Накопленное отклонение от реальных данных делает весь фундамент государственного и бизнес планирования совсем ненадёжным
Факт 1. Мусульманская "оценка инфляции".
11 марта начался Священный месяц Рамадан, в связи с чем на заседании президиума Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) утвердили размер пожертвования (фитр-садака).
В принципе, размер пожертвования рассчитывается на основе стоимости еды на одного человека на один день. Казахстанский ДУМК в качестве основы для расчета берет среднюю цену двух килограммов муки по стране.
На 2024 год ДУМК установил сумму пожертвования в размере 640 тенге.
По сравнению с 2023 годом произошел рост на 19,6% (в прошлом году размер пожертвования был 535 тенге).
Таким образом, обесценение стоимости пожертвования за год составило 19,6%, что ровно в два раза больше официального уровня инфляции, равного 9,8%.
Факт 2. Неисполнение по сбору налогов.
По оперативным данным Минфина Казахстана, по состоянию на 1 марта 2024 года, т.е. за январь и февраль этого года, налоговые поступления в республиканский бюджет (РБ) составили 1,85 трлн тенге.
Недобор по налоговым поступлениям составил 17,8% от плана.
В том числе по линии налога на добавленную стоимость (НДС) в РБ поступило меньше на 15,3% от плана, по КПН - на 24,5%.
Как связаны оба факта? Очень тесно:
- при прогнозе налоговых поступлений исходят из темпа роста валового внутреннего продукта (ВВП);
- в свою очередь, при расчете прироста ВВП берутся его показатели в текущих ценах (прошлого и настоящего годов) и переводятся в сопоставимые цены одного периода;
- при перерасчете в сопоставимые цены используется специальный коэффициент - дефлятор, который является числовым эквивалентом инфляции.
Таким образом, математическая особенность расчета роста ВВП такова, что если при большой реальной инфляции использовать ее заниженное значение, то у вас получится ошибочно большое значение роста ВВП и, как результат, неоправданно завышенный прогноз налоговых поступлений. Факт 2 говорит как раз об этом: запланированный уровень налоговых сборов может оказаться изначально недостижимым при любом администрировании.
Вернемся к Факту 1. У ДУМКа получается, что за год произошло обесценение прошлогоднего пожертвования на 19,6%, а официальная инфляция - 9,8%.
Кто прав? Тут надо понимать, что обе величины не являются абсолютными - это просто математические оценки объективного реального процесса - инфляции или роста цен.
В свою очередь, адекватность любой оценки зависит от методики расчета.
Очевидно, что оценивать инфляцию по двум килограммам муки никто не собирается, но нужно признать и то, что та оценка инфляции, которую называют "официальной", рассчитывается по методике, которая не соответствует реальному росту цен и давно нуждается в адаптации к современному времени. Поэтому, кто ближе к правде ДУМК или Бюро национальной статистики - не такой уж странный вопрос.
А что, если "оценка ДУМКа" на самом деле точнее отражает инфляцию?
Если это так, то из этого вытекают очень неприятные последствия:
1. Рост ВВП в 2023 году был ниже, чем объявленные 5,1% - это как минимум. Если принять инфляцию равной 19,6%, то в ценах 2022 года ВВП за 2023 год должен уменьшиться на 9,8%, а это уже "перекрывает" объявленные 5,1% роста. Тогда наша экономика находится в стагнации или даже в рецессии.
2. Одной из последствий некорректных расчетов ВВП будет проблема с исполнением республиканского бюджета, т.к. запланированный уровень налоговых поступлений исходит из завышенного темпа роста ВВП, который на самом деле не должен был служить исходной базой для расчетов на 2024 г. В связи с этим у правительства возникает риск увеличения объема внутренних заимствований либо дополнительных трансфертов из Национального фонда. К слову, за январь-февраль текущего года из Нацфонда Казахстана в республиканский бюджет уже поступили трансферты на сумму 1,09 трлн тенге, что составляет 36% совокупных доходов республиканского бюджета.
3. Еще одним последствием будет пересмотр многих средне- и долгосрочных планов государства и бизнеса. Например, удвоение ВВП становится совсем призрачным.
Надеюсь, ошибка в оценке реальной инфляции не столь существенна, но в любом случае работу по ее устранению сделать необходимо. Оставлять как есть нельзя, это - как обманывать себя хорошей температурой, выводя из строя термометры. Такая игра с экономической статистикой - это те же приписки, только с приставкой "макро-".
Возможно, управленцы "Старого Казахстана" элементарно не знали об этих особенностях - они не были большими профессионалами, а может, и не хотели это менять, так как "рост ВВП" помогал дурить шефа.
Однако такая игра не может длиться бесконечно: накопленное отклонение от реальных данных делает весь фундамент государственного и бизнес планирования совсем ненадежным, а к чему это может привести - мы уже видели.
Источник: страница Искандера Бейсембетова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: из открытых источников.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!