Что такое рейтинг Doing business и с чем его едят
* Повод для радости
* Регистрация предприятий
* Получение разрешения на строительство
* Подключение к системе электроснабжения
* Регистрация собственности
* Получение кредитов
Повод для радости
На этой неделе нам радостно сообщили, что в рейтинге легкости ведения бизнеса (Doing business), рассчитываемом Всемирным банком, Казахстан резко улучшил свои позиции - скакнул на 15 ступенек вверх, поднявшись с 51 места на 35. Нам рассказывают, что это результат успешного проведения структурных реформ, направленных на облегчение предпринимательской деятельности.
Но надо помнить, что Всемирным банком обследуется не весь Казахстан, а только Алматы. И это первый повод усомниться в адекватности рейтинга, ведь условия для ведения бизнеса в Алматы могут сильно отличаться от условий ведения бизнеса, скажем, в Кызылорде.
Второй повод усомниться – перечень респондентов, заполнявших анкеты Всемирного банка, на основе которых и составляется рейтинг. Я не сомневаюсь в компетентности и профессиональной честности отвечавших, но сам круг опрашиваемых очень узок – это работники государственных органов, юридических и аудиторских компаний, нотариусы (по ссылке можно ознакомиться со списком).
Я прошелся почти по всем разделам рейтинга, сравнивая показатели Казахстана с Японией, занимающей 34 место, и Новой Зеландией, находящейся на первом месте.
Чтобы понять, действительно ли у нас происходят перемены к лучшему, просто сравните данные Всемирного банка с собственными представлениями об условиях ведения бизнеса в Казахстане.
Регистрация предприятий
Под предприятием понимается в случае Казахстана ТОО, полностью принадлежащее казахстанским физическим лицам.
На диаграмме 1.1. показана динамика изменения количества процедур, необходимых для регистрации предприятия.
Термин «процедура» - это любого рода взаимодействие учредителя предприятия с третьими сторонами (например, государственными органами, юристами, аудиторами или нотариусами). (Курсивом выделены пояснения и определения Всемирного банка - Ж.А.).
На диаграмме 1.2. показано, как менялось время, необходимое для регистрации предприятия.
Затраченное время исчисляется в календарных днях. Данный показатель измеряет серединное значение для продолжительности периода времени, которое, как указывают юристы или нотариусы, занимающиеся вопросами регистрации предприятий, необходимо на практике для выполнения процедуры с минимальным последующим согласованием с государственными органами и без внесения дополнительной платы.
На диаграмме 1.3. отображены расходы, связанные с регистрацией компании.
Затраты исчисляются в процентах от дохода на душу населения в стране. В затраты включены все официальные сборы и комиссионные вознаграждения юристов и специалистов, услуги которых предусмотрены законом или в случаях, когда большинство предпринимателей предпочитают пользоваться услугами третьих лиц.
В свежем рейтинге Казахстан по этому разделу занимает 45 место, улучшив свою позицию по сравнению с прошлым годом на 9 пунктов.
Надо сказать, что процедура регистрации предприятия в целом за последние годы действительно сильно упростилась, и здесь у нас есть серьезный прогресс. Но это в Алматы. А как обстоят дела в других городах?
Получение разрешения на строительство
В качестве объекта строительства условно рассматривается двухэтажный торговый склад площадью 1 300,6 кв. метра, высота каждого этажа – 3 метра. Склад расположен на окраине города, имеет подъездную дорогу, при этом не находится ни в особой экономической, ни промышленной зонах. Предназначен для хранения товаров, не требующих специальных условий.
На диаграмме 2.1. отображено изменение числа процедур, необходимых для получения разрешения на строительство.
Процедура – это любое взаимодействие сотрудников или руководителей компании, а также посредников, действующих от имени компании, с третьими лицами, в том числе с государственными учреждениями, нотариусами, службами по регистрации земельных участков, кадастром, поставщиками коммунальных услуг, государственными и частными инспекторами, техническими экспертами, за исключением архитекторов и инженеров, работающих на предприятии (…) действия необходимые для получения каких-либо планов и чертежей (таких как получение геологических и топографических изысканий), а также утверждение или заверение этих документов третьими лицами, рассматриваются как независимые процедуры.
На диаграмме 2.2. можно увидеть динамику изменения сроков получения разрешения на строительство.
Данный показатель отражает средний период времени, необходимый для практического прохождения процедуры по мнению экспертов.
На диаграмме 2.3. отображены расходы на получение разрешения на строительство.
Учитываются только официальные затраты. Фиксируются все комиссионные и сборы, связанные с прохождением процедур, необходимых для выполнения требований закона при строительстве склада, включая затраты на получение разрешений на использование земельного участка, на утверждение проектно-строительной документации, на проведение проверок до, во время и после строительства, на подключение к инженерным коммуникациям и на регистрацию складского имущества. Учитываются также разовые налоги, подлежащие уплате для завершения проекта строительства склада. Налог с продаж (например, налог на добавленную стоимость - НДС) или налог на доходы от прироста капитала не принимаются в расчет.
Казахстан занимает по этому показателю 22 место. При этом в предыдущем рейтинге Казахстан занимал 78 место. Гигантский скачок!
Сроки получения разрешения на строительство более чем в два раза короче, чем в странах ОЭСР – 68 дней против 152. Ниже и расходы, исчисляемые в процентах от стоимости строительства – 1,3% против 1,6%.
Воля ваша, в чудеса я не верю! Я думаю, что наши успехи в этом разделе сильно завышены. Ни сроки, ни расходы, на мой взгляд, не отражают действительности.
Подключение к системе электроснабжения
И здесь в качестве объекта подключения рассматривается условный склад из предыдущего раздела. Предполагается, что месячное потребление составляет 26 880 кВт*ч.
На диаграмме 3.1. показано количество процедур, необходимых для подключения к системе электроснабжения.
Под процедурой подразумевается любое взаимодействие сотрудников компании … с третьими сторонами, например, электрораспределительными и электроснабжающими компаниями, государственными учреждениями, подрядчиками по монтажу электрооборудования и электротехническими компаниями.
На диаграмме 3.2. отображено количество дней, необходимое для подключения к электроснабжению.
Данный индикатор отражает серединную (медианную) продолжительность затраченного времени, которое, по мнению электроснабжающей компании и местных экспертов по электроснабжению, необходимо на практике (а не установлено законодательством) для прохождения той или иной процедуры с минимальной проверкой хода исполнения и без дополнительной платы
На диаграмме 3.3. мы видим как менялась стоимость подключения.
Стоимость исчисляется в процентах от дохода на душу населения в стране. Учитываются все сборы и затраты без налога на добавленную стоимость (НДС), связанные с процедурой подключения склада к системе электроснабжения, в том числе, касающиеся получения необходимых документов в государственных учреждениях, подачи заявления на подключение, проведения инспекций участка и внутренней электропроводки, приобретения материалов, проведения непосредственных работ по подключению, а также внесения гарантийного депозита.
По этому показателю Казахстан занимает 75 место, улучшив свое положение на 27 позиций.
Как и в предыдущем разделе, успехи Казахстана (на самом деле - Алматы) вызывают сомнения. Никаких предпосылок для сокращения сроков или снижения расходов просто не было.
Регистрация собственности
Рассматривается условная сделка по продаже склада с участком земли. По легенде имущество не имеет обременений, полностью принадлежит продавцу.
На диаграмме 4.1. показано, как менялось количество процедур, необходимых, чтобы покупатель оформил собственность на себя.
Под процедурой подразумевается любое взаимодействие покупателя или продавца имущества … с третьими лицами, в том числе с государственными учреждениями, инспекторами, нотариусами и юристами … Учитываются все процедуры, которые в законодательном порядке или на практике установлены для регистрации собственности, в том числе те, которые в исключительных случаях можно не проходить. Предполагается, что покупатель использует все законные варианты скорейшего прохождения процедур, которые используются большинством владельцев имущества.
На диаграмме 4.2. показана динамика изменения сроков регистрации собственности.
Данный показатель отражает средний период времени, который юристы по вопросам собственности, нотариусы или осуществляющие регистрацию должностные лица указывают как необходимый для завершения процедуры.
На диаграмме 4.3. отображено изменение расходов на регистрацию собственности.
Учитываются только официальные платежи, предусмотренные законом, включая пошлины и сборы, налог на передачу собственности, гербовые сборы и иные платежи органу по регистрации собственности, нотариусам, государственным учреждениям или юристам. Другие налоги, в частности, налог на прирост стоимости капитала и налог на добавленную стоимость, не учитываются. Учитываются расходы, понесенные как продавцом, так и покупателем.
В рейтинге Казахстан занимает 18 место. Изменений в сравнении с прошлым рейтингом нет.
Регистрация собственности в Казахстане проходит быстрее и дешевле, чем в странах ОЭСР – 3,5 дня против 22,4 дня и 0,1% от стоимости объекта недвижимости против 4,2%.
Хотелось бы услышать мнение компетентных людей о наших успехах в регистрации собственности.
Получение кредитов
Рассматривается условный заемщик – компания с количеством сотрудников не превышающим 50 человек и кредитор – некий банк. Исследуются два варианта: А) в залог предоставляются оборотные активы, В) в залог предоставляются необоротные активы.
На диаграмме 5.1. отображено изменение значения Индекса кредитной информации.
Данный индекс оценивает эффективность правил и практики, которые влияют на охват, объем и доступность кредитной информации, которую можно получить через государственный кредитный реестр или частное бюро кредитных историй.
На диаграмме 5.2. показано изменение охвата кредитным реестром взрослого населения.
Данный показатель отражает число физических лиц и компаний, информация о заимствованиях которых за последние 5 лет содержится в государственном кредитном реестре.
На диаграмме 5.3. мы видим динамику Индекса уровня защиты кредитной информации.
Данный индекс оценивает, в какой степени законодательство по обеспечению и банкротству защищает права заемщиков и кредиторов и таким образом способствует кредитованию.
По этому разделу Казахстан занимает 75 место, что хуже прошлогоднего показателя на 5 позиций.
Кредитная история – важный фактор доступности кредитования. С ее помощью банк может оценить риски на заемщике. Но у нас нет адекватной системы оценки рыночных рисков, что является серьезным препятствием для получения кредита. Еще одним отрицательным фактором является наличие неравных конкурентных условий на рынке, что кратно увеличивает риски невозврата.
Иначе говоря, этот раздел не отражает уровень доступности кредитования в Казахстане.
А по версии Всемирного банка, кредиты в Казахстане доступны в той же мере, что в Норвегии или Швеции и более доступны, чем, например, во Франции.
Продолжение следует. Откроются такие чудеса про легкость ведения бизнеса в Казахстане, что репутация рейтинга опустится ниже любого предела.