"Оператор нашей старости" не скрывает свои аппетиты и намекает на необходимость дополнительных привилегий
Недавно я задался вопросом - зачем ЕНПФ реклама на ТВ? Ведь АО "Единый накопительный пенсонный фонд страны" - это единственный оператор наших пенсионных денег, это очевидно и понятно даже из названия.
Зачем монополисту реклама и что это дает кроме поддержки самого источника рекламы – вопросы не только для пенсионного фонда, но и для всех остальных национальных компаний, готовых по-пелевенски выбросить в урну пачку денег, чтобы показать большим дядям наверху, что они могут себе это позволить.
Тема обязательных пенсионных взносов (ОПВ) – болезненная для многих. Основная масса бизнесменов, да и подавляющее большинство самих плательщиков давно считают ОПВ налогом и, мало того, вовсе не надеются когда-либо увидеть свои пенсионные деньги и не рассчитывают, что смогут ими воспользоваться.
В обсуждение необходимости рекламы для единственного в стране пенсионного фонда, конечно же, пришли сотрудники ЕНПФ. Так "Head of Digital Communication в БЖЗҚ" Yelnur SHALIKBAYEV ответил: "...вы посмотрели содержание ролика? В нем разъяснение о накопительной пенсионной системе, не реклама Фонда. Как вы правильно заметили ЕНПФ не нужна реклама. ЕНПФ как единый администратор и оператор всех финансовых и информационных потоков накопительной пенсионной системы РК, должен вести информационно-разъяснительную работу (кто, если не мы). Ведь чем больше знаешь, тем лучше же? Если вы внимательно следите (надеюсь, теперь точно будете), то вы бы знали, что государство не отбирает деньги, а обязывает вашего работодателя перечислять средства на ваш индивидуальный пенсионный счет, на котором аккумулируются накопления и на который начисляется инвестиционный доход. Также, если говорить об инвестировании, то им занимается Национальный банк Казахстана (не ЕНПФ), и делает это довольно неплохо.
По поводу наших денег. Накопления вкладчиков - это их собственность, то есть мои деньги на счету - мои, средства на вашем счету - естественно, ваши. На информационно-разъяснительную работу, направленную на повышение финансовой грамотности граждан, идут (хотя большую часть мы размещаем бесплатно) собственные средства ЕНПФ. В Фонде ведется раздельный учет пенсионных и собственных активов, то есть исключен риск трат пенсионных накоплений.
Кадр на снимке напоминает о важности накоплений для вашего будущего (кроме вас для вас их никто делать не будет). Адрес сайта фонда присутствует в кадре, для того, чтобы люди знали его и естественно заходили и получали актуальные и полезные знания.
Было бы здорово, если бы СМИ, понимая важность месседжей, транслируемых ЕНПФ, размещал бы их с охотой и бесплатно. Тогда, думаю, и не было бы расходов на информационно-разъяснительную работу в средствах массовой информации" (орфография и пунктуация сохранены - ред.).
Это довольно странный факт, что в качестве стратегии пенсионного фонда используется принцип "кто, если не мы". Еще более странно, что ЕНПФ пытается вести информационно-разъяснительную работу, да еще и направленную на повышение финансовой грамотности граждан.
Возможно для кого-то из "Head of … в БЖЗҚ" это будет новостью, но давайте позволим себе процитировать Корпоративную стратегию развития АО "ЕНПФ" (стр. 3):
Миссия: "Организационное содействие вкладчикам в формировании пенсионных накоплений посредством повышения качества услуг, достоверного учета пенсионных активов, а также повышения культуры планирования пенсионных сбережений".
Ну, и насчет бесплатной работы СМИ для АО "ЕНПФ" - это, извините, и так происходит ежемесячно. Все, кто отчисляет пенсионные взносы, финансируют ваше АО, господин Yelnur Shalkibayev.
Закупки
Самое интересное в деятельности любой государственной или квазигосударственной компании – это закупки. Информация о закупках пенсионного фонда находится в открытом доступе на сайте enpf.kz.
Если посмотреть последние конкурсы, проводимые по процедуре тендера, то можно найти много интересного. Здесь и размещение видеороликов в эфире ТВ, и публикация материалов в сети Интернет, и даже трансляция на радио и поддержка ЕНПФ в соцсетях. Не говоря уж о закупках автомобилей на 178 млн тенге, что весьма странно при наличии тендеров на аренду автомобиля с водителем и обильном количестве тендеров на разнообразные услуги IT – сопровождения.
Конечно же, сама необходимость многих из затрат вызывает вопросы, но еще больше вопросов возникает после изучения протоколов итогов тендеров.
Далеко не все конкурсы ЕНПФ проходят честно и открыто. Многие признаются несостоявшимися и о дальнейшей судьбе выделенных на закупку денег можно только предполагать, ведь по Правилам закупок фонда в случае, если тендер не состоялся, то АО имеет право заключить прямой договор без проведения процедур тендера.
К сожалению, на сайте ЕНПФ нет информации по договорам, заключенным из единого источника. Может, ввиду того, что даже с самых высоких трибун было озвучено о коррумпированности данного вида закупок?
Однако, при изучении "Скорректированного плана закупок товаров, работ, услуг на 2019 год. Утвержден Приказом Председателя Правления АО "ЕПНФ" №555 от 21.102019 г.", видно, что операторы наших виртуальных пенсий совсем не стесняются и планируют закупить из единого источника путем прямого заключения договора 1143 наименования товаров, работ или услуг на сумму 1 379 256 625 тенге.
Львиная доля из этих затрат – аренда помещения, на эту статью у операторов нашей старости за 2019 год планируется потратить 1 157 281 962 тенге, самое дорогое помещение пенсионный фонд арендует за 441 343 748, 48 тенге в год.
Оставшиеся 200 с лишним млн распределяются на различные виды затрат – от клея за 200 тенге, до ремонта системы электронной очереди за 18,9 млн. Сюда входит и размещение новостных сюжетов на ТВ за 4 048 000 и 3 119 000 тенге, и 10 млн на корпоративную сотовую связь, и 7 050 рулонов гигиенических полотенец на сумму 982 125 тенге, огромное множество семинаров, тренингов и курсов повышения квалификаций, и даже ремонт шлагбаума за 270 тыс. тенге.
Общая же сумма закупок ЕНПФ в 2019 году по плану должна составить 8 885 647 944 тенге, из которых 3 303 571 428 на покупку здания.
Почти 9 млрд тенге на содержание бездарного управления нашими пенсиями. Сколько из них будет потрачено путем прямого заключения договора свыше планируемых 1,38 млрд – это уже компетенция специальных структур.
Сколько из них потрачено впустую – можно только догадываться.
Откуда у пенсионного фонда "собственные средства" - это вопрос к их финансовой отчетности. Наверное, из той же табакерки, что и хамоватые сотрудники, пытающиеся убедить нас в необходимости "информационно-разъяснительной работы на ТВ" за наши с вами деньги.
По информации самого фонда, на 01 октября 2019 года у АО "ЕНПФ" свыше 10 млн пенсионных счетов, на 9 813 521 из которых имеются пенсионные отчисления.
Уберем отсюда умерших и не получивших пенсию, мигрировавших из страны без снятия пенсионных накоплений, сидящих в тюрьмах, тех, кто когда-то оплатил пенсионку и после ушел в тень и прочие "мертвые" счета и получим в лучшем случае 7 млн вкладчиков. В принципе, чуть больше чем по 1200 тенге с каждого на содержание ЕПНФ. Не так уж и много, а то как же они, без новых автомобилей, новостных сюжетов на ТВ и поддержки в соцсетях.
P.S. На сайте ЕНПФ есть раздел "Личный кабинет", где можно с грустным видом созерцать результаты инвестиционной деятельности в разрезе своего пенсионного счета. У меня, например, с учетом начального остатка и поступлений за последний год инвестиционный доход составил 5,8%. С которых еще надо будет заплатить налог 10% при получении. Даже до уровня инфляции не дотягивает. Я уже молчу, если бы пенсионные деньги элементарно были бы в валютной корзине. Мой первый платеж на пенсионный счет был в 2000 году. С тех пор мы пережили 3 только официальных девальвации, переименования и консолидацию фонда, программу форсированного индустриально-инновационного развития и спасение банков. Но толку от этих движений пенсионных денег лично на своем счету я не вижу.