Как в фильмах – лауреатах Оскара отражалась современная им эпоха
90-е годы прошлого века
Как и в предыдущее десятилетие, американская экономика уверенно растет и развивается. После распада СССР и Варшавского блока, мир становится однополярным, и США его полюс. Случились в это десятилетие и трагедия в Уэйко, и взрыв федерального здания в Оклахома-Сити. Но в целом, на фоне страстей, бушующих в остальном мире, США казались оплотом спокойствия и стабильности.
И все-таки в этом благополучии была какая-то червоточина, что проявится уже в следующем десятилетии.
Но прежде всего надо отметить два фильма: "Молчание ягнят" и "Титаник".
"Молчание ягнят", триллер про серийного убийцу, в 1992 г. стал третьим и пока последним фильмом в истории Оскара, победившим во всех пяти основных номинациях: лучший фильм, лучший режиссер (Джонатан ДЕММИ), лучшая мужская роль (Энтони ХОПКИНС), лучшая женская роль (Джоди ФОСТЕР) и лучший сценарий (Тэд ТЕЛЛИ).
"Титаник" в 1998 г. стал вторым после "Бен Гура" победителем в 11 номинациях, разделив с ним первое место по числу побед. В основных номинациях "Титаник" взял статуэтки за лучший фильм и лучшую режиссуру (Джеймс КЭМЕРОН).
В период благополучия на первое место выходит тема терпимости. Если за все предыдущие шесть десятилетий за исполнение роли представителя сексуальных меньшинств Оскар вручили только один раз – в 1986 г. Уильяму ХЕРТУ за роль в фильме "Поцелуй женщины-паука", то в это десятилетие статуэтка за такие роли вручалась дважды. Первая в 1994 г. была вручена Тому ХЭНКСУ за роль адвоката гея, больного СПИДом, в фильме "Филадельфия". Вторую в 2000 г. получила Хилари СУОНК за роль транссексуала в фильме "Парни не плачут".
Еще в трех фильмах, отмеченных премией, этой темы касаются так или иначе. "Жестокие игры" (1993 г.) - премия за лучший сценарий (Нил ДЖОРДАН) – о дружбе бойца ИРА и транссексуала. "Лучше не бывает" (1998 г.) - лучшая мужская роль (Джек НИКОЛСОН) и лучшая женская роль (Хелен ХАНТ) – превратности судьбы гея, соседа главного героя, становятся триггером для развития сюжета.
Любая нетерпимость – оборотная сторона ханжества и лицемерия. "Запах женщины", получивший в 1993 г. Оскара за лучшую мужскую роль (Аль ПАЧИНО), нельзя свести только к этой теме. Но кульминация фильма, финальный монолог главного героя - яростное выступление против ханжества и лицемерия.
Антисемитизм – это одна из разновидностей нетерпимости. Как ни странно, тема Холокоста в предыдущие десятилетия среди лауреатов затрагивалась только один раз - "Выбор Софи" в 1983 г. В это же десятилетие сразу два фильма стали лауреатами. Первый – это "Список Шиндлера", получивший в 1993 г. призы за лучший фильм, лучшую режиссуру (Стивен СПИЛБЕРГ) и лучший сценарий (Стивен ЗАИЛЛЯН). Второй – "Жизнь прекрасна", за исполнение главной роль в котором Роберто БЕНИНЬИ получил свой Оскар. Просто напомню, мы говорим только о победах в главных номинациях. К слову, это первый фильм не на английском языке, победивший в этой номинации. Но сам Бениньи, тем не менее, только второй актер не из англоговорящих стран, ставший лучшим исполнителем мужской роли. Первый – Максимилиан ШЕЛЛ, австрийский актер, получивший приз за роль в "Нюрнбергском процессе" в 1962 г.
Любой хороший военный фильм в своем основном посыле – антивоенный. Это же можно сказать про два фильма про Вторую мировую войну: "Английский пациент" (1997 г.), получивший призы за лучший фильм и лучшую режиссуру (Энтони МИНГЕЛЛА), и "Спасти рядового Райана", награжденный в 1998 г. за лучшую режиссуру (Стивен Спилберг).
История четырех десятилетий страны, рассказанная через историю одного человека – "Форрест Гамп", собрала в 1995 г. свой урожай призов: лучший фильм, лучший режиссер (Роберт ЗЕМЕКИС), лучшая мужская роль (второй подряд Оскар Тома Хэнкса).
Трэш, высокохудожественно воплощенный на экране - "Криминальное чтиво", получил в 1995 г. приз за лучший сценарий (Квентин ТАРАНТИНО и Роджер ЭВЕРИ).
Десятилетие заканчивалось победой в 2000 г. "Красоты по-американски", получившей призы за лучший фильм, лучшую режиссуру (Сэм МЕНДЕС), лучшую мужскую роль (Кевин СПЕЙСИ) и лучший сценарий (Алан БОЛЛ). Фильм о том, что за фасадом внешнего благополучия скрываются серьезные проблемы.
С полным списком лауреатов в основных номинациях можно ознакомиться в таблице 7.
Нулевые годы этого века
В первое десятилетие нового тысячелетия вместились: серия террористических актов 11 сентября 2001 г., вторжение в Ирак и Афганистан, избрание первого афроамериканца на пост президента страны, финансовый кризис 2008–2009 гг., перекинувшийся на весь мир.
Игровое кино редко когда оперативно реагирует на события, происходящие в стране, даже очень масштабные. Требуется время на осмысление, на понимание того, как художественным образом отобразить произошедшее на экране.
Настроение наступающему десятилетию задает, наверное, фильм "Траффик", победивший в 2001 г. в категориях лучший режиссер (Стивен СОДЕРБЕРГ) и лучший сценарий (Стивен ГААН), рассказывающий о необходимой, но в тоже время безнадежной борьбе с наркоторговлей.
В 2004 г. в 11 номинациях побеждает, повторив таким образом достижения "Бен Гура" и "Титаника", "Властелин колец: возвращение короля", третья часть сказочного эпоса. В основных номинациях ему достались статуэтки за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучший сценарий (Питер ДЖЕКСОН и др.).
Тема терпимости никуда не уходит из поля зрения киноакадемиков. В 2006 г. призы за лучшую режиссуру (Энг ЛИ) и лучший сценарий (Дайана ОССАНА, Ларри МАКМЕРТРИ) получает "Горбатая гора", рассказывающая о любви двух ковбоев и о том, что за этим последовало.
"Харви Милк" вышел на экраны 28 октября 2008 г., как раз под президентские выборы. Харви МИЛК – исторический персонаж, защитник прав сексуальных меньшинств, добившийся избрания в городской наблюдательный совет Сан-Франциско, и убитый гомофобом. Есть в этой истории некое созвучие с выбором Барака ОБАМЫ в президенты США. В 2009 г. фильм получил Оскара за лучшую мужскую роль (Шон ПЕНН) и лучший сценарий (Дастин Лэнс БЛЭК).
Заканчивает десятилетие фильм "Повелитель бури", получивший в 2010 году призы за лучший фильм, лучшую режиссуру (Кэтрин БИГЕЛОУ, единственная женщина, победитель в этой номинации) и лучший сценарий (Марк БОАЛ). Фильм про то, как война деформирует человека – главный герой уже не может жить мирной жизнью.