Очередной взрыв газовых баллонов и провал госрегулирования сжиженного газа

24987 просмотров
0
Байдильдинов. Нефть
Вторник, 22 Окт 2024, 16:00

То, что сейчас происходит в сфере регулирования и оборота СУГ, вряд ли можно назвать порядком

В Астане вчера сгорел грузовик с газовыми баллонами, часть которых взорвалась. Повреждены 3 автомобиля.

С 2019 года пишу и говорю о необходимости ужесточения требований к ГБО и наведении порядка в сфере СУГ (сжиженного углеводородного газа).

Недавно уважаемый нефтяник, госдеятель, депутат Парламента Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ говорил о необходимости возрождения газовых инспекций.

Читайте также
Что не так с "наездом" на Кулибаева

То, что сейчас происходит в сфере регулирования и оборота СУГ, вряд ли можно назвать порядком. К примеру, сжиженный газ для авто регулируется государством, и в Астане предельная цена составляет 84 тенге (₽16,8, $0,17). Но если вы покупаете газ для приготовления еды (баллоны) или для отопления – то эта цена не регулируется вовсе.

Я в начале осени заправлял газгольдер по цене 130 тенге за литр (на 55% дороже автогаза), сейчас цена доходит до 140 тенге – если вообще найдете, так как дефицит. Госрегулирование не обращает внимания на эти секторы, что неудивительно – они ведь не митинговали.

Газовые баллоны периодически взрываются и в грузовиках, которые их перевозят, и в кафе, где готовят еду, и в авто (ГБО).

Газовые заправки стоят прямо вдоль дорог, заправляя машины в опасной близости от проезжающих мимо – ведь эти емкости не под землей, а просто стоят на необорудованной поверхности.

Если вы не хотите мучиться с углем и хотите автономное газовое отопление, но не хотите или не можете купить дорогостоящий газгольдер (я покупал на 5000 литров за почти 3 млн тенге – ₽600 тыс, $6,3 тыс), то можете сэкономить, купив “переносной” прицеп.

Я был удивлен, когда мне об этом рассказали, и еще больше – когда увидел. Помните такой прицеп-цистерну “Квас”? Вот примерно такая же штука. Стоит меньше 1 млн тенге. Вы цепляете ее к машине и едете на какую-то заправку, где ее заправят ночью.

Полагаю, по законам и нормативам заправка таких емкостей запрещена, однако кто это контролирует? На заправке, увидев такую емкость, сразу подумают – это не автогаз, следовательно, можно заработать больше.

По какой цене вам продадут – это уже предмет торга. Наверное, на 15–20 тенге дороже. Вот вам и теневая прибыль, и отсутствие налогов, и почва для коррупции в распределении СУГ.

Я писал записки Министру энергетики, будучи внештатным советником, где описывал, что в Астану и на северо-восток РК, судя по объемам, поступал сжиженный газ с Запада РК.

К примеру, сейчас в Мангистауской области предельная розничная цена на СУГ составляет 59 тенге. В Астане сейчас СУГ для отопления – 140 тенге (почти в 2,5 раза дороже). Перевозка СУГ внутри РК не запрещена, более того – вряд ли вообще есть официальные данные о частных перевозках.

Читайте также
Почему разница в цене на Аи-92 и Аи-95 такая огромная

Получая СУГ на Западе РК даже по розничным ценам (а оптовые еще ниже), можно спокойно поставлять его в регионы с более высокими ценами.

Представьте мое “удивление”, когда я увидел такой прицеп на дороге – сразу вспомнил все части “Пункта назначения”. Это не просто опасно для окружающих – это крайне опасно. Около 600 л взрывоопасного сжатого газа, который при ДТП или других ЧП может просто разнести окружающие машины сильнее, чем в любом блокбастере.

Знаете, в чем основное отличие нефти и нефтепродуктов от газа? Бензин и дизель сначала горят, а потом взрываются, а газ – сначала взрывается, а потом горит.

Также отмечу, что в январе 2022 г. я покупал СУГ для отопления по 120–130 тенге. Через 2 года госрегулирования цены стали выше, чем тогда, дефицит возрос (МЭ оценивает в 25%), рост цен неизбежен, а КМГ новый завод так и не построил.

Каков итог госрегулирования?

Надеюсь, правительство сделает правильные выводы: не нужно идти на поводу соцповестки и ура-патриотов, товары должны стоить столько, сколько за них готов платить рынок, иначе это путь к коррупции, дефициту и искажению экономики.

Фото: соцсети.

Источник: Telegram-канал Олжаса Байдильдинова t.me/baidildinovoil. Публикуется с разрешения автора.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента