О событиях начала XX века
Международные эксперты, оценивая – что в уходящем году можно назвать важнейшими событиями, в первых строках упоминают конфликт на Ближнем Востоке. Уходящий год в израильской истории оказался одним из самых сложных, но в итоге Израиль и в военном, и в политическом, и в экономическом плане показал себя очень эффективно. Интересно, что в этом же году исполнилось 110 лет одному из первых, а может, и самому первому, большому кризису в развитии тех процессов, которые в итоге привели к созданию государства Израиль. Тот вызов исходил не от арабского населения или от Ирана, а, как ни неожиданно, от европейского конфликта, от Первой мировой войны. Напрямую она никак не касалась проекта создания еврейского государства, но повлияла на него очень сильно.
Предысторией этих процессов, насколько можно судить, интересуются многие, но источники, к которым интерес нередко обращается, часто или малокомпетентны, или ангажированы. Но есть удачные исключения, и лучшее, что доступно по этой теме на русском языке – книга известного израильского историка Вальтера ЛАКЕРА "История сионизма". Очень информативная и объективная.
Рассказывая об историческом фоне, на котором возникло сионистское движение, то есть идея воссоединения еврейского народа в Палестине, он отмечает две основные тенденции. О первой у Лакера сказано так:
"В начале XIX века было несколько чрезвычайно богатых еврейских семей, подавляющее же большинство еврейского населения жило в отчаянной бедности. Но через три поколения РОТШИЛЬДЫ и семьи других банкиров перестали выделяться на фоне других богачей… Многие неимущие евреи поднялись по социальной лестнице и образовали прочный средний класс. На смену старой еврейской верхушке пришла новая элита, которая в большинстве совсем отказалась от иудаизма. Евреи освоили много новых профессий, которые прежде были им недоступны. Правда, сельским хозяйством не занимался почти никто, и в промышленности была занята сравнительно небольшая часть евреев".
На этом фоне начал развиваться другой процесс:
"Как только стены духовного гетто рухнули, ничто уже не могло сдержать тысячи энергичных молодых мужчин и женщин, стремящихся влиться в русло европейской культуры. Ассимиляция была не сознательным актом, а неизбежной судьбой людей, которые не имели родной земли, долгое время терпели упадок собственной национальной культуры и в значительной степени утратили свое национальное сознание". "Большинство евреев продолжали свою борьбу за полные гражданские права как граждане-патриоты тех стран, в которых они родились". Были в еврейском обществе и другие, конкурирующие, идейные позиции, но, как подчеркивает автор, отказ от ассимиляции многим казался немыслимым. Тем не менее ряд различных причин, в том числе рост национализма в европейских странах, стимулировавший и новый рост антисемитизма, вели к тому, что идея обрести "национальный дом" получала все больше сторонников. В таком качестве все чаще обсуждалась Палестина, которая тогда находилась в составе Османской империи и включала в себя ряд современных территорий и государств, в том числе Израиль. Сначала европейским евреям она не казалась слишком привлекательной в силу бедности и отсталости, но рост антисемитизма свое влияние на эти оценки оказал.
Лето 1914 года, писал в 1916 году публицист Я. КЛЕБАНОВ, "явилось для палестинского еврейства периодом особо напряженной работы и усиленного колонизационного строительства. …В Палестину приехало значительное число евреев из разных стран с намерением обосноваться в стране". Сионистские организации готовились закупать новые земельные участки. Но в конце июля началась Первая мировая война. Османская империя в первые ее месяцы придерживалась нейтралитета, хотя мобилизацию объявила. Палестинских евреев это почти не затронуло напрямую, так как большинство из них не были подданными султана. Но экономические последствия оказались болезненными. Клебанов пишет об этом:
"Благодаря несовершенной организации турецкой армии, особенно в отдаленных от центра провинциях, необходимые для пропитания и содержания войска припасы и материалы не имеются наготове и должны добываться путем реквизиции у местного населения. …На еврейских хозяйствах в городах и колониях реквизиции отразились крайне тяжелым образом". А после вступления Турции в войну и реквизиции усилились, и к ним добавилось участие населения в строительных работах. Следующий удар случился из-за того, что торговые корабли из России, Франции и Англии перестали делать коммерческие рейсы из Европы в Палестину.
"Палестина экономически весьма сильно связана с иностранными рынками, и вся ее торговля базируется главным образом на сношениях с Европой. Сама страна в больших количествах производит продукты сельского хозяйства… Большая часть их, на сумму около 40 миллионов франков в год, вывозится на иностранные рынки. С другой стороны, обрабатывающей фабричной промышленности в Палестине не имеется совершенно". Импорт такой продукции составлял до 50 миллионов франков в год. И сложности с логистикой сразу больно ударили и по торговцам, и по потребителям. "Палестинская колонизация не встала еще на собственные ноги, она нуждается еще в уходе и попечении со стороны. Школы содержались на средства извне, больницы и библиотеки также, новые поселки Национального фонда нуждались в регулярном притоке новых средств", - писал Я. Клебанов. А приток в значительной мере сократился. В довершение ко всему, случилось нашествие саранчи.
Часть палестинских евреев "поддалась панике" и уехала. Но другие смогли скоординироваться и частично ослабить кризис. Чтобы предотвратить спекуляцию, на общественные средства были созданы запасы продовольствия, для неимущих открыты столовые, для особо пострадавших торговцев созданы кассы дешевого кредита. Даже нашествию саранчи был найден ответ: в еврейских школах временно прекращены занятия, а школьники отправились бороться с насекомыми. Поступала и помощь извне, хотя Клебанов отмечал, что серьезные объемы идут только из США.
Интересная история произошла в отношениях турецких властей и тех палестинских евреев, которые были подданными других государств, противников Турции в войне. Сначала власти преследовали их, но потом был найден компромисс: им было предложено принять подданство Османской империи, даже с предоставлением некоторых льгот. Однако сионистских активистов командующий турецкими войсками в Сирии Джемаль-паша преследовал и высылал из Палестины.
Тем не менее еврейское население Палестины смогло пройти через тот кризис. Как позже еврейское население Израиля с победой прошло через целый ряд других, еще более жестких, уже военно-политических, кризисов, включая и тот, что весь мир наблюдает с конца прошлого года. После каждой победы казалось, что масштабных кризисов больше не будет.
Фото: Library of Congress.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!