Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Когда человечество не ведало таких коммуникативных благ, как компьютеры, смартфоны, интернет, форумы, группы, вацап, лайки и прочих хитромудрых "штучек", без набора которых немыслимо никакое полноценное общение XXI века, люди всё же не прозябали в тотальном невежестве, разобщенности и унынии от невозможности громко и принародно высказать всем всё, что наболело. И хотя в "допотопные" годы (полвека назад!) для публичного выражения своего "фи" приходилось напрягать не только упругие извилины собственного мозга, но и прилагать изрядные умения и делать что-то собственными руками, сам процесс протекал не менее увлекательно и захватывающе, чем в эпоху коллективного вики-разума, метавселенных, электронных скоростей и универсального способа выразить всю бурю переполняющих эмоций человека с помощью одного разъединого смайлика. Самым архаичным монитором для письменных социальных выплесков были стены: пещер, городов (Царьграда, к примеру), домов и зданий (школ, особенно), родовых усадеб, родных предприятий и пр. Стенная печать появилась одновременно с другими древнейшими профессиями.
Стенгазеты, сопровождавшие всю историю СССР, в 1960-70-е годы уже не приравнивалась к средствам массовой информации. Но всё ещё считалась серьезным и самодостаточным средством пропаганды и агитации. Особенно среди юных. Стенгазета с выверенным и хлёстким названием непременно присутствовала в каждой школе и в каждом классе. Её выпускал любой пионерский отряд и каждое отдельное пионерское звено. Не было ни одного праздника без массового выпуска праздничных ватманов с аккуратной каллиграфией и цветастым художественным оформлением. Стенгазеты откликались на окрестные события, отмечали всенародные праздники, поздравляли с локальными победами одноклассников и сообщали о всех школьных ЧП.
Знает ли мой дорогой читатель, каков размер стандартного листа ватмана? И что представляет из себя плакатное перо? А как пахнет свежая тушь? Нет? Тогда совершенно точно ты достаточно юн, никогда не состоял ни в какой редколлегии и ни разу не участвовали в выпусках стенгазет!
Стенгазеты выпускала избранная шумными собраниями редакционная коллегия. Очередной выпуск становился не только грустной обязанностью (все идут по домам, а ты...), но и своеобразной игрой, дополнительным способом проявить оригинальность своего суждения и неповторимость таланта. Стандартный размер школьной стенгазеты определялся стандартным размером листа ватмана. В особых случаях листы склеивались или вывешивались несколькими "страницами". Назавтра, когда новоиспеченное творение выходило в свет и занимало своё место там, где ему было заповедано статусом - на стене, возле него тут же собиралась шумная толпа читателей-почитателей. От свежего издания исходил характерный запах свежей туши, гуаши и информационной новизны.
Но постепенно авторы перерастали стенной жанр. Следующим этапом публичного выражения своих мыслей и чаяний для подрастающего поколения были уже настоящие газеты, которые выходили в СССР миллионными тиражами. В первую очередь детские, заточенные под пионерию и её чаяния, наподобие всесоюзной "Пионерской правды" и казахстанских "Дружных ребят". "Дружные ребята" издавались в Казахстане с 1933 года и в середине 1980-х выходили тиражом в 180 тысяч экземпляров дважды в неделю.
В каждой газете был тогда обязательный отдел писем, который разбирал и читал всю ту корреспонденцию, которая ежедневно приходила от читателей. Культ писем, существовавший в Советском Союзе, предполагал, что создать"отправление", запечатать его в конверт, подписать адрес и засунуть конверт в почтовый ящик умел к 4-му классу каждый школьник. Писать письма в газеты не боялись и не стеснялись. Вовсе не обязательно посвящая в тайны своих переписок родителей. Так что почта "от читателей" приходила в редакции мешками! И каждое, согласно существовавшим тогда правилам, полагалось зарегистрировать, прочитать и отреагировать. В случае если оно достойно - опубликовать, а в противном - ответить адресату.
В душе каждый жаждал увидеть себя "пропечатанным" в настоящей газете и стать юным корреспондентом. Хотя до устойчивого сотрудничества с редакциями добирались немногие, детское журналистское движение считалось в СССР делом государственным. Кружки "юнкоров" существовали в каждом Доме пионеров. Слёты разных уровней проводились регулярно. Один из таких, прошедший в марте 1969 года в Талгаре - мелькает на иллюстрациях к сегодняшнему материалу. Конкурс стенгазет, обмен опытом с "настоящими журналистами" из районных многотиражек и радио, пионерские рапорты, наставления ветеранов войны и партии, награждения лучших - всё это вкупе составляло увлекательное действо, захватывавшее воображение тинэйджеров той эпохи.
Движение юнкоров, как и всё то, что поддерживало государство и его идеологию, отличалось порядком и массовостью. Самые талантливые юные корреспонденты становились своеобразными внештатными сотрудниками, получавшими свои задания в редакции. Главной радостью их, правда, был не гонорар за статьи (как у старших товарищей), а счастье от самой заметки, опубликованной в газетах. Многие "зубробизоны" нашей журналистики, до сих пор радующие (или не радующие) читателей СМИ своими опусами, начинали путь в профессию именно теми молодыми и ранними юнкорами с горящими глазами и затаёнными амбициями. Начинавшими свой путь в журналистику с приобщения к архаичной стенной печати.
Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
Фото: из архива Андрея Михайлова.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!