Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Не все казахстанцы стремятся прикоснуться к благотворному лону Мать-природы лишь для того, чтобы явить себя, во всём своем неописуемом величии, на очередном фоне. Встречаются такие, кому вовсе неинтересны все эти дымящие мангалы, гремящие динамики, вездесущие смартфоны, истошные вопли и горы оставленного в назидание потомкам мусора. Для кого-то с приходом холодов, дождей и окончания "сезона" наступает вожделенная пора настоящего отдохновения.
Вот и на Чарын, раскрученный и раскуроченный во имя массового отдохновения граждан и нерезидентов, в это время года опускается благодать заповеданного изначалия. Относительного, конечно. Но, во всяком случае, именно эта пора может принести путешественникам-гуманистам то, чего они, увы, уже не смогут в полной мере ощутить здесь летом, в пору отпусков и каникул. Увидеть Чарын таким, каким он был создан когда-то креативными силами созидания.
Даже многострадальная Долина замков, которой для многих исчерпывается понятие "Чарынскийх каньонов", если угодить сюда в особо удачное время, встретит вас совершенно иной аурой. Там, на дне каньона, человек (особенно, когда он один) начинает испытывать странное напряжение. И ловит себя на том, что за ним кто-то постоянно и упорно наблюдает и подглядывает. Чувство, для кого-то не очень приятное, но ни с чем не сравнимое.
Неслучайно любимое занятие детей и художников – выискивать в местных скалах образы, лики, лица, личины рожи, морды, рыла, "портрэты", хари (и прочие "кришны"). Последователи эзотерики видят в этом мордообилии проявление неких "тонких структур". Адепты научного познания и критического мышления пытаются распутать клубок причин и следствий, приведший к такому многообразию форм и конфигураций в этом отдельно взятом кусочке земной поверхности.
Ничего особо тонкого в них может быть и нет, но структур много. Вернее – не структур, а скульптур. Такое ощущение, что это какая-то мастерская допотопного ваятеля-титана, в которой изваяны герои чуждого, не нашего мира. Может быть – воины, павшие за неведомую первобытную идею, а может – экипаж неудачно приземлившегося инопланетного корабля. География и иконография ликов Долины никем толком не исследовалась. Как и геология. От того-то и возникает иллюзия, что "скульптуры" тут возникают сами собой, чудесным образом являясь тут и там перед глазами "посвящённых". Мистики уверены, что так оно и есть. Материалисты объясняют всё простой игрой света.
Но не следует замыкаться на разящих со всех сторон взглядах. Затянет. И пропустите много иного интересного. Не увидите настоящую чарынскую воду, которая в это время года часто чистым ультрамариновым потоком вальяжно урчит на дне теснины - в обрамлении отчаянно желтеющей туранги и дерзко пламенеющего барбариса (это – барбарис илийский). И не обратите внимания на особо яркие скалы и сколы осенённые чистым осенним небом, на фоне забелённых снегом дальних гор Кетменя. Сейчас, когда ярое летнее солнце и пышущие жаром камни не заставляют постоянно думать про тень и через шаг прикладываться к бутылке с водой, любование местными пейзажами может позволить взглянуть на природу совсем другими глазами. Открыть для себя массу неведомого. Испытать истинный катарсис.
С природой ведь, а особенно с такими её вызывающими проявлениями как Чарын (который, кстати, не ограничивается Долиной замков), общаться в толпе нельзя. Это не парк аттракционов. Всё тут возникло независимо от нас. И имеет свой особенный смысл, свое непостигаемое значение. Тот факт, что на Земле остается всё меньше мест нетронутых и безлюдных - не достижение цивилизации. Беда её. Потому что человек, которому негде сталкиваться со своим заповеданным изначалием, обречён на беличье существование. Его судьба - до полной выработки всех ресурсов крутится в том технологическом колесе, куда когда-то сам себя загнал. (То ли по случайности, то ли из гордыни.)
Как только последний природный резерват Земли обратится в "культурное пространство" - позади нас навсегда захлопнется волшебная дверь, ведущая к тому первобытному распутью, от коего, судя по всему, отходили и иные дороги. А не только та, по которой обречённо шлёпает к своей последней черте возгордившееся и запутавшееся человечество.
Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!