Выборность акимов любого уровня является не более, чем фикцией
Вместо эпиграфа:
Статья 3 – Понятие местного самоуправления
1. Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
2. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом.
Выдержка из Европейской хартии о местном самоуправлении.
Выступая 8 февраля этого года на расширенном заседании правительства, глава государства, в частности сказал: "Отдельно хочу остановиться на необходимости дальнейшего повышения бюджетной независимости акимов всех уровней. Ситуация, когда 82% регионов дотационные, – неправильная. Это особенности нашей методологии межбюджетных отношений. Акимы постоянно обивают пороги министерств, выпрашивая трансферты общего характера и целевые. Кроме того, многие расходные инициативы центрального уровня решаются в ключе "перекинем на местный бюджет, а акимы разберутся". Сейчас уже так работать нельзя". Насколько острая ситуация сложилась в сфере межбюджетных отношений в стране?
Отношения между бюджетами всех уровней в Казахстане –это особый вид извращения, которому еще не придумано названия
В таблице 1 приведены сведения о принятых на 2021 г. региональных бюджетах. Регионы в таблице ранжированы от наиболее зависимых от трансфертов из республиканского бюджета к наименее зависимым.
Первое, на что стоит обратить внимание – это то, что нет ни одного региона, который не зависел бы от трансфертов из республиканского бюджета. Даже Алматы, крупнейший источник бюджетных поступлений (26,3% от поступлений в бюджеты всех уровней по данным КГД МФ РК), зависит от перечислений из республиканского бюджета
Таблица 1. Зависимость региональных бюджетов от трансфертов
Регион | Дата бюджета | Доходы бюджета | Доля трансфертов в доходах регионального бюджета | В т.ч. доля трансфертов из нижестоящих бюджетов | В т.ч. доля трансфертов из республиканского бюджета |
Костанайская область | 08.12.21 | 348 928 662.4 | 97.1% | 26.3% | 70.8% |
Туркестанская область | 10.12.21 | 981 895 666.0 | 95.3% | 23.0% | 72.3% |
Жамбылская область | 13.12.21 | 507 737 915.0 | 92.1% | 25.1% | 67.0% |
Восточно-Казахстанская область | 23.04.21 | 525 681 215.5 | 91.6% | 23.3% | 68.3% |
Северо-Казахстанская область | 20.10.21 | 357 540 440.3 | 91.1% | 13.8% | 77.3% |
Кызылординская область | 08.10.21 | 415 663 236.0 | 90.9% | 22.2% | 68.6% |
Акмолинская область | 08.12.21 | 404 803 693.9 | 86.6% | 17.4% | 69.2% |
Актюбинская область | 09.12.21 | 338 549 074.6 | 86.0% | 21.9% | 64.1% |
Павлодарская область | 22.04.21 | 315 161 850.0 | 84.3% | 38.2% | 46.1% |
Алматинская область | 29.10.21 | 773 700 316.0 | 84.2% | 31.6% | 52.7% |
Карагандинская область | 25.06.21 | 504 636 214.0 | 81.6% | 24.0% | 57.6% |
Западно-Казахстанская область | 20.10.21 | 296 751 714.0 | 70.3% | 13.8% | 56.5% |
Атырауская область | 26.03.21 | 444 458 577.0 | 68.4% | 55.6% | 12.8% |
Шымкент | 30.11.21 | 443 113 099.0 | 61.6% | 0.0% | 61.6% |
Мангистауская область | 31.03.21 | 222 207 016.5 | 50.8% | 22.6% | 28.1% |
Нур-Султан | 23.11.21 | 654 727 678.0 | 30.8% | 0.0% | 30.8% |
Алматы | 14.12.21 | 915 854 181.0 | 18.0% | 0.0% | 18.0% |
(Примечание к таблице: в колонке "дата бюджета" указана дата последнего решения о региональном бюджете со всеми принятыми поправками, доступного на сайте ИПС "Әділет" (zan.kz).
Второе, что обращает на себя внимание – все регионы, за исключением Нур-Султана, Алматы и Шымкента, изымают средства из нижестоящих бюджетов. В городах, составляющих исключения, просто нет нижестоящих бюджетов. Изымают, чтобы потом часть из них снова вернуть районным властям.
Таким образом, мы имеем следующую картину. Акимы регионов, чтобы решить свои региональные задачи, вынуждены ходить с протянутой рукой в правительство. А акимы районов, в свою очередь, выпрашивают деньги в региональных акиматах.
В таких условиях никакие деловые и политические качества акима любого уровня не имеют значения, кроме одного. Каким бы толковым и деятельным не был бы аким, он не сможет добиться успеха, если не умеет выбить соответствующие трансферты из вышестоящего бюджета. Выборность акимов любого уровня является не более, чем фикцией, потому что он не является самостоятельной политической фигурой и полностью зависит от расположенности к нему руководителей более высокого уровня.
(У нашего северного соседа это поняли давно. Кого бы ни избрали губернатором, его всегда можно "обломать" через межбюджетные отношения. А если он все-таки проявляет строптивость и хочет быть самостоятельным, то можно, не мудрствуя лукаво, просто посадить. Примеров таких много).
Таким образом, успех любого акима больше зависит от того нравится он начальству или нет, чем от решения им насущных задач вверенной ему тем же начальством территории. А это порождает ту самую оторванность власти от народа, которую мы все так хорошо наблюдаем. Оторванность, которая стала одной из причин трагических январских событий.
Архаичное местное самоуправление
Наше местное самоуправление состоит из двух неравных по значимости и возможностям компонент.
Первая компонента – исполнительная власть, акиматы всех уровней, никак не зависящие от народа, а зависящие исключительно от вышестоящего начальства.
Вторая компонента – избранные народом представители, роль которых сводится к одобрению планов исполнительной власти.
Такой принцип формирования местного управления и самоуправления извращает саму идею местного самоуправления. Он противоречит Европейской хартии о местном самоуправлении, к которой, к слову, Казахстан не присоединился.
Наша система местного управления почти полностью копирует советскую. Все решающий исполком и ничего не решающий Совет народных депутатов. Единственное отличие – отсутствие региональных партийных комитетов, которые стояли над советскими органами власти.
Воспроизводство мало того, что архаичной, но и доказавшей свою несостоятельность системы управления, во-первых, тормозит развитие страны, а во-вторых, таит себе угрозу повторения событий, случившихся в январе этого года.
В развитых странах, в число которых Казахстан вроде бы стремится попасть, исполнительная власть на местах является неотделимой частью представительной – формируется ею и полностью ей подотчетна.
Мы имеем извращенную, неэффективную и архаичную систему местного самоуправления. Извращенную с особым цинизмом систему межбюджетных отношений. И пока мы не увидим, что извращения устраняются, а норма восстанавливается, особых изменений к лучшему в нашей жизни ожидать не стоит.
Фото: 24.kz.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!