Крушение вертолёта в ЗКО: прямой конфликт интересов может помешать расследованию

5268 просмотров
0
Денис КРИВОШЕЕВ
Пятница, 24 Фев 2023, 11:15

Открытое обращение к президенту РК Касым-Жомарту Токаеву

Открытое обращение к президенту РК Касым-Жомарту Токаеву.

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, как член Национального Курултая и кандидат в депутаты мажилиса парламента РК прошу Вас взять на личный контроль расследование ЧП, произошедшего вчера в Западно-Казахстанской области.

Читайте также
Вертолёт совершил жёсткую посадку в Западном Казахстане, есть погибшие

23 февраля в 16:05 в ГЦПВД поступила информация о том, что в 6 км от населенного пункта Чапурино ЗКО совершил жесткую посадку вертолет Ми-8 АО "Казавиаспас" (КАС), совершавший облет трубопровода по заказу АО "Казтрансойл". На борту находилось пять членов экипажа и пассажир. В результате ЧП четыре человека погибли и двое пострадали.

Справка: По информации КГА, сертификат летной годности ВС Ми-8, с которым произошло авиапроисшествие, был выдан 3 мая 2022 года. Дата выпуска вертолета ― 27 января 2021 года. Зарегистрирован в Государственном реестре гражданских воздушных судов РК 14 апреля 2022 года (номер свидетельства 1273, государственный и регистрационный опознавательный знак ВС UP-MI874).

По моему убеждению, руководство МЧС РК и АО "Казавиаспас" забыли, что главная функция их организаций ― спасение людей, предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Вместо этого и министерство, и КАС действуют исключительно в финансовых интересах, любыми путями находя источники дохода.

Напомню, 25 января 2005 года постановлением правительства РК было создано Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Казавиаспас", которое 20 апреля 2011 года в соответствии с соответствующим постановлением правительства и приказом Комитета по государственному имуществу и приватизации министерства финансов было преобразовано в АО "Казавиаспас" со стопроцентным участием государства в уставном капитале.

Читайте также
Взятка открытым переводом

Основным предметом деятельности акционерного общества является оказание авиационных услуг Комитету по чрезвычайным ситуациям министерства внутренних дел Республики Казахстан в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и осуществление иной хозяйственной деятельности в сфере гражданской авиации.

Воздушные суда МЧС РК выполняют полеты по доставке гуманитарных грузов, спасательных отрядов и спецтехники в зоны чрезвычайных происшествий. Кроме того, авиация МЧС привлекается для осуществления облета паводковых зон и горных склонов города Алматы с целью проведения авиационной разведки и оценки паводковой и ледовой обстановки, обеспечивает восстановительные работы после ЧС, участвует в работах по спасению терпящих бедствие рыбаков, по тушению степных и лесных пожаров.

Вместо этого на сайте КАС сказано:

"Сегодня Казахстан характеризуется особой динамикой развития рынка авиационных перевозок. Постоянно растущий спрос на услуги грузовых авиаперевозок объясняется как общим развитием экономики, так и исключительно казахстанской спецификой бизнеса: заказ грузового самолета становится неотъемлемым атрибутом успешных бизнесменов и крупных компаний.

Авиакомпания "Казавиаспас" работает в сфере авиационных пассажирских и грузовых перевозок.

Наша компания всегда готова организовать чартерные рейсы для авиаперевозок пассажиров и грузов на следующих вертолетах: МИ-171, МИ-8Т, МИ-8МТВ, МИ-17В-5, КА-32А11ВС, ЕС-145".

Как видно, для авиационной компании МЧС ее деятельность ― всего лишь бизнес.

Читайте также
Почему никто не может наказать Клебанова

На протяжении нескольких лет я пишу о том, что руководство МЧС и КАС не просто не выполняют свои прямые обязанности ― по их вине страна может остаться и без спасателей, и без техники. Низкие зарплаты бойцов и пилотов (настоящие профи увольняются и находят более высокооплачиваемую работу в странах Африки), продажа вертолетов, стремление заработать на сотрудниках и технике любыми путями ― все это не компенсируется бравурными пресс-релизами и видеороликами.

Еще в 2013 году в Казахстан были завезены два вертолета Ми-26. Они были восстановлены и модернизированы по заказу МЧС РК в Новосибирске. На модернизацию каждого вертолета было потрачено 2 миллиарда тенге. С 2013 года вертолеты стояли. В 2018 году борт UP-601 впервые подняли и начали эксплуатировать. В 2019-м подняли борт UP-602. В январе 2020 года UP-602 перегнали на АРЗ в Тюмень, чуть раньше до этого туда же отправили UP-601.

В феврале 2020 года "Казавиаспас" возглавил Болат АБАЙДИЛЬДИНОВ, никогда ранее не имевший отношения к авиации. Он передал UP-601 в сухой лизинг российской компании "ЮТэйр-Вертолетные услуги", UP-602 так и "забыли" в Тюмени. Однако в 2022 году министерством была проведена работа по передаче из минобороны шести вертолетов МИ-26, два из которых ― для последующей демилитаризации и капитального ремонта для покрытия потребности Казахстана в тяжелых вертолетах, четыре ― в качестве технической аптечки для технического обслуживания данных вертолетов.

В Казахстане в 2012 году правительством для МЧС было приобретено два вертолета Ка-32А11BC ― уникальная техника, созданная специальная для нужд спасателей. Ка-32 считается специалистом в тушении лесных пожаров и борьбе с огнем в высотных зданиях. Вертолеты успешно эксплуатируются в России, Корее, Китае, Швейцарии, Японии. Пришедший в 2020 году в КАС Болат Абайдильдинов приказал поставить два Ка-32 на прикол. Каждый из вертолетов обошелся казне минимум в 10 миллионов долларов, плюс 9 миллионов тенге стоило переобучение одного пилота. Купленные когда-то с завода, с нуля эти вертолеты сейчас просто гниют. Чем дольше вертолет стоит на земле, тем хуже ― он должен летать. А государство несет затраты. Да и во время тушения лесных пожаров в Костанайской области Ка-32 справились бы куда лучше.

Я обращался к руководителю Комитета госимущества и приватизации ТАШЕНЕВУ Бакытбеку Хакимовичу и гендиректору АО "Авиационная администрация Казахстана" Каталин РАДУ с официальным запросом:

Читайте также
Можно ли доверять свои деньги "Байтереку"

1) Где и на каких основаниях в настоящее время находятся вертолеты Ми-26, принадлежащие МЧС РК, с бортовыми номерами UP-601 и UP-602?

2) Действительно ли вертолет Ка-32 был продан российской а/к ПАНХ? Если да, то на каком основани?

3) Действительно два вертолета EC-145 МЧС РК были проданы карагандинскому аэродрому? Если да, то на каком основании?

Однако ответа так и не получил.

На сайте "Казавиаспаса" нет никакой информации о том, сколько вертолетов составляют авиапарк компании. Соответственно, нет и разбивки по регионам. Но по данным из СМИ, на октябрь 2022 года авиапарк состоял из 33 вертолетов, базирование воздушных судов предусмотрено в 17 крупных городах республики, что "позволяет обеспечить оперативное реагирование на ЧС в любой точке страны". Ничтожное для огромной территории Казахстана количество техники. Так и ее умудряются сдавать в аренду, как в декабре 2021 года, когда группа олигархов воспользовалась вертолетом МЧС для поездки на охоту.

В случае с МИ-8, разбившимся вчера в Западном Казахстане, тоже много вопросов:

​1.​ Каким образом был заключен договор между "Казавиаспас" и "Казтрансойл"? Я не нашел подтверждения тому, что соглашение прошло через портал государственных закупок или портал электронных закупок "Самрук-Казына".

​2.​ Каков был предмет договора? В первоначальной версии ЧП говорилось, что вертолет совершал облет трубопровода, однако позднее в КГА уточнили, что он летел по маршруту Атырау-Уральск-Атырау.

​3. ​С какой целью на борту вертолета находились четыре члена экипажа?

​4.​ Почему "Казтрансойл" не обратился в частную авиакомпанию, предоставляющую услуги чартерных полетов?

​5.​ Имелся ли резервный борт "Казавиаспаса" на случай возникновения ЧС в регионе?

Читайте также
Тем, кто защищает Боранбаева: Вы не знаете, кто он на самом деле

Известно, что ранее "Казтрансойл" для облета нефтегазовых трубопроводов пользовался услугами авиакомпании АО "Евро-Азия Эйр", принадлежавшей "КазМунайГазу". В начале ноября 2017 АО "НК "КазМунайГаз" продало 100% акций своей дочерней компании АО "Евро-Азия Эйр". Сумма сделки составила 11,84 млрд тенге. Покупателем стало ТОО "Sky Logistics Service". Компания была организована в январе 2017 и зарегистрирована в Шымкенте. "Евро-Азия Эйр" считалась крупнейшей вертолетной компанией в Казахстане, выполняла полеты по разработке месторождений полезных ископаемых и обслуживанию нефтепроводов, газопроводов и линий электропередач. Компания эксплуатировала 20 воздушных судов. По имеющейся у меня информации, большая часть из них уже распродана.

***

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, еще раз обращаюсь к Вам с просьбой взять на личный контроль расследование крушения вертолета Ми-8 АО "Казавиаспас" и гибели четырех человек.

Дело в том, что вопрос расследования авиационных происшествий возложен на МИИР РК, в частности на управление по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (УРАПИ). Однако в ведении этого же министерства работают Комитет гражданской авиации и АО "Авиационная администрация Казахстана", осуществляющие сертификацию, контроль и надзор над безопасностью полетов в гражданской авиации. Таким образом, имеется прямой конфликт интересов, страдает независимость, объективность, беспристрастность и полнота расследований авиационных происшествий и инцидентов.

Несколько лет назад бывший директор алматинского Авиаремонтного завода №405, военный инженер Тимур КАРАМУРЗИЕВ в качестве авиационного инспектора провел проверку базы АО "Казавиаспас" в городе Атырау. По результатам этой проверки он составил ряд рекомендаций, в которых отметил, что материальная база КАС в тот момент не позволяла выполнять на вертолетах все работы в полном объеме и, следовательно, летать этой авиакомпании на вертолетах семейства Ми-8 нельзя. Однако рекомендации опытного профессионала были проигнорированы, фактически ― скрыта опасность потенциальных авиационных катастроф.

Считаю, что необходимо предпринять следующие меры:

Читайте также
Шымбулак: особенности крупного бизнеса по-казахстански

― Привести в соответствие квалификационные требования первых руководителей авиапредприятий, авиакомпаний, включив в них обязательное условие о наличии базового очного авиационного образования профильных государственных ведомств.

― Провести мониторинг на предмет отсутствия базового очного авиационного образования руководителей авиапредприятий РК. Выяснить, каков процент несоответствия.

― Поставить вопрос о расторжении контрактов с неподходящими под квалификационные требования специалистами авиационной отрасли, не имеющими базового очного авиационного образования, всех уровней уполномоченных органов и авиапредприятий Казахстана.

― Провести проверку всех собранных в Казахстане вертолетов Ми-8.

― Поднять отчеты авиационного эксперта Тимура Карамурзиева для формирования полной картины катастрофической ситуации.

― Генеральной прокуратуре ― провести проверку законности сделки по приватизации АО "Евро-Азия Эйр" и ее последствий.

В одном из своих материалов я рассказал о том, что обнаружил на портале государственных закупок много сомнительных договоров, заключенных министерством по ЧС с одними и теми же компаниями на многомиллионные суммы. Кроме того, в октябре 2022 года НПП "Атамекен" рекомендовала МЧС исключить лоббирование интересов конкретных компаний при принятии в эксплуатацию систем оповещения. Все это наталкивает на мысль, что финансовая деятельность министерства не совсем прозрачна.

В этой связи прошу Вас инициировать создание межведомственной комиссии по расследованию и финансовому аудиту деятельности МЧС РК и всех подведомственных ему компаний. К этому процессу для полноты и объективности расследования важно подключить все компетентные органы ― речь идет о безопасности казахстанцев, которая в настоящее время находится под реальной угрозой.

С уважением, член Национального Курултая, кандидат в депутаты мажилиса парламента РК Денис Кривошеев.

Источник: страница Дениса Кривошеева в Facebook.

Фото: ДЧС.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Так ли нова "новая ракета" России
Возможно, наличие у России новых ракетных систем и заставило президента США Обаму и канцлера Германии Меркель занять по отношению к России откровенно "беззубую" позицию
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
Семейчанин так убедительно просил в долг, что оказался в колонии
Один из его кредиторов попал в больницу с переломом ребра
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
На “творчество” монополистов пожаловались предприниматели СКО
В недоумении от действий энергетиков находятся владельцы офисов в многоэтажках
Неужели новый пресс-секретарь акима может обладать даром ясновидения
Не успела корреспондент Ratel.kz побывать на Аксуском сахарном заводе, как та позвонила и предложила официальный комментарий
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.