Как в фильмах – лауреатах Оскара отражалась современная им эпоха
70-е годы прошлого века
В это десятилетие случились поражение во Вьетнаме, Уотергейтский скандал и экономический спад.
Жизнь идет, чередуются успехи и неудачи, но все как-то без особой надежды на лучшее – это составляло атмосферу того десятилетия. И это не могло не отразиться на выборе киноакадемиков. В 1972 г. два фильма, соответствующих этой атмосфере, были отмечены призами. "Французский связной" о напряженной, но не особо успешной, с точки зрения конечного результата, борьбе с торговлей наркотиками получил премии за лучший фильм, лучшую режиссуру (Уильям ФРИДКИН), лучшую мужскую роль (Джин ХЭКМЕН) и лучший сценарий (Эрнест ТАЙДИМЕН). Второй фильм – "Клют", детектив о поисках пропавшего без вести, получил премию за лучшую женскую роль (Джейн ФОНДА).
В 1973 г. две статуэтки за лучшую режиссуру (Боб ФОСС) и лучшую женскую роль (Лайза МИННЕЛЛИ) получило "Кабаре". Фоном, на котором развивается сюжет, является усиление нацизма в Германии в начале 30-х годов. И это, и не складывающиеся отношения героев, несмотря на выдающиеся музыкальные номера, особого оптимизма у зрителя не порождают.
В 1976 г. во всех пяти главных номинациях побеждает, это второй из трех подобных случаев, "Пролетая над гнездом кукушки". Лучший фильм, лучший режиссер (Милош ФОРМАН), лучший исполнитель мужской роли (Джек НИКОЛСОН), лучшая исполнительница женской роли (Луиза ФЛЕТЧЕР) и лучший сценарий (Бо ГОЛДМАН и др.). Фильм про то, как деспотия побеждает свободолюбие.
В 1977 г. призы за лучшую мужскую роль (Питер ФИНЧ), лучшую женскую роль (Фэй ДАНАУЭЙ) и лучший сценарий (Пэдди ЧАЕВСКИ) получает фильм "Телесеть", рассказывающий о манипуляции общественным сознанием и жестокости и беспринципности крупной, в нашем случае телевещательной, корпорации.
Тема вьетнамской войны поднята в "Охотнике на оленей" и "Возвращение домой", отмеченных наградами в 1979 г.
"Охотник на оленей", получивший призы за лучший фильм и лучшую режиссуру (Майкл ЧИМИНО), рассказывает о трех товарищах, чью жизнь поломала судьба. Об искалеченных судьбах рассказывает и "Возвращение домой", награжденное призами за лучшую мужскую роль (Джон ВОЙТ), лучшую женскую роль (Джейн Фонда) и лучший сценарий (Уолдо СОЛТ и др.).
Но не только мрачные и упаднические фильмы получали награды киноакадемии. В 1974 г. призы за лучший фильм, лучшую режиссуру (Джордж Рой ХИЛЛ) и лучший сценарий (Дэвид УОРД) получает плутовская комедия "Афера", в которой аферисты одурачивают крутого гангстера.
Своеобразной интерпретацией истории Давида и Голиафа является фильм "Рокки", получивший призы за лучший фильм и лучшую режиссуру (Джон Г. ЭВИЛДСЕН) в 1977 г.
"Энни Холл", в 1978 г. забравшая статуэтки за лучший фильм, лучшую режиссуру (Вуди АЛЛЕН), лучшую женскую роль (Дайна КИТОН) и лучший сценарий (снова Вуди Аллен), полна жизнелюбия, даже несмотря на то, что главные герои расстаются. И даже Нью-Йорк здесь теплый и доброжелательный, в отличие от "Французского связного" и "Клюта", где он холодный и отстраненный.
Обязательно необходимо упомянуть две части семейной саги "Крестный отец". Первая часть в 1973 году получила призы за лучший фильм, лучшую мужскую роль (Марлон БРАНДО) и лучший сценарий (Марио ПЬЮЗО и Фрэнсис Форд КОППОЛА). Вторая часть в 1975 году получила призы за лучший фильм, лучшую режиссуру (Фрэнсис Форд Коппола) и лучший сценарий (Марио Пьюзо и Фрэнсис Форд Коппола).
История о том, как от мужа ушла жена, а за тем она пытается забрать и сына, могла бы получиться очень грустной, но последний кадр полон надежд и оптимизма. "Крамер против Крамер" в 1980 году был награжден за лучший фильм, лучшую режиссуру (Роберт БЕРТОН), лучшую мужскую роль (Дастин ХОФМАН) и лучший сценарий (Роберт Бертон).
С полным списком лауреатов в основных номинациях можно ознакомиться в таблице 5.
80-е годы прошлого века
В это десятилетие в США не случилось ни крупных войн, ни политических скандалов или убийств, ни экономических кризисов. Во всяком случае, покушение на Рональда РЕЙГАНА, президента США в то время, не оказало на общество такого же влияния как убийство Джона КЕННЕДИ. А скандал Иран – контрас (нелегальная продажа оружия Ирану, выручка от которой шла на поддержку борьбы с сандинистами в Никарагуа) – был несопоставим по своим масштабам с Уотергейтским.
Атмосферу десятилетия лучше всего отражают фильмы "Язык нежности" и "Человек дождя". И в том, и в другом персонажи попадают в непростые ситуации, но находят внутренние силы к изменению себя и, в конечном итоге, преодолевают все трудности.
"Язык нежности" в 1984 г. получил призы за лучший фильм, лучшую режиссуру (Джеймс Л. БРУКС), лучшую женскую роль (Ширли МАКЛЕЙН) и лучший сценарий (тоже Джеймс Л. Брукс).
"Человек дождя" в 1989 г. получил призы за лучший фильм, лучшую режиссуру (Барри ЛЕВИНСОН), лучшую мужскую роль (Дастин ХОФМАН) и лучший сценарий (Бэрри МОРРОУ).
Семейная драма "На золотом озере" (1982) примечательна тем, что Кэтрин ХЕПБЕРН, снявшаяся в нем, получила свой четвертый Оскар за лучшее исполнение женской роли. Это достижение кроме нее больше никому пока не покорилось. Помимо нее в этом фильме были отмечены Генри ФОНДА (лучшая мужская роль) и Эрнест ТОМПСОН (лучший сценарий). Для Генри Фонда это был его последний фильм.
Три биографии выдающихся людей прошлого трудно соотнести с проблемами десятилетия, но не упомянуть о них в силу их выдающейся художественной выразительности нельзя.
Первая – "Ганди", о жизни и борьбе Махатмы ГАНДИ. В 1983 г. кинокартина была отмечена наградами за лучший фильм, лучшую режиссуру (Ричард АТТЕНБОРО), лучшую мужскую роль (Бен КИНГСЛИ) и лучший сценарий (Джон БРАЙЛИ).
Вторая – "Амадей" о противостоянии чопорного и благочестивого САЛЬЕРИ с легкомысленным МОЦАРТОМ, о том, что гения нельзя поместить в жесткие рамки. В 1985 г. фильм побеждает в номинациях лучший фильм, лучшая режиссура (Милош ФОРМАН), лучшая мужская роль (Ф. Мюррей АБРАХАМ) и лучший сценарий.
Третья – "Последний император", о жизни Генри Пу И - последнего императора Китая. В 1988 г. он получил статуэтки за лучший фильм, лучшую режиссуру (Бернардо БЕРТОЛУЧЧИ) и лучший сценарий (он же с соавторами).
Как бы все ни шло спокойно, всегда найдется тот, кто поднимет сложные и неприятные проблемы. В 80-е таким оказался Оливер СТОУН, три фильма которого были отмечены киноакадемией. Первый – "Взвод", военная драма, базирующаяся на личном опыте режиссера. В 1987 г. он был награжден как лучший фильм и за лучшую режиссуру (Оливер Стоун). Второй – "Уолл-Стрит", разоблачающий мир больших денег и биржевых спекуляций. В 1988 г. фильм победил в номинации лучшая мужская роль (Майкл ДУГЛАС). Третий – "Рожденный 4 июля", про антивоенное движение. В 1990 г. Оливер Стоун получил приз как лучший режиссер.
Закрывалась десятилетие духоподъемной картиной о преодолении межрасовых противоречий "Шофер мисс Дэйзи", получившей в 1990 г. призы за лучший фильм, лучшую женскую роль (Джессика ТЭНДИ) и лучший сценарий (Альфред УРИ).
С полным списком лауреатов в основных номинациях можно ознакомиться в таблице 6.