Что может стать гарантией для Украины от прямого боевого столкновения с вооружёнными силами России
22 января текущего года агенство Bloomberg со ссылкой на анонимного дипломата в Пекине сообщило, что лидер Китая СИ Цзиньпин мог попросить президента России Владимира ПУТИНА не нападать на Украину во время зимней Олимпиады, которая пройдет в феврале в Пекине. По информации Bloomberg, власти КНР опасаются, что российское вторжение на территорию Украины затмит в международной повестке выгодное для Китая мероприятие.
МИД России дежурно назвал новость Bloomberg фейком от американских спецслужб, а само агентство - "информационной помойкой".
Допуская возможную правоту российского МИДа насчёт фейков со стороны американских СМИ, тем не менее сложно игнорировать факт концентрации у границ Украины 100-тысячной группировки российских военнослужащих, бронетанковых соединений, артиллерии, военных и транспортных вертолетов, а также штурмовых истребителей. Впрочем, перемещение войск РФ происходит по территории РФ - значит, Россия имеет на это полное право. Не согласиться с этим сложно.
Однако некоторые аналогии с недавним прошлым создают благоприятную среду для дальнейшего нагнетания мрачных мыслей и тревожных ожиданий масштабного военного конфликта, способного взорвать процесс постпандемийного восстановления всего мирового сообщества.
Олимпиада в Пекине 2008
8 августа 2008 года в 8 часов вечера 8 минут 8 секунд (число 8 в Китае ассоциируется с достатком и уверенностью) по центральному китайскому времени на Пекинском национальном стадионе началась грандиозная церемония открытия летних Олимпийских игр.
К тому моменту на границе Грузии и Южной Осетии уже происходили события, которые позже будут названы "пятидневной войной" или "августовской войной" между Россией и Грузией.
Мы сейчас не будем анализировать причины конфликта. У каждой стороны своя правда. Ограничимся констатацией результатов того 5-дневного кровопролития, произошедшего между ещё не так давно братскими народами.
Пятидневная война имела значительные геополитические, экономические и иные последствия. Так, 26 августа Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств. 2 сентября Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией и решением своего парламента вышла из состава СНГ.
28 января 2009 года Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию с грузинской поправкой, которая осудила признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии. И... всё. На этом давление на Россию коллективного Запада неожиданно сошло на нет.
Более того, ситуация начала разворачиваться совсем в другую сторону. Территориальный конфликт Грузии был признан Францией и Германией крайне нежелательным фактором из-за чего процесс вступления Грузии в НАТО был заморожен на неопределённое время.
Вступивший же в январе 2009 года в должность президента США Барак ОБАМА, взял курс на улучшение отношений с Москвой. Архитектором новой политики в отношениях стал член команды Обамы, специалист по России Майкл МАКФОЛ. Именно он придумал название "перезагрузка".
В июне 2010 состоялся визит президента России МЕДВЕДЕВА в США. Во время переговоров президентов России и США было принято девять совместных заявлений, в том числе по стратегической стабильности, по российско-американскому сотрудничеству в борьбе с терроризмом, по стратегическому партнерству в области инноваций и по Афганистану.
За время существования режима полного благоприятствования со стороны США Россия успела сделать немало. А именно: инициирование и реализация крупного геоэкономического (с прицелом на геополитику) проекта, получившего название "Таможенного Союза"; превращение "Росатома" в крупнейшую атомную компанию мира; прокладка газопровода в Германию "Северный поток -1"; перестройка ВПК; масштабная и многоуровневая модернизация Вооруженных сил; переоснащение ядерной триады, включая создание линейки новых атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения проекта 955 "Борей" и разработку новейших ракетных систем, в том числе гиперзвуковых.
Отношения начали ухудшаться с 2012, после возвращения в президентское кресло Владимира Путина. Хотя это и было внутренним делом России, амбициозный Вашингтон счёл себя обманутым.
А потом случился 2014 год.
Олимпиада в Сочи 2014
7 февраля 2014 в российском городе Сочи начались зимние Олимпийские игры. Международное спортивное мероприятие, устроенное с впечатляющим российским размахом, проходило по 23 февраля 2014 года.
И уже утром 23 февраля, после проведения спецоперации по эвакуации бежавшего из Киева от "Майдана" украинского президента ЯНУКОВИЧА, президент России Владимир Путин (согласно его же откровениям во время одной из пресс-конференций) отдал поручение "начать работу по возвращению Крыма".
Как всё это было и во что вылилось, пересказывать, полагаю, смысла нет - украино-российские отношения бьются в конвульсиях тяжелейшего противостояния ещё вчера братских народов на глазах всего мира в ежедневном формате.
Познавательнее (возможно, что и поучительнее) рассмотреть следующий момент. Введённые коллективным Западом за Крым и Донбасс антироссийские санкции, если их оценивать без иллюзий и по-гамбургскому счету, оказались сплошь и рядом беззубыми и декоративными.
Часть из них стимулировала Россию на создание действительно работающего импортозамещения. Прежде всего в аграрном секторе. Если СССР с 1960-х годов был на мировом рынке крупнейшим импортёром продовольствия, то сегодняшняя Россия является одним из мировых экспортёров продовольствия. И это объективный факт.
Другая часть санкций подтолкнула Москву начать активное сближение с Пекином, что для коллективного Запада становится на текущий момент головной болью.
Во всех западных артобстрелах экономики Росиии санкциями не было и нет главного бронебойного калибра - никто на Западе даже не попытался ввести эмбарго на покупку российских энергоносителей. А ведь только это и могло взволновать Кремль. Только так Запад мог бы... Но не может. Почему?
Давайте взглянем на следующие данные от Центробанка РФ и Евростата.
• с 2014 по 2020 мировой экспорт российской сырой нефти увеличился с 223,5 млн тонн до 239,3 млн тонн;
• с 2014 по 2020 мировой экспорт российского природного газа увеличился с 177,4 млрд кубометров до 202,5 млрд кубометров;
• импорт странами Европы энергоносителей из Росиии подскочил в 2021 до 65,5% от всего европейского энергетического импорта;
• в европейском нефтяном импорте доля российской нефти составляет без малого 24,7% по состоянию на 2021;
• в европейском газовом импорте доля российского газа составляет целых 46,8% по состоянию на 2021;
• по данным агенства Fitch доходы российского бюджета в 2021 от экспорта нефти и газа выросли на 50 миллиардов (!) долларов (и это якобы в подсанкционном государстве).
Таким образом, Европа, отказываясь от ядерной энергетики, консервируя угольную энергогенерацию, делая ставку на работающую со сбоями дорогостоящую "зелёную" энергетику, по факту оказалась в энергетической зависимости от российских углеводородов. С отказом администрации Джо БАЙДЕНА от санкций против газопровода "Северный поток-2", дистанцированием от проекта газопровода EastMed (потенциального конкурента Турецкого потока) и сворачиванием американской нефтегазовой добычи в угоду "зелёным" прожектам, Европа ещё сильнее сблизится с Россией. Пусть не психологически, но энергетически.
И это не медийная страшилка, а вполне себе существующая реальность.
P.S. Вчера в американских СМИ прошла информация, что администрация Белого дома начала экстренные переговоры с производителями энергоносителей на Ближнем Востоке на предмет увеличения поставок в Европу в объёмах, способных компенсировать энергетический поток из России, в случае его остановки.
В этой связи крайне интригующе выглядит состоявшийся 19 января визит в Москву президента Ирана Ибрахима РАИСИ.
"Этот визит может стать поворотным в политических и торгово-экономических отношениях между Тегераном и Москвой", - приводит агентство Tasnim слова Раиси.
По странному совпадению, с 17 января подконтрольные Ирану йеменские хуситы уже дважды нанесли ракетно-дроновые удары по инфраструктурным объектам американских союзников в заливе - Саудовской Аравии и ОАЭ.
Учитывая ситуацию, вполне допустимо предположение, что Москва и Тегеран могут договориться об одновременном двойном ударе - Россия по Украине, Иран силами своих прокси по петромонархиям Персидского залива. Если подобное произойдёт, то Запад будет не только дезориентирован, но и парализован в своих ответных действиях, причём как против России, так и против Ирана.
Цены на глобальном энергорынке устремятся в космос. Произойдет мгновенный коллапс поставок. Запад лишится возможности принять волевое решение об отказе от российских энергоносителей. Потому что вряд ли европейский обыватель будет готов замерзать ради Украины. Любые иные чувствительные санкции могут быть заблокированы уже из-за ответных угроз Москвы прекратить поставки своих углеводородов европейским странам.
По данным Bloomberg, Германия уже настаивает, чтобы из готовящегося пакета антироссийских санкций исключили энергетический сектор страны: в ФРГ опасаются, что иначе поставки энергии в Европу окажутся под угрозой.
Что при таком раскладе может стать гарантией для Украины от прямого боевого столкновения с вооружёнными силами могущественного соседа? А что может быть гарантией от провокаций горячих голов с украинской стороны, из-за которых ситуация в одночасье выйдет из под контроля?
Судя по всему, гарантий таких нет ни у одной из сторон. Разве что добрая воля простого российского и украинского народа. Возможно, только на неё и придётся уповать.