Айдос Сарым: Как цифровизацию съесть и либерализацию провести.
Больше месяца назад в Казахстане объявили чрезвычайное положение. За это время мы пережили несколько сетевых бурь – с получением 42,5 тысячи тенге, дистанционным обучением, не прекращающимися скандалами среди медиков и задержанием известных людей с критическими взглядами. Но в целом властям удалось усадить людей по домам, где многие стали размышлять о том, что же будет после карантина, который однажды закончится. Политолог Айдос САРЫМ считает, что коронавирус дает уникальный шанс на перемены.
- Айдос, на днях задержали известного общественного деятеля Армана ШОРАЕВА и гражданского активиста Альнура ИЛЬЯШЕВА. Оттепель закончилась?
- Очевидно, что никаких "заморозков" не ожидается. "Тирания" и "диктатура" в нашей стране существует в отдельных головах - как справа, так и слева. Конечно, для некоторых наших ультраконсервативных элитариев такой вариант более предпочтителен, тем более что страна находится в режиме ЧП, который попросту остановил не только экономику, но и политику. Базово, полагаю, что руководство страны, основная часть общества сегодня заняты совсем не "протокольными", отвлеченными вопросами. Я не думаю, что власть сутками не спит, кушать не может, но мечтает лишь кого-то посадить в тюрьму и расправиться со своими критиками. У всего есть, если вдуматься, своя логика. У режима ЧП она тоже есть, в том числе, и связанная с информационной повесткой. Мы уже видели, как власть может с легкостью находить фактически любого человека, который распространяет фейковые, иногда откровенно панические, ложные сведения. Находят вне зависимости от вида мессенджера и криптографии. Жалко, если честно, смотреть на хайпожоров, которые еще вчера хорохорились, обкладывали всех матюками налево-направо, а, спустя сутки, вытирая сопли, просят их "понять и простить". За месяц можно уже многосерийный фильм собрать из героев инстаграма, ютуба, мессенджеров.
Многие, как мне кажется, забывают, что режим ЧП – это особый период, когда действуют совершенно иные законодательные нормы. Это в обычное время можно строить из себя героя, но в режиме ЧП и ЧС, по сути, применяется логика военного положения. Несмотря на стенания записных "плакальщиков" и политизированной эмиграции, государство оказалось довольно эффективным, оно не просто вернулось и заполнило все пространство, но со всеми оговорками, допущениями, справедливой критикой, свои задачи выполняет. Голода, массовых смертей, полевых моргов, заполненных больными стадионов, мы не видим. По-хорошему, в такой период истории всем ответственным людям и силам надо придержать свой темперамент и не пытаться, что называется, "гнать волну". Есть сотни достойных способов проявить себя в период карантина, есть масса способов, не впадая в истерию, не роняя небо на землю, донести свои мысли. Нынешние задержания, надеюсь, носят несколько предупредительный и профилактический характер…
- Профилактический? Но это на период карантина или же, вообще, навсегда?
- Мое мнение, политическая повестка после карантина изменится настолько, что властям и обществу будет не до Ильяшева или еще кого-либо. Допускаю, что за всеми этими, в общем-то, невкусными историями стоит одна простая логика: попытка договориться о рамках, попытка вернуть политику и политическое.
- Вот так вот? Затыкая рот оппонентам?
- Я не думаю, что Ильяшев и компания являются серьезными оппонентами власти. Это они стараются казаться крупнее, чем есть. Власть сама своими действиями их масштабирует, надувает. Как сказала АХМАТОВА о БРОДСКОМ: "Такую карьеру нашему рыжему делают…". Правда, в отличие от Иосифа Бродского Ильяшеву Нобель не светит, а срок вполне. И это уже не шутки.
- Ну и причитающиеся минуты славы тоже…
- О, Господи! Какие там минуты? Когда я говорю о политике и политическом, я имею в виду другое. Есть эффект "черной призмы", когда мы уже настолько все видим в темном свете, что даже начинаем как-то истерически радоваться любым поражениям даже не власти, а государства! Я понимаю, что у этой "призмы" долгая история, но надо ведь как-то разделять страну и режим! Это разные песни, разные совершенно нарративы. Соцсети уже давно убили политику и политическое в том смысле, что они потеряли всякий смысл. В ситуации, когда каждый может зайти в соцсеть и говорить все, что ему заблагорассудится, теряется вообще здравый смысл. Что нашему пиплу нравится больше всего?
- Хайп?
- Наши люди уже давно стали падки на откровенные истерики. Тема попросту "не зайдет", если нет изобличений, громогласных проклятий, обвинений. Даже самые содержательные разговоры и мысли самых умных людей страны "не зайдут", зато мессенджеры будут тиражировать откровенную глупость, тупость и громкоголосие. Это не политика, это не про политику, это про тупость! Правда не бывает такой истошно громкой! И это национальное соревнование уже идет не первый год, доходя до своего крещендо. Люди распространяют всевозможные благоглупости, тупейшую конспирологию, приговаривая и приписывая "Хорошо сказал!", "Батыр!", "Красавчик!" А что толку-то? Если вспомнить, что сильные эмоции и истерики связаны с мощным выбросом целого букета химических веществ, то можно выводить новую болезнь "хайпоманию". Пишут же, что потребление кокаина и любовь вызывают одни и те же эмоции. Так и тут. Плохо то, что дозы надо с каждым разом увеличивать и увеличивать. На каком-то этапе у некоторых людей начинает откровенно сносить крышу. В обычной жизни, конечно, всякое бывает, но делать это культурной и информационной нормой не правильно, это не есть хорошо. Сильно завышая грани и рамки дозволенного, завтра мы можем попросту страну не собрать, когда это действительно будет нужно. К тому же, не будем забывать и про так называемый треугольник КАРПМАНА…
- Это еще что такое?
- В 1960-е годы был такой психолог, который разработал социальную и психологическую модель своего имени, которая моделирует взаимоотношения "жертвы", "преследователя" и "спасителя". В жизни, как правило, нет вечных, закрепленных ролей. Жизнь ведь самая сложная "игра", где роли могут моментально перевернуться. Сейчас ты "преследователь", бьешь себя пяткой в грудь, а государство – это "жертва", которая оправдывается. Щелчок - треугольник переворачивается, и теперь уже ты "жертва", а государство "преследователь" или, наоборот, "спаситель". Трегольник Карпмана может постоянно переворачиваться, сиюминутно меняя роли. Режим, чиновники – это тоже ведь люди, которые имеют разные темпераменты, терпение.
- То есть, ты хочешь сказать, что государство намерено "усреднять риторику" в соцсетях?
- Я этого не исключаю. Это давно было пора сделать, если честно. Надо как-то разграничивать свое личное и общественное пространство. Да, аккаунт, страничка в соцсетях – это моя собственность, мой внутренний мир. Да, каждый имеет право высказывать свое мнение. Но соцсети это не кухня, не лавка перед подъездом. Это еще и общественное пространство. И если твои спичи расходятся на тысячи и миллионы – это уже массовая информация, никак не частная! Свобода слова не может и не должна означать элементарное бескультурье, мат-перемат, клевету и словесный понос. Опять же, чье-то право даже на такое эпатажное мнение, не означает обязанность других это слушать и терпеть. Если какой-то очередной "батыр" или "красавчик" переходит за грани разумного, он должен быть готов к тому, что или придется с глупым видом просить их "понять и простить", или придется платить за это штраф и даже сесть. Повторяюсь, все, что наболело, можно говорить спокойно, не ударяясь в копролалию и не прибегая к клевете. Пусть это станет одним из главных уроков карантина. Если мы научимся не только физической гигиене, но и информационной, культурной – никому от этого хуже не станет. Надеюсь, что ситуация с Шораевым и Ильяшевым разрешится без эксцессов, с наименьшими потерями и для них, и для общества.
- Почему, на твой взгляд, такая разная реакция на этих двух человек? Ты и сам даже вызвался стать поручителем за одного из фигурантов. Вроде бы и статьи одни, и контекст…
Дело, быть может, в разных весовых категориях. За Армана Шораева, которого знаю много лет, я бы, что называется, "топил" в любом варианте. Ильяшева я попросту не знаю, а то, что знаю, меня никак не подвигает выступать за него поручителем…
- Это разве справедливо?
- Откровенно? Нет! Жизнь вообще зачастую несправедливая штука.
- Советник президента ТОКАЕВА Ерлан КАРИН накануне задержаний обрушился на ряд телеграм-каналов. Кое-кто даже напрямую все это связал, обвинив его в прямой отмашке силовикам.
- Зная Ерлана Карина много лет, я никак не могу его назвать приверженцем "ястребиной" позиции. Наоборот, он один из тех людей во власти, которые бьются за демократические и либеральные преобразования. Я не знаю всего контекста, но могу предположить, что довольно эмоциональный спич советника президента был предназначен для довольно узкого сегмента, имел конкретных адресатов. Большинство телеграм-каналов прозрачны, понятны, с политтехнологической точки зрения, это хорошо. Можно уже что-то думать и планировать. По большому счету, абсолютное большинство таких каналов имеет авторами жителей Алматы и Нур-Султана, которые раз в неделю пересекаются на тусовках и совещаниях в реале. Не исключаю, что месседжи Ерлана Карина были адресованы именно таким вот авторам и спонсорам, которые, надо честно сказать, увлеклись в распространении конспирологии и откровенной лжи. Не удивлюсь, если в скором времени кого-то реально возьмут и посадят, при том что автор или спонсор такого канала не будет кричать "Караул!" и призывать общество встать на свою защиту.
- Одна из версий гласит: власть, дескать, пытается надавить на новую оппозицию в лице молодежных движений, которые появились, кстати, ровно год назад, накануне выборов президента.
- Это глупость. Этиология по задержанию Ильяшева, на мой взгляд, иная, скорее связанная с его личностью. Он шумный, много кого, видимо, достал, но не настолько, чтобы привлекать к себе внимание центра. Опять же, давайте не будем забывать, что люди всегда живут на местах, имеют свои истории взаимоотношений с местными властями и силовиками в том числе. У нас ведь и регионы страны крайне отличаются друг от друга, в том числе по степени репрессивности, носорожистости и чувствительности кожи чиновников.
Что касается упомянутого сонма молодежных организаций, то они никакой реальной угрозы режиму не представляют. Это никакое не явление, не феномен, даже не событие. Власть их как не видела, так и не видит. Они не дают никаких оснований думать о них серьезно. Это столичные тусовки, которые не способны вырасти за пределы кофеен и ночных клубов. Это клуб фейсдельников и требоширов, которые пытаются низвести всю политику до флешмобов и феминизма.
- Даже так? Почитаешь их каналы и сайты, и создается ощущение обратное…
Сегодня в политтехнологиях есть понятие "сетка". Вот все эти ребята, которые почему-то себя мнят чем-то выдающимся, феноменальным, очень шумная маленькая сетка, состоящая из пары сайтов, телеграм-каналов. Каждые 10 лет появлялись такие вот дружные, шумные кампании. На моей памяти в конце девяностых была отличная волна ребят, большинство из которых все еще находятся на политическом рынке. В нулевые появлялись сообщества казахских яппи, так называемых "молодых профессионалов", которые сегодня вполне успешно трудятся в корпоративном и частном секторах, уже сами стали агашками в ряде НПО. Была потрясающая группа вокруг дискуссионного клуба "Азамат", которая сегодня тоже хорошо представлена в разных секторах. Все наши "ояны", "республики" и прочие организации, которые друг друга терпеть не могут больше, чем существующий политрежим, из этой же серии. У них, на мой вкус, было как минимум полгода для того, чтобы стать политической силой, стать субъектными. Но они показали такой низкий уровень понимания, эмпатии, взрослости и ответственности, оказались настолько самовлюбленными и инфантильными, что их можно списывать в политический утиль. По-моему, Гульнар БАЖКЕНОВА хорошо про них сказала: пустоцветы. Вот пустоцветы и есть! Завтра, быть может, они тоже станут частью корпоративного сектора, повзрослеют, тогда и можно будет судить обо всем. Политически значимой силой они не являются, будут дальше требоширить и пакостить, будут штрафоваться и дружно собирать донаты, чтобы выкупать себя из каталажек. Если им это все нравится, то это их выбор. Если им мнились и грезились революции, слава пашинянов и зеленских, то опять мимо. Как в свое время говорил ЧЕРЧИЛЛЬ, говоришь о революции, помни и о гильотине. Они молодые, красивые, посмотрим, когда они заведут семьи, возникнет необходимость зарабатывать и кормить детей. Кто-то из них, быть может, станет политиком, инкорпорируется в действующие партии и силы, кто-то потом будет внукам рассказывать, какой он был лихой и буйный. Все течет, все меняется, нормальный процесс, ничего сверхобычного.
(Продолжение следует. Во второй части - разговор об оппозиции и политическом диалоге).