Роль заместителя похожа на роль ассистента хирурга на операции
Есть такая красивая байка о Наполеоне, когда ему сказали, что он, несмотря на всё своё могущество, не может поцеловать свою голову, тот сказал: "МОГУ!", - и поцеловал голову своего заместителя. Мне это часто рассказывала С.З.Каирбекова, когда хотела поблагодарить меня за хорошую работу, и это очень окрыляло. Роль заместителя похожа на роль ассистента хирурга на операции, кто-то равнодушно беседует с операционными сестрами, у кого-то руки как "грабли", и не видишь ни черта в ране, особенно когда "кровь фонтаном", кто под руки начинает нести всякую ерунду и т.д. Хороший ассистент сопереживает, участвует на всех этапах, дает дельные советы и делит с тобой всю ответственность, он точно знает, как и чем тебе помочь именно в тот момент, потому что понимает тебя с одного взгляда. У хирурга половина успеха зависит от ассистента. Об этом знает каждый, кто держал в руке скальпель.
Работа заместителя очень важна, и каждый, кто нынче у власти, в свое время проходил через это, вместе с тем она тяжела и порой опасна. Ты четко понимаешь, что все твои успехи – это успехи твоего начальника, а его провалы – только твои. Ты всегда крайний и виноватый. Если сказал, не послушались, ты виноват, надо было настоять, а если послушались, но не получилось, опять виноват ты, не сделал как надо и т.д.
Ты проводишь тендеры, отвечаешь за все, что происходит, разговариваешь с проверяющими и, к сожалению, нередко находишься под следствием и даже садишься в тюрьму, за себя и за своего начальника. Грустно, но это факт.
Мне кажется, что у нас не совсем осознают важность работы заместителя, ведь на казахском языке эта должность называется "орынбасар", т.е. тот, кто займет твое место. Но часто ли им доверяют руководство? Есть вечные заместители, которые знают, что на должность первого руководителя их не назначат НИКОГДА, потому что у них нет "крыши" и других необходимых атрибутов для назначения.
Поэтому важно, чтобы сильные заместители всегда оставались после ухода руководителя, а претензии нового должны быть обоснованными, если заместители чем-то его не устраивают. Ведь не секрет, что должность заместителя часто занимают люди лишь для того, чтобы потом перейти на кресло руководителя чего угодно. Лучше маленький сам, чем большой зам – это знают все.
Теперь немного об особенностях самой работы. Главное в работе зама – это научиться мыслить, как твой начальник. Это очень сложно, но нужно, надо постараться понять, чего он хочет и почему. Твоя задача правильно озвучить проблему и дать пути решения, и сделать это так, чтобы он был уверен, что это ЕГО личное решение. Не важно, кто это говорит, главное, чтобы это были ТВОИ мысли.
Зная общие принципы управления, годами вырабатываешь тактику работы с любыми начальниками, неважно какие они. Поэтому хочу поделиться некоторыми своими наблюдениями по данному поводу, как заместитель с многолетним опытом. Надеюсь, это пригодится молодым замам.
1. НАЧАЛЬНИК – ДИКТАТОР (САМОДУР). Таких много, и у них чувство ненависти ко всем и всему ярко выражено, при этом они крайне любезны и услужливы со своим руководством. Оскорбления, хамство являются обычным делом для таких людей. Страх – это главный принцип руководства.
С такими приходится находить общий язык и работать, ничего не поделаешь. Они, в сущности, трусы, и при первой возможности сдают своих подчиненных. Просто нужно делать так, как он говорит, глубоко спрятав в себя свои инициативы и правильные мысли. Лесть и хвала для них – самая главная питательная среда, кормите его ими и делайте свою работу. Вы работаете НЕ ради него, а ради людей, ради дела. Инстинкт самосохранения есть даже у таких, поэтому просто нужно избегать исполнения сомнительных поручений и уметь отказываться. Если совсем дурак, попросит уйти, если нет – то будешь работать дальше. Ведь кто-то должен делать работу, а хороших исполнителей тяжело найти. Иногда необходимо ПРОСТО сохранить коллектив, традиции и идеи, а это важнее короткого промежутка времени с таким деспотом. Нужно научиться ждать. Но полученный опыт с таким начальником тоже очень важен. Ты хотя бы знаешь, каким тебе не стоит быть по жизни.
ЕГО начальники считают его требовательным и принципиальным, хвалят, потому что он умеет услужить. Коллектив, устав от него, начинает писать, выступать в СМИ, но гайки закручиваются еще жестче, но, в конце концов, уходит и он, рано или поздно.
С ним никто не здоровается, он в ответ мило улыбается, становясь таким внимательным, и не дай бог вернуть ему власть – он станет таким как был, даже еще хуже.
2. НАЧАЛЬНИК – ДЕМОКРАТ. Я заметил, что после диктатуры приходит всегда демократ, и система, построенная на страхе, рушится до основания, и нередко начинается анархия, чего нельзя ни в коем случае допускать. Люди отвыкают от того, что их могут выслушать, и поэтому при получении такой возможности, начинают говорить всё, что им придет в голову, не прислушиваясь при этом ни к кому.
Роль заместителя в этой ситуации очень важна. Если новый начальник адекватен, он быстро поймет то, что Вы скажете и примет правильные решения. При таком начальнике и нужно максимально раскрывать свои способности и знания ради общего дела. Такие обычно метят высоко, и поэтому от того, насколько вы быстро поставите работу и улучшите ситуацию зависит то, как скоро его заберут наверх.
Недостаток такой системы – долгое принятие решений, ежедневные обсуждения и выслушивание всех по элементарным вопросам.Обычно такие начальники редко берут ответственность на себя. Приходится это делать замам, поэтому процесс принятия решений затягивается на дни, иногда месяцы. Создаются всевозможные совещательные органы, и в этих совещаниях проходит вся жизнь исполнителей.
3. НАЧАЛЬНИК – НЕЗНАЙКА. Бывает, что назначают человека абсолютно непрофессионала и случайно оказавшегося в этой должности, благодаря уже описанным механизмам. При таком начальнике вам придется работать за троих и писать для него самые простые доклады, без таких слов как "реанимобиль", "систематизация" или "ресурсосбережение". Состояние дел их мало интересует, главное, чтобы руководство было довольно его работой, поэтому придется помочь это сделать. Они редко меняют зама, поскольку без него он не может, и в этом есть положительный момент – вы можете делать все нужные вам реформы, делая имя своему начальнику.
Такие недолго держатся на должности, ведь приходится выступать не только перед своим руководством, но и руководством выше, и рано или поздно все понимают истинную его ценность и со временем вежливо дают ему теплую, другую должность. Я заметил, что чем выше поддержка у начальника, тем примитивней он сам.
Обычно у таких начальников совсем другие интересы в работе, далекие от медицины, и поэтому вся работа ложится на замов.
4. НАЧАЛЬНИК – ВСЕЗНАЙКА. Таких много в последнее время, обученных за рубежом и знающих ответы на все вопросы. Если он действительно знает предмет, то вам, как заму повезло, но чаще всего он думает, что все знает, при этом ничего не понимая и не стараясь вникнуть в глубь проблемы.
При нем наступает период нарциссизма. Не важно, как выглядит проблема, важней как выглядит ОН на фоне этой проблемы. Он любит выступать, фотографироваться и выставлять все в социальных сетях, хочет казаться "своим" парнем, владеет иностранным языком, глубину чего ты не проверишь, потому что, когда он учился, ты пахал на этой работе. Надо уметь работать и с таким.
Как раз ему нужно готовить доклады с красивыми словами: "модернизация", "персонификация", "парадигма" и т.д. Проблемы он не решает, перенаправляя их другим, поэтому придется работать и НА него, и ЗА него. Но есть несомненный плюс в этом, можно привести какой-нибудь иностранный пример, к счастью, в мире много государств, и он примет ваши доводы, немного подтянуть собственное знание иностранного языка из далекой школьной программы в ауле и научиться работать с гаджетами, что тоже весьма полезно.
Руководство для него – это повторение чужого опыта (зачем ломать голову?) или же применение инструментов управления из какой-нибудь зарубежной практики, ведь он этому учился. Плохо, что он вас и тех, кто ниже, считает малограмотной прослойкой, с которой ему приходится вынужденно общаться на пути к его славе.
5. НАЧАЛЬНИК – ЛИДЕР. Таких мало, но к счастью, они есть. Это тот, после разговора с которым ты признаешь его ум и способности. Замечали, что в разговоре с некоторыми людьми чувствуешь себя беспомощным и малограмотным, несмотря на багаж своих знаний. Ему лапшу на уши не навесишь, пустословия он не терпит, как и лести. Авторитет его непоколебим, и ты чувствуешь в нем опору и поддержку. Работа с таким начальником напоминает игру в шахматы, ты должен угадывать каждый его ход, максимально стараться помочь. За таких начальников надо бороться и держаться всегда, они своих не бросают и не сдают. Но есть минусы. Такой начальник неуступчив, а стало быть, очень много проверяющих вокруг, и если что с ним случится, то это коснется и тебя, и ты должен ясно понимать, готов ли ты сам морально к этому.
Как правило, таких предают часто, так как они бывают очень доверчивы.
Институт заместительства должен быть обязательным для назначения на должность первого руководителя, без прохождения этого этапа тяжело принимать важные решения и быть адекватным менеджером. И, наверное, это должно стать нормой.
Как правило, хороший хирург является и хорошим ассистентом, а плохой ассистент никогда не станет хорошим хирургом. Спросите, если не верите, у любого опытного врача.
Фото: hr.businesstitans.online.