Давно назрела необходимость облагать транспортным налогом в зависимости от мощности двигателя автомобиля
13 сентября объявлено о планируемом упразднении транспортного налога владельцам автомобилей, с его планомерной заменой на повышение акциза на топливо. Очевидно, что в целом данная инициатива будет положительно принята обществом.
При этом вице-министр национальной экономики Аскар АМРИН, недавно и озвучивший планируемое изменение, подчеркнул, что упразднение коснётся только владельцев автомобилей, чей объем двигателя не превышает 3,5 либо 4 литров (данный параметр еще обдумывается). Причиной этого является, на его взгляд, опасение чрезмерного облегчения налогового бремени на владельцев больших автомобилей, в том случае если транспортный налог будет замещен повышением акцизов на топливо. Но господин Амрин забыл указать, что автомобили с большим двигателем и потребляют в разы больше топлива, чем малолитражные автомобили. То есть очевидно, что повышение акцизов на топливо напрямую коснется всех автовладельцев без исключения.
Кроме того, в целях предотвращения дальнейшего глобального потепления во всём мире идёт тенденция снижения объёма двигателей, так называемый даунсайзинг моторов. Мировые автопроизводители стараются уменьшить объемы своих двигателей и уже как несколько лет не выпускают автомобили с двигателями с объёмом свыше 4.0 литра. И даже упомянутый вице-министром национальной экономики Аскаром Амрином сверхпопулярный в стране Lexus LX 570 уже давно снят с производства и вместо него сейчас производится Lexus LX 600 с мотором меньшего объема в 3,5 литра, но с ощутимо большей мощностью, чем у Lexus LX 570. По этой причине большинством стран уже давно в расчет налоговой ставки берется не объем двигателя автомобиля, а его мощность. Более того, с 2035 года в Европе и Японии будет запрещено производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, разрешаются только электромобили.
Учитывая эту тенденцию к устойчивому снижению объемов двигателей, и наши соседи-россияне, например, уже давно взимают ставку налога не с объёма, а с мощности двигателя - лошадиных сил. Очевидно, что Министерство национальной экономики РК только начало изучать вопрос, но они сейчас явно двигаются в неправильном направлении - они тратят свое время на разработку заведомо неактуального закона, технологии не стоят на месте, и поэтому двигатели современных автомобилей будут и дальше продолжать неизбежно снижать свои объемы. Следовательно, автомобилей с двигателями объемом свыше 4 литров в дальнейшем будет все меньше, уже на данный момент их очень мало предлагается к покупке в новом состоянии в автосалонах, большинство из них возможно приобрести только на вторичном рынке в подержанном виде, а со временем, постепенно списываясь в утиль, их вообще не останется в природе. Одним словом, уже давно назрела необходимость облагать транспортным налогом в зависимости от мощности двигателя автомобиля. И только в одном "новом" Казахстане богатый нувориш, купивший новехонький Ferrari SF90 Stradale стоимостью более 144 млн тенге (указана цена завода, без таможенных налогов и стоимости доставки), мощностью более 780 лошадиных сил, будет освобожден от уплаты транспортных налогов, так как его объем двигателя по факту не превышает 4 литров (3990 куб.см).
В случае же принятия нового закона в том виде, в котором предлагает господин Амрин, то окажется, что в нем будет прописано заведомо "недееспособное" положение, когда уже не останется автомобилей с объемом двигателя свыше 4 литров, владельцев которых можно облагать повышенными налогами. Ведь если взглянуть на цены действительно дорогих автомобилей стоимостью свыше 30-40 миллионов тенге, то можно заметить, что большинство из них имеют двигатели объемом куда меньше 4 литров, следовательно, эти автомобили не будут затронуты положениями нового закона и будут необоснованно освобождены от налогов. Вот только некоторые примеры новых автомобилей, которые, в случае принятия закона, будут освобождены от уплаты транспортного налога:
- Mercedes-AMG C 63 S E Performance, объем двигателя 1991 куб.см., мощность 476 л.с., стоимость от 57 329 112 тенге.
- Mercedes-Benz G 63 AMG, объем двигателя 3982 куб.см., мощность 585 л.с., стоимость от 94 503 578 тенге.
- Mercedes-Benz G 500, объем двигателя 3982 куб.см., мощность 421 л.с., стоимость от 98 187 803 тенге.
- Mercedes-Benz S 580, объем двигателя 3982 куб.см., мощность 503 л.с., стоимость от 72 937 200 тенге.
- Mercedes-Benz AMG GT, объем двигателя 3982 куб.см., мощность 585 л.с., стоимость от 89 762 404 тенге.
- Audi A8, объем двигателя 3996 куб.см., мощность 460 л.с., стоимость от 44 700 000 тенге.
- Audi Q8 3.0 55 TFSI, объем двигателя 2995 куб.см., мощность 340 л.с., стоимость от 32 702 050 тенге.
- Audi RS Q8, объем двигателя 3996 куб.см., мощность 600 л.с., стоимость от 53 862 200 тенге.
- Porsche Cayenne Turbo, объем двигателя 3996 куб.см., мощность 550 л.с., стоимость от 78 209 767 тенге.
- Lamborghini Urus, объем двигателя 3996 куб.см., мощность 666 л.с., стоимость от 250 000 000 тенге.
- Bentley Bentayga, объем двигателя 3996 куб.см., мощность 550 л.с., стоимость от 211 500 000 тенге.
- Toyota Land Cruiser 300, объем двигателя 3444 куб.см., мощность 415 л.с., стоимость от 51 590 000 тенге.
- Lexus LX 600, объем двигателя 3444 куб.см., мощность 415 л.с., стоимость от 62 740 000 тенге.
Но на самом же деле можно взять за основу опыт россиян и внедрить их ставки налогов с мощности двигателей - на сегодняшний день это более прогрессивная и эффективная модель налогообложения. К примеру, в России общие ставки для легковых автомобилей выглядят следующим образом:
В дополнение для автомобилей с повышенной мощностью россияне применяют повышающий коэффициент, так называемый "налог на роскошь". Повышающий коэффициент привязан к стоимости машины и ее возрасту. Раньше в России дополнительный налог платили владельцы машин дороже 3 млн рублей, но в 2022 году правительство решило повысить планку "налога на роскошь" до 10 млн рублей. То есть повышающий коэффициент применяется только к машинам, дороже 10 млн рублей (с года выпуска которых прошло не более 10 лет) и средней стоимостью от 15 млн рублей (с года выпуска которых прошло не более 20 лет). Перечень автомобилей стоимостью выше 10 млн рублей весной каждого года утверждает Минпромторг РФ. В 2023 году в России в него попали 173 машины.
Сейчас коэффициенты выглядят так:
Обратите внимание, что в таблице рядом с ценой машины указан и возраст авто. По истечении этого срока повышающий коэффициент не применяется.
Одним из преимуществ данной методики также является возможность регулирования рынка электромобилей, ведь рост числа электромобилей на дорогах - это неизбежный процесс в будущем. По причине наличия тяжелых батарей электромобили почти в два раза тяжелее при сопоставимых с традиционными автомобилями размерами, что принуждает автопроизводителей увеличивать мощность электромобилей, чтобы последние не оказались в движении слишком тихоходными. Вместе с тем, появление на дорогах Казахстана большого количества сверхмощных электромобилей может негативно повлиять на и без того слабую электросеть страны. Следовательно, необходимо будет как-то регулировать рынок сверхмощных электромобилей. И наилучшим образом для этого подходит механизм внедрения налогообложения электромобилей. При этом, так как электрокары в силу естественных причин не имеют двигателей внутреннего сгорания, рассчитать налог возможно только при внедрении расчетов транспортного налога с мощности двигателя. Другое дело, что в методике у россиян не учтены особенности электромобилей, вследствие чего под повышенные ставки "свыше 250 л.с." в России подподает большинство обычных электрических автомобилей, так как мощность свыше 250 л.с. для электромобилей считается необходимостью по указанной выше причине, россиянам следовало расширить коридор ставок налогообложения до 300 л.с.
Введение "налога на роскошь" позволит не только полностью и без исключений упразднить транспортный налог, переведя его на акциз топлива, но и позволит более справедливо облагать налогами лица, получающие сверхдоходы. В этой связи целесообразно перенять устоявшийся опыт России и адаптировать его под казахстанские реалии. К примеру, если правительство желает освободить автовладельцев от транспортного налога, то целесообразно упразднить транспортный налог полностью для всех автовладельцев, а не только для автомобилей до определенного объема двигателя (что будет вполне справедливо). Но при этом все еще останется возможность облагать налогом владельцев мощных автомобилей путем внедрения "налога на роскошь". Именно эта схема позволит упразднить транспортный налог открыто и полностью без каких либо усложнений и манипуляций.
Коллаж: © Ratel.kz / Сергей Перхальский, Малик Кумарбеков.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!