Как в фильмах – лауреатах Оскара отражалась современная им эпоха
10-е годы нашего века
Второе десятилетие на самом деле еще не закончилось, сейчас идет его последний год. В эти девять лет, 2011 – 2019, вместились восстановление экономики, обострение межрасовых противоречий, массовые убийства то в одном, то в другом штате, избрание Трампа и поляризация американского общества.
Открывалось десятилетие триумфом исторической драмы "Король говорит", получившей в 2011 г. призы за лучший фильм, лучшую режиссуру (Том ХУПЕР), лучшую мужскую роль (Колин ФЕРТ) и лучший сценарий (Дэвид САЙДЛЕР). Это история о том, как слабый и неуверенный в себе человек преображается в одного из лидеров нации в непростые для нее времена. Еще дважды академики отмечают фильмы с созвучной идеей. Это "Железная леди", отмеченная в 2012 г. призом за лучшую женскую роль (вторая статуэтка для Мерил СТРИП), и "Темные времена" с Оскаром за лучшую мужскую роль (Гэри ОЛДМАН) в 2018 г. Проблема лидерства и сохранения при этом демократических основ, надо полагать, является сегодня для США более чем актуальной. Забавно, что все три фильма относятся к английской истории. Стал лауреатом еще один фильм из английской истории – "Фаворитка" (2019) с Оскаром за лучшую женскую роль (Оливия КОЛМАН) – про слабую и безвольную королеву Анну.
Беспорядки в Фергюссоне (штат Миссури), протесты против сноса памятников генералам – конфедератам, расстрел в Чарстоне (штат Южная Каролина), убийство полицейских в Далласе (штат Техас) – такого обострения межрасовых противоречий в Америке не было давно. И академики, надо признать, довольно щедро награждали фильмы, посвященные межрасовым отношениям.
Первый фильм этого направления – "Джанго освобожденный", получивший в 2013 г. приз за лучший сценарий (Квентин ТАРАНТИНО). Затем идет "12 лет рабства" в следующем, 2014 г., отмеченный статуэтками за лучший фильм и лучший сценарий (Джон РИДЛИ) (напоминаю, речь идет только об основных номинациях). Через три года, в 2017 г., академики дают Оскара за лучший фильм и лучший сценарий (Барри ДЖЕНКИНС, Тарелл Элвин МАККРЕЙНИ) фильму "Лунный свет". В 2018 г. приз за лучший сценарий (Джордан ПИЛ) получает триллер "Прочь", своеобразный парафраз другого оскароносного фильма "Угадай, кто придет к обеду" (1968 г.).
В прошлом году лауреатами становятся "Зеленая книга" - лучший фильм и лучший сценарий (Питер ФАРРЕЛЛИ и др.), и "Черный клановец" - лучший сценарий (Спайк ЛИ и др.).
О долге журналиста, о том, что нельзя бояться бросить вызов могущественной организации и общественному мнению рассказывает фильм "В центре внимания", отмеченный в 2016 г. как лучший фильм и лучший сценарий (Том МАККАРТИ, Джош СИНГЕР). Он рассказывает о разоблачении газетой "Бостон глобал" педофилии среди католических священников.
Против общественного равнодушия и лицемерия выступают фильмы "Даллаский клуб покупателей" и "Три билборда на границе Эббинга, Миссури".
"Даллаский клуб покупателей", получивший Оскара за лучшую мужскую роль (Мэттью МАККОНАХИ), рассказывает про больного СПИДом, распространяющего среди себе подобных лекарство, запрещенное к ввозу в страну. "Три билборда на границе Эббинга, Миссури", лучшая женская роль (Фрэнсис МАКДОРМАНД) 2018 года - про мать-одиночку, побуждающую власти расследовать убийство ее дочери.
"Игра на понижение", приз за лучший сценарий (Адам МАККЕЙ, Чарльз РЭНДОЛЬФ) в 2016 г., не столько про финансовый кризис, сколько про то, как ослепленные жадностью люди не желают видеть очевидного.
Список победителей в основных номинациях за последние 9 лет приведен в таблице 9.
Оскар 2020
Десятилетие завершает только что прошедшая 92 церемония вручения премии американской киноакадемии.
Триумфатором стал, во многом неожиданно, южнокорейский фильм "Паразиты". Он победил в четырех номинациях: лучший фильм, лучший режиссер (Пак Чжон ХО), лучший оригинальный сценарий (он же), лучший иностранный фильм. Это первый фильм, снятый не на английском языке и победивший в главной номинации.
Удивительным образом произведение Пак Чжон Хо попало в резонанс с проблемами, волнующими сегодня США. Социальный гротеск, трагикомедия об общественном расколе, размытости моральных границ, когда никто до конца не прав и до конца не виноват - оказался очень созвучным дискурсу американской общественной дискуссии.
Приз за лучшую мужскую роль получил Хоакин ФЕНИКС за фильм "Джокер", за лучшую женскую роль – Рене ЗЕЛЬВЕГЕР за фильм "Джуди", приз за лучший адаптированный сценарий получил Тайка ВАЙТИТИ ("Кролик Джоджо").
Хотя мы говорим только о главных номинациях, но одну из неосновных стоит упомянуть. Оскара за лучший полнометражный документальный фильм получила "Американская фабрика", снятая студией Higher Grounds Productions, принадлежащей Мишель и Бараку ОБАМЕ.
Итог
Все-таки Оскара вручают за художественные достоинства, а не за злободневность показанной истории. Предметом художественного осмысления, как правило, становятся проблемы становления личности, взаимоотношения между людьми, между человеком и обществом.
С другой стороны, актуальная в данный момент повестка дня не может не оказать влияние на выбор киноакадемиков. Иногда атмосфера фильма попадает в резонанс с их настроением, иногда впечатляют аллегории на современность, а иногда они оценивают и прямое высказывание о текущих событиях.
"Унесенные ветром", помимо несомненных художественных достоинств, это и предчувствие грядущих потрясений, тем более что война уже шла, правда за пределами США, когда фильм получал своих Оскаров.
"Телесеть" или совсем свежий оскароносец "Паразиты" - это, несомненно, аллегории на современное им американское общество.
"Вся президентская рать", "Повелитель бури" - это прямое высказывание о текущих событиях. Несомненно, их ценность не только в этом, иначе они не были бы художественными произведениями.
Но большинство лауреатов имеет очень опосредованное отношение к современности. Они, все-таки, больше о вечных темах.
Бонус: иностранцы на Оскаре
Под иностранцами будем считать фильмы представителей кинематографических профессий, не относящихся к англоязычному миру. Англичане, канадцы, австралийцы, новозеландцы – это не иностранцы. Такой принцип выбран потому, что Киноакадемия делит фильмы на снятые на английском языке или на других языках.
По правилам, в категории "лучший фильм" соревнуются кинокартины длительностью 40 минут и более, в которых не менее 75% фраз произносится на английском языке. Тем не менее известно 10 случаев, когда к конкурсу были допущены фильмы, снятые не на английском языке. Есть еще два пограничных случая.
Первый из них – "Великая иллюзия" Жана РЕНУАРА, участвовавшая в конкурсе в 1939 г. Фильм рассказывает о Первой мировой войне.
Затем в течение тридцати лет правила не нарушались, но для выдающихся иностранных фильмов была придумана номинация "лучший фильм на иностранном языке", в которой награждались в основном, до поры до времени, европейские фильмы.
Но в 1969 г. порядок был нарушен - на премию в этой номинации был выдвинут французский политический триллер "Дзета". Главный приз он, как и последующие фильмы в этом блоке, не получил, но его отметили Оскаром за лучший фильм на иностранном языке.
Прошло четыре года и в 1973-м номинируется уже шведский фильм "Эмигранты", драма об эмиграции шведов в Америку. Ни в одной из номинаций он не победил.
На следующий год в борьбу вступает другой шведский фильм "Шепоты и крики", поставленный Ингмаром БЕРГМАНОМ. Он получает приз за лучшую операторскую работу.
Проходит больше двадцати лет и в 1996 г. в этой номинации выдвигается итальянский фильм "Почтальон", рассказывающий о дружбе Пабло НЕРУДЫ и итальянского рыбака. Фильм взял приз за лучшую музыку.
Через три года, в 1999 г., еще один итальянский фильм вступил в борьбу за звание лучшего фильма – "Жизнь прекрасна". Он получил призы за лучшую мужскую роль, лучшую музыку и лучший фильм на иностранном языке.
В 2001 г. впервые выдвигается не европейский фильм. На Оскара за лучший фильм претендует "Крадущийся тигр, затаившийся дракон", созданный на Тайване. Его призы – лучший оператор, лучшая музыка, лучшие декорации и лучший фильм на иностранном языке.
В 2013 г. еще одна попытка для европейского кино – австрийский фильм "Любовь" о престарелых супругах. Но получает только лишь приз лучшему фильму на иностранном языке.
2019 год – мексиканский фильм "Рома" номинируется в этой категории. Но побеждает в номинациях лучший режиссер, лучший оператор и лучший фильм на иностранном языке.
И, наконец, в этом году фильм на иностранном языке – "Паразиты" - взял эту высоту.
Два пограничных случая. Первый – "Письма с Иводзимы". Американский фильм, снятый на японском. Он получил в 2007 г. Оскара за лучший монтаж звука.
Второй – "Артист", франко-бельгийский фильм. Но он немой с английскими титрами и парой фраз на английском в самом конце. Поэтому его не относят к фильмам на иностранном языке, хотя во всем остальном он абсолютно иностранный. Но зато он в 2012 г. собрал целую гроздь призов: лучший фильм, лучший режиссер (Мишель ХАЗАНАВИЧУС), лучший исполнитель мужской роли (Жан ДЮЖАРДЕН), лучшие костюмы и лучшая музыка.