В государстве эффективность не измеряется и не контролируется. Государство большое и не на все обращает внимание
Частный сектор эффективнее государственного - это аксиома. В государстве эффективность не измеряется и не контролируется. Государство большое и не на все обращает внимание. Но в государственных масштабах неэффективность искать легче, так как на больших цифрах экономия оправдывает любые инвестиции.
Приведу несколько примеров, которые касаются неэффективности финансовой.
Пример 1
Решил как гражданин использовать часть своих накоплений пенсионных. Мой выбор из таких, что здесь монополия Отбасы Банка, а значит пришлось там все делать. Деньги перевёл 11 февраля в Отбасы Банк, а дальше началось узкое горлышко. В итоге 3 марта, а деньги до назначения все еще не дошли. Уже 20 дней без дела находятся. При доходности в 11%, я уже потерял 0,6%. Кажется малой суммой для меня, а в рамках страны, если через данный процесс будет проходить 2 трлн тенге, и каждый будет терять 0,6%, то получается 12 млрд тенге. А это уже много, как минимум две школы или две больницы.
Значит, понятно, что нужно что-то менять, ведь 12 млрд тенге недополученного дохода оправдает любые инвестиции в процесс сокращения срока изъятия своих накоплений.
Пример 2
Как-то в прошлом занимались строительством. Даже как-то писал про это. Занимались строительством ИЖС. Земля арендная, каждый земельный участок 6 соток. Срок строительства одного дома 3 месяца. Без выкупа земли дом в эксплуатацию не введёшь, без ввода в эксплуатацию дом не продашь, ипотеку не оформишь. Выкупить землю до окончания строительства нельзя. Для выкупа земли нужно постановление акима. Итого срок выкупа земли занимает 6 месяцев минимум. На каждый участок нужно отдельное постановление. Итого строитель теряет 6 месяцев непонятно на что, а все только потому, что так устроен процесс в акимате. Средняя ставка заемных средств на строительство - 16%. А это значит, что любой дом удорожается на 8% только из-за неправильного процесса в акимате. Такой процесс везде. Умножаем на всю страну и получаем большие деньги, которые мы тратим непонятно как, и это даже не 12 млрд тенге, а, наверное, больше.
Пример 3
Есть очень много бюджетных организаций: различные больницы, школы, коммунальные службы, ведомства и так далее. Они с бюджета получают деньги, которые потом направляют на хозяйственные нужды. Пару лет назад законодательно запретили начислять проценты на текущие счета. Данные организации не имеют права открывать депозиты, инвестировать в ценные бумаги, в общем, не имеют права что-либо делать, кроме как только то, что прописано бюджетом. Деньги присылают, и деньги просто хранятся под ноль на текущих счетах. Могут храниться до месяца и больше. Если все организации по системе суммировать, то будет очень большая сумма. Недополученные проценты еще больше, чем по пенсионным отчислениям, ведь это не единоразовая акция, а постоянное движение, которое можно посчитать в масштабах 5-10 лет.
А что нужно - всего лишь разрешить хранить деньги на депозитах или в государственных ценных бумагах, которые можно купить и продать день в день.
И таких примеров можно найти очень и очень много. Интересно, какой государственный орган отвечает за эффективность систем в государстве?
Самый главный ресурс в финансах - это время.
Есть ведь еще неэффективность не только финансовая, но можно посмотреть на эффективность образования, медицинскую, строительную, и так далее.
Источник: страница Галима Хусаинова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото из открытых источников.