Во сколько обошелся бюджету и зрителям музыкальный фестиваль Star of Asia
В Алматы, на высокогорном катке «Медеу», прошел международный музыкальный фестиваль Star of Asia.
Организаторы обещали «уникальный формат», «беспрецедентное световое и огненное шоу», «выступление артистов мирового уровня и сотни развлечений на единой площадке самого высокогорного катка в мире».
Добавьте к этому еще несколько громких заявлений – о «трансляции в прямом эфире на 118 стран», что «специально для освещения фестиваля в Алматы прилетела съемочная группа телеканала Euronews», и (самое скромное) - «учитывая количественный и качественный состав звезд, которые приедут в Алматы, фестиваль обещает стать новым культурным событием континентального значения, как «Сан Ремо», «Славянский базар» и «Новая волна»».
...А вот теперь о звездах, их количестве и качестве. Организаторы Star of Asia решили не полагаться на такое зыбкое и ненадежное понятие, как известность, и использовали суровый язык цифр. То есть количество подписчиков и фолловеров на «ютюбе» и «инстаграм», чтобы зрители смогли как следует осознать, какие люди в минувшие выходные выступали на Медеу.
Например:
южно-корейская группа U-Kiss с охватом подписчиков на Youtube-канале в 17 000 000 человек;
азербайджанская певица Roya - 1 100 000 фолловеров в Instagram;
узбекская певица и актриса Rayhon (Instagram - 1 000 000 фолловеров, Facebook - 8 777 фолловеров);
восходящая звезда Индии Sanah MOIDUTTY (Instagram - 13 200 фолловеров, Facebook - 55 532 фолловера);
DJ Piligrim из Узбекистана (Instagram - 93 400 фолловеров, Facebook - 7 030 фолловеров);
певец из Турции Murat BOZ (Instagram - 7 100 000 фолловеров, Facebook - 5 057 717 фолловеров).
...Зря они это сделали! Потому что комментаторы в интернете сначала по-доброму спросили «кто все эти люди?» (ну, не убедили их подписчики в Инстаграм), а потом продолжили урок математики, но привели уже совсем другие цифры.
А именно – стоимость билетов, которая на Star of Asia варьировалась от 2000 тенге (надо полагать, на «стоячие» места) до (барабанная дробь) 200 000 тенге на, как водится, VIP. Именно столько предлагалось заплатить за то, чтобы насладиться «беспрецедентным шоу» (см.выше) с участием всех вышеперечисленных зарубежных артистов и не самой большой, но сплоченной группы наших земляков, от Кайрата НУРТАСА до Али ОКАПОВА.
...Продолжаем урок математики и подходим к самому интересному. К тому, в какую сумму фестиваль обошелся городскому бюджету, то есть нам с вами, господа алматинцы-налогоплательщики.
Был проведен тендер, который выиграло ТОО «Продюсерский центр А+1».
И, согласно «Протоколу об итогах государственных закупок способом из одного источника N 1930939-ИОИ1» на проведение фестиваля государством было выделено 460 000 000 тенге. Для тех, кто не любит числа со многими нулями, переводим в любимую иностранную валюту: получается приблизительно ОДИН МИЛЛИОН ЧЕТЫРЕСТА ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ.
И вот в этом месте даже не получится воскликнуть «Чтоб я так жил!», потому что, согласно заявлениям городских властей, это мы, алматинцы, так и живем. Это для нас организовали фестиваль стоимостью больше миллиона долларов, предложили заплатить, например, сто тысяч за билеты на концерт, а потом еще – за билеты на специальные автобусы, чтобы добраться до Медеу. Это мы должны радоваться тому, что вместе с зарубежными артистами приехали зарубежные же блогеры и журналисты, которые теперь все про нас расскажут и покажут. Потому что фестиваль Star of Asia – это, если верить официальным сообщениям, «один из элементов последовательной и долгосрочной стратегии городских властей по развитию туристической отрасли Алматы».
Хотелось бы узнать, какие еще пункты есть в этой долгосрочной стратегии, и, быть может, даже осмелиться нарушить ее строгую последовательность.
Все в той же, культурной области.
Потому что в последнее время в стране наметилась странная, но четко прослеживаемая тенденция: деньги, что выделяются на культуру, тратятся исключительно на грандиозные массово-зрелищные мероприятия с приглашением звезд, больших и не так чтобы очень.
Насущные проблемы концертных залов, филармоний, театров и прочих культурных «питекантропов» никого не волнуют.
Нет, я не против хип-хопа, R'n'B, инди-поп, электро и, уж тем более, рока. И я за качественные массовые мероприятия. Но... кого бы из чиновников позвать – ну, например, в филармонию имени Жамбыла? Я приглашаю. Причем с точным указанием ряда – восьмой, и мест - 17-18. В прошлом году у меня на эти места был абонемент. И если первые два концерта я стоически вытерпела, то на третий, под возмущенные взгляды служителей и, одобрительные – зрителей-товарищей по проблеме, принесла с собой небольшую подушку. Иначе на этих, давно прохудившихся креслах, не высидеть. И никакой Моцарт не поможет.
В общем, понятно, в чем состоит мое предложение: нельзя ли параллельно с «возведением на катке «Медеу» сцены радиальной формы» (конечно - впервые, конечно – авторский проект, конечно – строили вместе с партнерами из Германии, России, Украины), а также создания «специальных сценических эффектов: водных бассейнов, поворотных механизмов и сценических лифтов» и т.д. и т.п. прикупить стулья для одного из старейших учреждений искусства в Алматы?
P.S. Впрочем, моя соседка по креслу в филармонии, алматинка с большим стажем в области культуры, бухгалтер по профессии, всегда говорит: «Чем больше спецэффектов – тем легче спрятать деньги». Ну да, как с точностью до одного тенге отследить затраты на все эти всполохи света и брызги воды? Не то что в театре или в филармонии: вот он – артист, вот у него инструмент, вот он – слушатель, вот его стул... совсем неинтересно!
P.P.S. Перед началом фестиваля Star of Asia его организаторы поделились надеждой на то, что «шоу маст гоу он», то есть станет ежегодным.
Фото: informburo.kz, zakon.kz, tengrinews.kz.