Конфликт поколений отцов и детей всегда болезнен и полон тревог. Молодежи свойственен идеализм, свойственны ошибки, порой даже роковые. Но ей нельзя отказать в решительности и романтизме, в готовности
Все попытки обосновать происходящее на Украине только вмешательством внешних сил в реальности оскорбительно сбрасывают со счетов непосредственных участников процесса – граждан самой страны. Ведь никакая материальная мотивация – деньги, карьера и иные блага - недостаточна для самопожертвования. Этого стоит только нематериальная, но сильная идея.
Именно с этой точки зрения развитие ситуации на Майдане привлекает внимание жителей всего постсоветского пространства, вызывая сочувствие, в том числе и среди россиян. Хотя именно в России наиболее сильно тиражируются антимайданские тезисы. Процесс принял необратимый характер – Майдан родился не в центре Киева, а зреет и развивается в сознании активной части населения всей бывшей советской империи. Безусловно, игру супердержав на этом пространстве никто не отменял, но и переоценивать ее влияние не стоит. Не будь благодатной почвы, никакие устремления внешних сил не имели бы того эффекта, который мы сейчас наблюдаем.
Было бы наивным считать, что четверть века назад все бывшие республики обрели полноценный суверенитет. Сохранялись культурные и экономические связи, непреодолимая инерция политических элит к более тесным контактам, языковая общность. А представители на тот момент активного поколения в открытую ностальгировали по общим историческим символам, отмечали одни и те же праздники, вспоминали общую боль.
Но на смену им росло новое поколение. Поколение тех, кто всю сознательную жизнь провел в условиях суверенной Родины, считает свободную прессу незыблемым атрибутом нормального общества, верит, что на выборах имеет возможность повлиять на дальнейший курс развития своей страны. Поколение, не знавшее железного занавеса и сумевшее в полной мере оценить все прелести западного образа жизни, начиная от развитой инфраструктуры, заканчивая реальным обеспечением прав и свобод.
Разумеется, в этом сравнении все постсоветское оказывалось в безусловном проигрыше. Ни производимый на постсоветском пространстве скудный ассортимент товаров и услуг, ни уровень собственной инфраструктуры, ни образование, ни формат взаимоотношений власти и общества, словом, ничто не выдерживало конкуренции с западной цивилизацией. Тем более, что и сами взывающие к патриотизму элиты в собственной реальности отдавали предпочтение «ненавистному» Западу – хранили там сбережения, обучали своих детей, поправляли здоровье, готовили запасные аэродромы.
И если Союз времен брежневского застоя, несмотря на железный занавес, мощный пропагандистский аппарат и карательную машину, все проиграл Западу, противопоставившему со своей стороны джинсы, жвачки и рок-н-ролл, то в нынешнем, заключительном раунде никакого сопротивления и не оказывалось. В ответ на привлекательное предложение Запада за четверть века постсоветское пространство не сумело сгенерировать ни единого смысла, идеи или, на худой конец, мифа. Более того, идеологи нашего пространства в качестве спасительной соломинки ухватились за мнимую возможность реставрации советской империи. Чем спровоцировали еще большее неприятие молодежи, ориентированной на совершенно иные ценности. Для них – советское прошлое не более, чем часть истории, мало отличающейся на ощупь от времен Золотой Орды или Османской империи. Равно как и Вторая мировая война, отголоски которой не знакомы поколению нынешней молодежи. Потому использование нынешними пропагандистами всей этой советской символики заведомо обречено на провал. Важно понять, что Бандера для украинской молодежи – национальный герой и пример для подражания, а потому ярлык бандеровца им как бальзам на душу. Аналогичные параллели можно найти в любой республике. Этим объясняется и новый всплеск переименований улиц, очередного крушения прежних авторитетов. Ведь современная молодежь уже не называет улицы старыми-новыми названиями, для них есть только существующие.
Именно поэтому текущий исторический момент сопровождается столь мощным всплеском идейной активности молодежи во всех постсоветских республиках. Для них выборы – это не дежурное мероприятие, а ответственный этап в жизни страны, и к своему голосу они будут относиться с трепетом и ответственностью. Потому то и слышны их возгласы об украденных голосах. Старшим поколениям, привыкшим, что выборы всего лишь формальность, это возмущение абсолютно непонятно. И уж тем более непостижимо для них, привыкших принимать любое решение власти, стремление молодежи самостоятельно определять цивилизационный выбор. Коммунисты и комсомольцы безропотно принимали все – перестройку, развал Союза, суверенитет, интеграционные проекты. Поколению советских жителей оказалось глубоко безразличным, куда поведут их вожди – зомбированные на безропотном повиновении власти они были покорны любому курсу. Потому то и контраст с новой молодежью оказывается столь очевидным и резким.
По Майдану проходит сейчас новая, возможно решающая линия конфликта поколений. Здесь завершается последний этап конца советской истории. Ведь, несмотря на апеллирования к реставрации Союза, евразийская интеграция не предполагает возвращения к социалистической модели экономики, отказа от частной собственности и торжества всеобщего равенства. А ведь именно в этом заключался основной стержень Советского Союза. Сейчас лишь предлагается выбор между диким постсоветским олигархическим капитализмом и капитализмом цивилизованным, между которыми такая же разница, как между Ладой и Мерседесом. Стоит ли сомневаться в выборе нового поколения?
Более того, новое поколение не просто свободно от советских стереотипов, оно смотрит на порядок вещей совершенно иными глазами. Для них власть – не непогрешимый абсолют, а всего лишь слуга народа. Равно как и полицейский – страж Закона, которому непростительно его нарушение. Потому то они и снимают на видео свои диалоги с инспекторами, выкладывают их в интернет, приводя своим поведением в ступор непривыкших к такому отношению силовиков. Ошибочно считать, что такими их делают социальные сети. Напротив, это они насыщают соцсети своим содержанием. Запрети сейчас эти средства коммуникаций, они найдут иные. Новое поколение можно не любить, осуждать, можно с ним соглашаться, но его невозможно игнорировать, потому что оно приступило к формированию собственной повестки.
Разумеется, конфликт поколений отцов и детей всегда болезнен и полон тревог. Молодежи свойственен идеализм, свойственны ошибки, порой даже роковые. Но ей нельзя отказать в решительности и романтизме, в готовности положить жизнь на алтарь идеи. Потому Майдан остановить невозможно, его идеалы будут распространяться по всему постсоветскому пространству. Противопоставить этому можно лишь реальные шаги навстречу новому поколению. Не устаревшие пропагандистские советского формата в виде импровизированных массовок и писем трудящихся, а качественно новые смыслы, современные формы участия молодежи в общественно-политической жизни страны, реальные перспективы и социальные лифты, чтобы не провоцировать, подобно украинским властям, внутренний конфликт. Ведь это поколение наших сограждан, продолжение нас самих. Глупо запрещать взрослеть своим детям и отказывать им в праве на самостоятельную жизнь. В этом и заключается весь смысл исторического процесса и, как бы обидно это для уходящего поколения не звучало, его необратимость.