРБАЕВА в Ташкент, то основная их часть касается экономического и инфраструктурного сотрудничества. В том числе приняты дорожные карты по вопросам сотрудничества в сферах водных отношений, реконструкции и модернизации пунктов пропуска, автомобильных дорог и обустройству территории, прилегающей к казахстанско-узбекской границе. Между главами приграничных регионов Казахстана и Узбекистана подписаны меморандумы о взаимопонимании в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах. Как было заявлено, главным партнером Узбекистана является Южно-Казахстанская область, чья доля экспорта в соседнюю страну составляет 30 процентов.
Но здесь Астана не изобретает велосипед. Аналогичные меморандумы уже давно действуют между казахстанскими и российскими приграничными областями, что даже трансформировалось в регулярные ежегодные региональные форумы с участием глав двух государств. Мировой опыт показывает, что именно приграничное сотрудничество может иметь позитивный мультипликативный эффект для всех его участников, закладывая основу для более тесной экономической кооперации.
Из всех стран Центральной Азии именно Узбекистан рассматривается Казахстаном в качестве стратегического партнера, от которого зависит траектория развития всего региона, а также его безопасность. Хотя пока не ясно, как далеко готов пойти Ташкент в политике открытости по отношению к соседям. Будет ли сделан акцент только на активизацию двусторонних отношений или появится интерес к уже покрытым пылью проектам более тесной региональной кооперации?
От «форточки разочарования» к политике «открытых дверей»
За двадцать с лишним лет было несколько попыток такой кооперации. Первая - «Единое экономическое пространство» - появилась в апреле 1994 года, с участием всех стран региона, кроме Туркменистана. Судя по всему, мы возвращаемся к тому, с чего начали. Новые усилия с целью укрепить в первую очередь торгово-экономическое взаимодействие в Центральной Азии стали предпринимать Казахстан и Узбекистан. В идеале они могут составить эффективное ядро региональной кооперации, к которой подключились бы и другие государства.
Такой точки зрения сейчас придерживаются оптимисты, считающие, что появилось уникальное «окно возможностей» для того, чтобы после ухода Каримова переформатировать региональное пространство в сторону большего взаимодействия. По их мнению, идет эволюция от «форточки разочарования» к «окну возможностей», которое со временем может трансформироваться в политику «открытых дверей».
Есть и скептики, которые не уверены в искренности заявлений нового узбекского президента о проведении не косметических, а глубоких экономических реформ и реализации более открытой внешнеполитической модели. Они говорят, что процессы, которые запустил Шавкат Мирзиёев, пока не являются необратимыми, поэтому еще можно повернуть назад.
С другой стороны, на безрыбье и рак рыба. После долгих лет изоляции и жесткого государственного регулирования экономики первые шаги Шавката Мирзиёева в сторону частичной экономической либерализации уже вызвали большой интерес у соседей и иностранных инвесторов. В недавнем интервью председатель правления Народного банка Казахстана Умут ШАЯХМЕТОВА отметила по поводу отмены Ташкентом валютного регулирования, что банк уже получает «очень много вопросов по Узбекистану». Многие казахстанские инвесторы готовы идти в соседнюю республику и спрашивают, готов ли банк кредитовать их на этом рынке. Хотя, по ее мнению, Узбекистану понадобится, как минимум, пять лет для выстраивания новой финансовой системы, чтобы составить конкуренцию Казахстану в привлечении инвесторов.
На кону – рынок в 70 миллионов человек
Попытки улучшить инвестиционный климат можно наблюдать сейчас и в Кыргызстане. Правительство нового премьер-министра Сапара ИСАКОВА в сентябре пришло к мировому соглашению с канадской компанией Centerra Gold Inc., которая через Kumtor Gold Company отвечает за добычу золота на месторождении Кумтор. Этот многолетний конфликт серьезно бил по инвестиционной привлекательности Кыргызстана, где серьезные проблемы были и у казахстанских инвесторов.
В конечном счете, потепление инвестиционного климата в других странах Центральной Азии хотя бы до казахстанской «температуры» может сделать весь регион привлекательным для инвесторов, которые будут ориентироваться на гораздо больший по размерам рынок - около 70 миллионов человек.
Возможно, в качестве «первой ласточки» должно появиться то самое «Единое экономическое пространство», которое хотели создать еще в 1994-м, когда собирались ликвидировать барьеры для свободного движения товаров, капитала и рабочей силы. Без этого бессмысленно говорить о создании «Союза центральноазиатских государств». Именно так называлась последняя интеграционная инициатива Казахстана в регионе, которая была презентована в 2005 году. Из пяти стран региона ее тогда поддержали Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Но инициатива так и осталась проектом. В том числе и потому, что телегу поставили впереди лошади.
Политическая воля и экономический прагматизм
Оскар УАЙЛЬД как-то сказал, что взаимные иллюзии - лучшая основа для брака. Но в любом региональном сотрудничестве в основе браке должны лежать не иллюзии, а несколько важных элементов.
Во-первых, это политическая воля начать региональную кооперацию. А для этого надо признать в качестве приоритетного направления во внешней политике более тесное экономическое и политическое взаимодействие с соседями. Также необходимо признание территориальной целостности и сложившихся границ. Естественно, всё это должно базироваться на принципах равенства, добровольности и взаимного доверия. Региону не нужны новые «старшие братья». Конечно, Казахстан и Узбекистан могли бы стать двигателями развития региона, но без всяких попыток рассматривать остальные страны в качестве ведомых.
Что касается доверия, то, как гласит один афоризм: «Благополучие любого партнерства держится на шести китах: первый - это судьба, остальные пять - это доверие». Нашу общую географическую судьбу никто отрицать не будет. Долгое время основная проблема была с доверием. И его надо восстанавливать. Возможно, следует приступить к созданию специальных рабочих органов по отдельным проблемам кооперации при соответствующих министерствах и ведомствах во всех странах региона, чтобы политическая воля была подкреплена конкретной работой на местах.
Во-вторых, в основе взаимодействия должен лежать экономический прагматизм. В сфере регионального сотрудничества бал править должны технократы и бизнесмены, которые быстрее, чем политики, найдут общий язык. А от политиков нужна не только политическая воля, но и поддержание долгосрочной внутриполитической стабильности в своих странах и внешнеполитическая преемственность.
Это, в свою очередь, должно привести к тому, чего нам давно не хватает, - к региональной самоидентификации, когда все страны региона будут связывать свое будущее с перспективами развития Центральной Азии. Пока не появится ощущение, что все мы в одной лодке и нужно дружно грести веслами.
Возможно, наступило время обсудить новую повестку дня для региона. Тем более что президентские выборы прошли во всех странах Центральной Азии, кроме Кыргызстана, где они будут в октябре. И это неплохой шанс для Астаны, чтобы, например, в следующем году попытаться еще раз собрать вместе президентов стран «пятёрки» и начать работу по конкретным точечным проектам.
Кооперация как защита от недружественных интервенций
Понятно, что быстро только кошки родятся. Для центральноазиатских государств жизненно важным является решение двух взаимосвязанных ключевых проблем, от которых зависит безопасность региона. Это рост доверия на границе и сотрудничество в водно-энергетической сфере. По сути, речь идет о фундаменте новой региональной политики, влияющей на перспективы наших стран.
Тем более что региональная кооперация необходима для подготовки к глобальным климатическим изменениям, которые угрожают будущему Центральной Азии: речь идет о росте дефицита пресной воды. И правительствам при реализации долгосрочных инфраструктурных проектов следует учитывать все риски глобальных и региональных изменений. Они заставят пересмотреть не только статьи бюджетных расходов, но и всю структуру местных экономик.
Другими словами, возникает потребность в появлении системного мышления не в одном, а в нескольких измерениях - безопасность, экономика, человеческий капитал, демография, экология, культурное сотрудничество и т. п. Ведь уровень рождаемости, миграция, здоровье, образование также являются важными факторами стабильности и развития отдельных стран, а следовательно, и всего региона. Например, отсутствие в Центральной Азии единого информационного пространства привело к тому, что выросло целое поколение, которое своих соседей по региону почти не знает. Следовательно, сейчас необходимо усилить акцент на народную дипломатию, совместные образовательные, культурные, спортивные и прочие проекты. Это гуманитарная основа для регионального сотрудничества.
Страны ЦА также должны усилить региональную кооперацию, чтобы не застрять в сырьевой периферийной зоне мировых экономических процессов. Регион должен быть экономически конкурентоспособным и политически стабильным в условиях глобальных геополитических изменений, которые нередко создают больше хаоса, чем порядка.
Поэтому региональная кооперация - это не только раскрытие экономического потенциала стран, но также их эффективная защита от недружественных экономических, политических и идеологических интервенций со стороны мировых центров влияния. Тем более что из геополитических игроков, которые прямо или косвенно присутствуют в регионе - будь то Россия, Китай, США, Турция, Иран или Саудовская Аравия, - большинство заинтересовано в двусторонних отношениях с каждым из государств Центральной Азии, нежели иметь дело с их консолидированной позицией. В конечном счете, наши региональные проблемы никто, кроме стран ЦА, не решит. А если и захочет это сделать, то лишь навязывая им свои правила игры и собственную повестку дня.
Фото: YouTube.