О чём молчит президент авиакомпании Air Astana Питер Фостер

6873 просмотров
0
Денис КРИВОШЕЕВ
Воскресенье, 21 Мая 2023, 09:00

Авиаперевозчик ставил эксперименты над своими клиентами

Когда меня обвиняют в заказных статьях о бонзах казахстанской авиации, мне хочется задать один единственный вопрос обвинителям: вы правда не понимаете, что речь идет о безопасности полетов, а, следовательно, человеческих жизнях?

Читайте также
В Казахстане происходит передел наркорынка

На днях в СМИ прошла информация, что у авиакомпаний Air Astana и Fly Arystan из 43 самолетов в небе летают только 38, пять лайнеров (четыре Airbus 320 и один Embraer Е2) уже несколько месяцев стоят на приколе. И Питер ФОСТЕР даже объяснил, в чем проблема:

"Четыре самолета имеют проблему с двигателями ― все дело в них. У наших Airbus Neo и Embraer одинаковые двигатели от компании Pratt & Whitney. Они созданы по новым технологиям, очень эффективны, но само их производство крайне неустойчиво. У авиакомпаний маленький выбор поставщиков, у кого можно закупать двигатели. Например, для Embraer E2 Pratt & Whitney ― единственный поставщик. На Airbus Neo у нас два поставщика, но там тоже наблюдаются проблемы".

При этом, по словам Фостера, конкретная проблема заключается в камере сгорания двигателя Pratt & Whitney ― она чрезвычайно слаба. Отремонтировать ее нельзя. Ее можно только заменить. В нормальном цикле эксплуатации двигателей ремонт камеры сгорания производится во время планового капитального ремонта после достаточно длительной эксплуатации. На данном типе двигателей камера сгорания не выдерживает межремонтный интервал и выходит из строя значительно быстрее, не доживая до планового ремонта.

Фостер уточнил, что проблемы с этими типами двигателей начались еще в 2017 году. Сейчас авиакомпании вынуждены просто ждать, когда на самом производстве устранят проблемы, так как заменить эту важнейшую деталь не представляется возможным

Читайте также
Почему "Казавиаспас" не щадит своих пилотов

Один из пяти приземленных самолетов недавно уже отремонтировали, и он вернется в небо в ближайшее время. Еще два самолета планируют отремонтировать в скором времени ― новые двигатели для них уже заказаны. Остальные лайнеры планируют вернуть в эксплуатацию к июню 2023 года.

Но о чем не рассказал Фостер в своих комментариях СМИ?

Еще четыре года назад, в декабре 2019-го, я писал, что появились сведения о возможном отказе двигателей Pratt & Whitney, установленных на самолетах авиакомпании Air Astana ― в Грузии и Кызылорде. Очевидцы утверждали, что рейсы откладывались именно из-за поломок двигателей. Официальной информации по этому поводу так и не появилось.

Ситуация с двигателями Pratt & Whitney заставила меня обратиться к президенту страны Касым-Жомарту ТОКАЕВУ. Ранее подобный вопрос ставился перед членами правительства, которые в свою очередь обещали разобраться, но, судя по всему, всесильный Питер Фостер и его покровитель Сэр Ричард Гарри Эванс не позволили этому случиться. К слову, Эванс с 1998 по 2004 являлся председателем правления компании ― военного гиганта BAE Systems, в будущем ― прямого акционера Air Astana, в 2006-2008 был председателем Совета директоров АО "Казахстанский холдинг по управлению государственными активами "Самрук" и до недавнего времени независимым директором в "Самрук-Казына".

В своем обращении я обратил внимание на тот факт, что за два с половиной года двигатели Pratt & Whitney выходили из строя и нуждались в капитальном ремонте или замене 10 раз. Несмотря на публичные обращения, расследование по данному факту не проводилось. Производители в уполномоченный орган не вызывались, гарантий, что двигатель не откажет в воздухе, нет. При этом в Европе после единичного случая отказа этого типа двигателя, были отменены сто рейсов, а руководство индустриального гиганта было вызвано для дачи объяснений.

Читайте также
Крушение вертолёта в ЗКО: прямой конфликт интересов может помешать расследованию

Президент компании Air Astana о проблемах с двигателями знал и до покупки самолетов в комплектации с двигателями Pratt & Whitney. Можно было выбрать иную комплектацию, но этого сделано не было. Вопрос ― почему, несмотря на отрицательные эксплуатационные характеристики, выбор пал именно на такую комплектацию. Сколько денег было потрачено на ремонт, простой бортов, ведь в конечном итоге, это ложится в стоимость тарифа? Также я просил провести сравнительную характеристику экономической модели приобретения данных самолетов ― есть основания предполагать, что Казахстан переплачивает.

Идея купить новые самолеты, не прошедшие испытаний эксплуатацией, выглядит весьма странно для микрокомпании, типа Air Astana. Несмотря на это, в Ле-Бурже, задолго до начала эксплуатации, в 2015 году Air Astana подписала контракт на поставку семи воздушных судов семейства Airbus A320neo. Самолеты взяты в операционный лизинг от компании Air Lease corporation. Гораздо позже, 14 декабря 2018 года, в Авиационно-техническом центре авиакомпании состоялась презентация нового самолета Embraer 190-E2, одного из пяти авиалайнеров, заказанных в операционный лизинг у компании AerCap. Embraer 190-E2, как уже было сказано, также оснащен двигателями PW1100G.

Я получил тогда ответ на свое обращение от "Самрук-Казына". В первую очередь, они шли от ответа, сколько конкретно двигателей серии PW1100G отказало с момента поступления самолетов с данным типом силовых установок на вооружение авиакомпании. Они лишь констатировали, что в 2019 году было всего шесть поломок, связанных с двигателями, тогда как в обращении к президенту речь идет о более широком периоде ― в 2,5 года и не о всем парке, где есть самолеты с разными модификациями двигателей, а вполне конкретными новыми силовыми установками, имеющими существенные изъяны, которые пока так и не смогли устранить производители.

Читайте также
Шымбулак: особенности крупного бизнеса по-казахстански

А теперь самое важное:

"На самолете Airbus Neo с ранними модификациями двигателей PW1100 происходили серии снятий двигателей. Для каждого конкретного случая снятия двигателей ранней серии, испытанных компанией "ЭйрАстана", производитель "P&W" предоставил запасные двигатели на время выполнения по техническому обслуживанию и модернизации на специальных объектах", ― говорилось в ответе "Самрук-Казына".

Можно ли считать, что Питер Фостер, как первый руководитель Air Astana и Pratt & Whitney ставили эксперименты над клиентами авиакомпании? Ведь фраза звучит недвусмысленно — "испытанных компанией Air Astana", и тут вряд ли есть какой-то иной смысл и описка. Авиаперевозчик именно испытывал двигатели, а взамен производитель перекрывал риски, возмещая простой, затраты на ремонт и прочие неурядицы.

Что получается? Фостер не только зарабатывает на казахстанцах, но еще и сделал их объектами опасных испытаний?

Источник: страница Дениса Кривошеева в Facebook.

Фото: tengrinews.kz.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Отставка Си Цзиньпина – блеф или реальность?
Интриги пленума ЦК Коммунистической партии Китая
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Суд над журналистом: где проходит граница частной жизни?
В Алматы рассматривают дело Олега Гусева, обвиняемого в разглашении персональных данных активистки
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента