Богатство, заполнившее пустую душу, приводит к страшному результату
ИСТОРИЧЕСКИ "мамбетами" называли и продолжают называть выходцев из наших аулов, так или иначе не прошедших азы городского воспитания и культуры. Не знаешь русский – ты мамбет. Одет не по-городскому – мамбет.
Алматы в годы моего детства был городом высокой культуры. Нас родители одевали во всё чистое, нас самих учили как надо себя вести на улице, переходить дорогу, что такое светофор и т.д.
Приехав в город, мы удивлялись всему. Первая поездка на трамвае, посещение зоопарка, огромных магазинов, где стоят большие куклы, одетые в человеческие одежды.
Смешные квартиры горожан с туалетами внутри. Ванна, где мы плескались часами. Было прикольно. Спать было невозможно из-за шума. Плюс жарко и душно.
Наверно, мы тогда были теми самыми мамбетами. Так, по крайней мере, на нас смотрели дети хозяев этих квартир, то есть наших родственников. Сами хозяева тоже. Они смотрели на нас сверху вниз.
Но сейчас не об этом. Сейчас вот какую свою мысль я хочу обсудить с вами, друзья. Благодаря капитализму и рыночной экономике, граница между мамбетизмом деревенским и городским размылась! Мечта коммунистов таким образом осуществилась. Именно они хотели стереть эту границу.
Кто такой современный мамбет? Их сейчас можно встретить везде. Их стало много. Даже слишком. Мы – казахи. Казахи, когда соблюдаем обычаи своих предков, переданных нам из поколения в поколение молоком наших матерей. Есть хороший вопрос, который задаёт казах, когда встречает непонимание со стороны второго казаха: "Сен өзі қазақсың ба? (Ты казах вообще?)". Если ты являешься казахом, то должен соответствовать этому не только внешне, но и внутренне. Знать, откуда ты и чей ты. Иначе ты просто МАМБЕТ.
Нас всегда выделяло среди всех уважение к старшим. Это святое. Кем бы он ни был, и кем бы ты ни был. Президентом или простым пастухом. Перед казахским стариком или бабушкой ты - никто. Ноль. Будь добр, держи своё особое мнение при себе. Заткнись и слушай. Учись. Впитывай каждое слово. Наши апашки и аташки – это хранители нашей истории и культуры. Именно они родили и воспитали наших родителей, дядей и тёток в самые трудные военные и послевоенные времена.
Если ты начинаешь ругаться с ними, обзывать или что ещё хуже – оскорблять, ты превращаешься в мамбета. Пусть даже у тебя 10 высших образований и дипломов. Если ты прёшь, уткнувшийся в свой смартфон, расталкивая на своём пути этих бабушек, которые не могут отбежать, и даже не извинишься – ты мамбет.
В аэропорту западной области (хотя аэропортом назвать это тоже сложно) пожилой старик проходил через досмотр. У нас одни из самых жёстких правил досмотра человека в мире. Это я точно говорю, потому что много летал и видел. У нас в стране каждый человек – потенциальный террорист. Так на нас смотрят сотрудник аэропорта и другие контролёры. Причём везде. Попробуйте зайти в акиматы, здания министерств. Шмон стоит сплошной. Потому что ты никто, ты мамбет по рождению. А он – представитель власти.
Так вот, бедный старик снял костюм, ремень, прошёл. Звенит. Заставили вывернуть все карманы. Прошёл. Звенит. Заставили снять туфли. Прошёл, опять звенит. Я смотрел на него и думал: "Будь этот аташка, который весит-то 40-50 кг, террористом, куда бы он спрятал бомбу? А зачем снимать ремень? Наверно, чтоб не прятали нож. Даже если был бы нож, кого бы он смог зарезать?". А наш доблестный полицай продолжал издеваться над бедным стариком. Уверен, что именно такие становились полицаями по время войны.
Почему? – спросите вы. Потому что это и есть яркий представитель нашего с вами мамбетизма.
Такие сидят во многих кабинетах. Ездят на служебных машинах с мигалками, прячутся в кустах, подписывают различные разрешения.
Предки нас учили уважать девушек, женщин. Это чьи-то мамы, дочери, бабушки. Рай находится под их ступнями. Так они говорили. И они правы. Если ты, будучи мужчиной, начинаешь себя вести как на базаре и ругаешься с ними как в наших ток-шоу, оскорбляешь, бьёшь, унижаешь, то кто ты на самом деле? Конечно, ты наш "дорогой" мамбет. Да и девушки наши тоже были всегда скромны. Пререкаться с мужчинами при людях, оголять свои сексуальные части тела было всегда некрасиво. И это осуждалось. Но, времена изменились и сейчас это стало позволительно и даже модно. Ну и ладно. Если красивое тело и ухоженный вид. Пускай. Если это красивая эротика.
Но показывать всё, что есть выше и ниже пояса и выставлять это на всеобщее обозрение – уж извините. Можете считать меня ретроградом, но это уже мамбетизм чистой воды. Таких стало очень много. Причём не говорящих ни на каком языке.
Они полурусские и полуказахи. Раньше были только шалаказахи, теперь появился их модифицированный вид – шалаказахорысы. Шалаадам, скорей всего. То есть мамбет. Пишущие и говорящие как попало или использующие слова из двух-трёх языков.
Когда бываешь на различных курортах нашей страны, видишь, как бурно начала развиваться туристическая отрасль. И это радует. Но и тут встречаешь много мамбетов. Орущих и дерущихся всю ночь. Каждый казах, когда злится, переходит на русский мат, замечали? Причём мат при этом становится смачнее и зловещее в перемешку с казахским. "Мать" без мягкого знака, "Педераст" с буквой З на конце и т.д. Да и чёрт с ними бы, но после них остаётся гора мусора из бутылок, окурки, сломанная мебель и прочие аккуратно для отдыхающих сделанные удобности.
Вроде всех увозят. Но мамбеты же везде. "Отметившись" деньгам или связями, они потом продолжают свой пир.
Капитализм тем и отличается от прочих систем, что позволяет мамбетам быстро разбогатеть и стать хозяевами всего и вся. Выросло новое поколение мамбетов-миллионеров. Отличительной их чертой является неуёмное стремление к шику. Причём во всём и без меры. Дворцы из золота, машины, яхты. Если западные олигархи при этом сохраняют скромность и чтят законы, то мамбеты-миллионеры нашего разлива их просто игнорируют. Зачем законы, когда можно всё купить. Их тои по размаху давно уже переплюнули шоу, устраиваемые зарубежными миллиардерами.
"Деньги не должны кричать", - говорят за рубежом. Богатство, заполнившее пустую душу, приводит к страшному результату. На этой жуткой смеси рождаются монстры, которые убивают в окружающих всё человеческое, превращая их в своих рабов и слуг.
Рождённые на этом поле дети также начинают ездить по встречке, давить людей, пить за рулём, устраивать беспредел вокруг себя. Это мамбеты-дети своих мамбетов-родителей.
Наши предки говорили всегда: "Баланы жастан" или "Ұлды құлдай бақ, қызды гүлдей өсір". Любовь казахов к своим детям и внукам – это особая тема. Но современный мир становится совсем другим. Улица раньше рождала хулиганов. Теперь она рождает мамбетов.
Позже они устраиваются на должности, устраивают туда своих близких и родственников. Причём внаглую, вне зависимости от их способностей. Далее "откаты", "поборы" и т.д. Приезжает иностранец с добрыми намерениями построить что-то для нас. А там наш мамбет. Что тут скажешь?
Поэтому и высмеивает нас Борат в своих комедиях. И не только он. Потому что наши мамбеты стали выезжать за рубеж. И многие там начинают раскрываться по-полному. Особенно, если "всё включено". По ним судят обо всех нас, и ничего не поделаешь ведь.
Невозможно, будучи частью этого общества, избежать его болезней. Мамбетизм стал частью и сегодняшней медицины, к сожалению. В обществе, где главенствует культ доллара, истинные цености отходят на второй план. Здоровье становится доходным товаром. Если выстроены цивилизованные отношения, то покупатель покупает только качественный товар. Если этого нет, то покупай, что есть. В нашем случае – это медицинская услуга.
Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что некоторые мои коллеги тоже стали таковыми. Как только появляется опыт и статус, некоторые задирают нос, требуют вознаграждения за каждый свой шаг. Печально, но это факт.
Но гораздо печальней стало лечить мамбетов. Все видео с драками и оскорблениями в соцсетях - именно это. Бескультурие, неграмотность, приводящие к хамству, и наличие денег - делают этих людей невыносимыми. Некоторые вообще хотят видеть во врачах прислугу.
"Барсам шланг жұтқызып, язва деп. Мында барсам пешенің ауырады деп, түк білмейді мына враштар и т.д....", - почти ежедневно слушая и читая такие истории, я прихожу к грустным мыслям и выводам. Надо срочно с нашим мамбетизмом что-то делать. Иначе он может разрастись до таких размеров, что таких памятников нашему мамбетизму, как Астана-LRT будет по стране очень и очень много.
Фото: informburo.kz.