Медицина, по сути, безотказный и прибыльный бизнес
Как бы мы ни сопротивлялись, но рыночные отношения и честная конкуренция в медицине могут решить большинство нынешних проблем. И понятно, почему, откуда и от кого идёт сопротивление. Так всегда происходит, когда идёт борьба старого с новым.
Я уже писал как-то, что нынешняя ситуация в государственном секторе здравоохранения напоминает магазины советской эпохи, когда качественный товар можно было купить только из-под прилавка, и продавец улыбался тебе, если приплатишь или если ты "нужный" человек. А почему было так? Просто, от продавца мало что зависело, и поэтому улыбайся он или не улыбайся, зарплата была маленькой, хотя и постоянной.
Что потом произошло - мы все видим по нынешним магазинам под каждым домом, супермаркетам и торговым центрам на любой вкус и кошелёк. Прежде продавцы все были со средним и даже с высшим образованием. Был даже целый Институт советской торговли, куда могли поступить только избранные. Рынок всё поменял, и теперь каждый магазин вынужден конкурировать с другим за клиента, и тут образование совсем другое нужно. Рыночное.
Сравнения так себе, и медицина далеко не торговля, согласен. Пока. Я просто привёл пример быстрых изменений, произошедших почти мгновенно в сфере торговли. Можно ли так сделать в медицине? И что это даст? Что мы получим и что потеряем? Вот это самые главные и трудные вопросы сегодняшнего дня.
Переход к рыночным механизмам начался в здравоохранении поздно и даже слишком поздно. После неудачного первого опыта с внедрением обязательного страхования все реформы с ориентацией на рынок были надолго заморожены. К этому времени наши соседи уже давно ушли вперёд по реформам. А мы всё ещё сохраняли бюджетную медицину и содержали только государственную медицину. Кроме стоматологии. Что с ней произошло, мы тоже видим. Они тоже под каждым домом, на любой вкус и цвет. Любые услуги, только плати. И вроде хорошо, и вроде так надо, но… В медицине не скажешь: "Если нет денег, приходи потом". Это там, на Западе, так говорят, а у нас нельзя. Потому что у нас медицина бесплатная. Была и есть пока. И то, что сейчас после долгих споров мы вновь внедрили страхование, оно ни в коем случае не является классическим видом страхования. Поэтому оно и называется так – обязательное СОЦИАЛЬНОЕ медицинское страхование. То есть государство как платило, так и платит дальше за каждого жителя страны и плюс собирает взносы с отдельных категорий граждан на медицину.
И вот. Теперь пора внедрить конкуренцию. Почему именно сейчас? Потому что средства для здравоохранения переданы от государства в лице Минздрава в отдельный фонд. И, по идее, теперь фонду должно быть безразлично, кому отдавать деньги - государственной больнице или частной. Куда пациент идёт, туда должны поступать деньги. Вроде справедливо. И вроде можно начинать внедрять.
Однако на деле не всё так просто. В последнее время опять некоторые "ораторы" стали говорить о необходимости всё отдать частникам, в том числе и деньги фонда. Сразу скажу, что это старая песня и причина этих заявлений далеко не забота о здоровье пациента, как вы сами понимаете. Когда есть фонд с триллионом тенге бюджета - это мозолит глаза многим. Но мы отвлеклись.
Что мешает отдать всё частникам в медицине? Ведь живут же американцы, грузины и вроде их всё устраивает. Но это на первый взгляд. Передача медицины частникам всегда чревата многими проблемами. Для этого сначала нужно объявить здоровье человека товаром. То есть его можно купить и продать. Главное, чтобы были деньги или страховка. Вот тогда и будет развиваться максимальная конкуренция и всё будет хорошо. Так думают многие. Но беда вот в чём. Есть "дорогие" диагнозы в медицине, как онкология, трансплантология, протезирование, гематология и др. И есть дешёвые, как аппендициты, грипп или та же коронавирусная пневмония. Частник никогда не будет работать себе в убыток. Поэтому за короткий промежуток бурно разовьётся частный сектор по оказанию дорогих услуг в ущерб дешёвым. А дешёвые составляют львиную долю всех услуг здравоохранения. Поэтому государство будет вынуждено содержать сеть государственных клиник для оказания этих услуг на территории всей страны. И никуда от этого не денешься. Какая бы неэффективная ни была районная больница, допустим в Кызылординской области, надо её содержать, так как она одна там, хотя и не конкурентоспособная. И там, в том районе, тоже живут наши граждане, хотя их очень мало. И что делать? Там пересадку сердца не делают, суставы не оперируют. Там лечат всех с теми самыми дешёвыми диагнозами. Разрешить им делать сложные? Можно, но тогда туда надо закупить всё дорогостоящее оборудование, которое никогда не окупится. Да и специалистов там нет и не будет. Поэтому приходится субсидировать больницу, чтобы не разбежались последние врачи из района. И таких больниц в стране сотни. Так что о никакой передаче их в частные руки пока речи быть не может. Это факт.
Так как тогда внедрить конкуренцию? В принципе, ответ простой. Если выровнять тарифы, то есть сделать стоимость услуг одинаковой по всей стране и распределять в открытом режиме, то есть по справедливости, то тогда бы эта самая конкуренция состоялась. А что мешает? В первую очередь страх, конечно же. Представьте, что целая городская больница Алматы получила меньше денег, чем в прошлом году, так как её объёмы забрала или выиграла частная больница. Чем это грозит? Конечно же, сокращением штатов, волнениями, жалобами. Потом разборки, письма, телевидение и как итог – возврат денег государственной больнице. Возможно, за счёт увеличение других услуг. И так происходит постоянно. В этом плане и частники не такие уж "безгрешные". Многие обещают "золотые горы" во время распределения, а потом, ссылаясь на трудности, просто-напросто перестают выполнять взятые на себя обязательства. То есть они резко сокращают расходную часть, экономя на всём и получая сверхприбыль.
Но справедливости ради надо отметить, что частный сектор активно развивается и уже чётко "наступает на пятки" государственному. Особенно на уровне поликлиник. В скором времени в городах частники будут превалировать над государственными.
Особенно это заметно в секторе диагностических услуг, где частники уже захватили весь рынок. Как, например, в области лабораторной и лучевой диагностики. И ничего ведь не стало хуже, правда же? И люди довольны, и специалисты.
А вот на уровне больниц пока дела идут туговато. Строить частники не рискуют пока, так как очень дорого. Есть единичные примеры, однако о массовости говорить не приходится. Выгодней купить действующие больницы, что и делается в ряде регионов. Там и готовые специалисты, стабильный поток пациентов, устоявшиеся традиции. Как бы мы ни говорили, но пока лучший кадровый состав страны сконцентрирован именно в стационарах и именно в госсекторе. Ну это тоже пока.
Поэтому частнику надо просто лишь сделать маленький косметический ремонт, немного увеличить зарплату и все довольны. А вся прибыль в карман учредителям. Это и привлекает представителей бизнеса в медицинскую отрасль. И бизнесмены сейчас как никогда поняли, что медицина, по сути, безотказный и прибыльный бизнес. Товар ведь востребован всегда и не зависит от колебаний мировой экономики. Люди как болели, так и будут болеть, и чем больше они будут болеть,тем лучше для бизнеса, так ведь?
А государственные больницы все практически убыточны. Почему? Потому что там на первое место выходят совсем другие принципы управления. Там резко раздутый штат управленцев, большие расходы на приобретение различных товаров и услуг. В некоторых больницах на тридцать врачей приходится до пятидесяти администраторов, а расходы на медикаменты составляют практический 40% всего бюджета больницы. Конечно, такая больница изначально будет убыточной. Тут сразу приходят в голову мысли по наказанию руководителей этих больниц и что-то ещё более страшное. Но не спешите делать выводы. Там не всё так просто. Надо менять всю систему лекарственного обеспечения больниц по всей стране. Что, конечно же, пока невозможно. И потом, как только кто-то начинает устанавливать порядок в этом секторе, опять начинаются письма, волнения, депутаты и…, ну об этом уже написано выше.
Так как решить эту проблему? Конечно же, нужно просто внедрить нормальный менеджмент в государственных больницах. Чтобы был чёткий учёт и нацеленность на достижение результатов. Как? Просто больницы с низким уровнем менеджмента надо передавать в доверительное управление. И я тут не имею в виду только частников, нет. Надо создавать условия для того, чтобы на рынке появились эффективные управленческие компании, которые могли бы взять эти больницы на определённый срок и на определённых условиях и могли обеспечить эффективную работу лечебной организации.
А что мешает сейчас сделать это? Простая правовая неурегулированность. Какие отдавать, на каких условиях, кому и на какой срок и т.д. А пока нет этих решений, то никто на этом рынке и не появляется. Так что пока реальной конкуренции между медицинскими организациями нет. А она нужна. Что это даст? Главное – сервис. Чуткое отношение к пациенту. Как и при любом бизнесе. Нет потребителя – нет денег. Ряд стран уже перешли на совершенно новый уровень сервиса, объединив принципы 5-звёздочных отелей с медициной. И у них получилось здорово. Мировая тенденция идёт к тому, что в больницах становится совсем мало самой больницы. То есть её не видно в оформлении гостиничных услуг. Бизнес за рубежом понял, что высокий сервис и комфорт дают не меньший эффект, чем хорошие лекарства и новые технологии. У нас пока этого нет. И ещё. Да, в государственном секторе очереди, грубость, невнимательность, но только там вам могут поставить диагноз "здоров". Частник вряд ли решится на такое. Ведь практически здоровых людей мало, если таковые есть вообще. Поэтому, если "покрутить" пациента, то можно обязательно что-то найти, хотя бы синдром хронической усталости, и начать лечение. Ну а если поставить какой-нибудь заграничный диагноз типа "Болезнь Гоффа" или "Болезнь Гоше", то это вообще замечательно. Почему-то наши пациенты "любят" такие звучные названия. И лечение долгое и почти всю жизнь, что и на руку для того, кто лечит платно. Поэтому надо помнить, что платно - не всегда означает качественно. Мы часто заблуждаемся, оценивая качество медицинской помощи по улыбчивости медсестёр и вежливости врачей в частных клиниках. Это далеко не качество – это сервис. Качество – это когда вам удалили аппендицит, и вы на второй день проситесь домой, когда после тяжелейшей травмы вас выписали на ногах, когда после массивной кровопотери двух и более литров вас спасли, и вы вернулись домой, и таких "когда" великое множество.
Поэтому платность всегда сопровождается гипердиагностикой и полипрагмазией. То есть чрезмерной диагностикой и лечением. Да, этим грешат и государственные клиники, но это результат как раз-таки платности и желания получить прибыль. Это так называемые приписки.
И что же делать? На современном этапе необходимо поменять юридическую форму государственных лечебных организаций. Мы с трудом превратили их из госучреждений в предприятия на праве хозведения. То есть они все стали коммерческим структурами. Однако слово "госпредприятие" связывает многие возможности поликлиник и стационаров. Этот этап уже пройден и сейчас надо переводить их в акционерные общества с принципами корпоративного управления. И, конечно же, наиболее убыточные из них необходимо передавать в доверительное управление сроком на пять и более лет.
И последнее. У всех на слуху принцип финансирования в медицине "деньги следуют/идут за пациентом". Что это значит? По самой идее, куда идёт пациент, то есть куда его направили, туда и должны поступать средства из фонда ОСМС. Работает это? Частично да, но в целом реализовать принцип без пристрастия не получается из-за описанных выше проблем. Всё равно частники ущемлены в этой системе, как ни крути.
Да и сам принцип весьма устарел. Нужно решиться на следующий шаг, который в корне поменяет всю систему. Надо внедрить принцип «деньги идут С пациентом» и позволить пациенту стать полноправным участником системы дав ему право выбора больницы и врача. То есть осуществлять платёж только при полной удовлетворённости пациента качеством, сервисом оказанной ему услуги.И право окончательного решения, то есть нажатия кнопку «Enter» предоставить именно ему. Вот тогда рынок заработает и заработает та самая конкуренция в медицине.
А как? В век цифровизации это предельно просто. Посмотрите, как делают это наши банки. Где-нибудь есть такое? – спросите вы. Пока нет. Мы могли бы стать первыми.
А что пока? А пока давайте беречь себя и хороших врачей.
Фото: Depositphotos.com/kmiragaya