Крушение вертолёта в ЗКО: прямой конфликт интересов может помешать расследованию

5798 просмотров
0
Денис КРИВОШЕЕВ
Пятница, 24 Фев 2023, 11:15

Открытое обращение к президенту РК Касым-Жомарту Токаеву

Открытое обращение к президенту РК Касым-Жомарту Токаеву.

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, как член Национального Курултая и кандидат в депутаты мажилиса парламента РК прошу Вас взять на личный контроль расследование ЧП, произошедшего вчера в Западно-Казахстанской области.

Читайте также
Вертолёт совершил жёсткую посадку в Западном Казахстане, есть погибшие

23 февраля в 16:05 в ГЦПВД поступила информация о том, что в 6 км от населенного пункта Чапурино ЗКО совершил жесткую посадку вертолет Ми-8 АО "Казавиаспас" (КАС), совершавший облет трубопровода по заказу АО "Казтрансойл". На борту находилось пять членов экипажа и пассажир. В результате ЧП четыре человека погибли и двое пострадали.

Справка: По информации КГА, сертификат летной годности ВС Ми-8, с которым произошло авиапроисшествие, был выдан 3 мая 2022 года. Дата выпуска вертолета ― 27 января 2021 года. Зарегистрирован в Государственном реестре гражданских воздушных судов РК 14 апреля 2022 года (номер свидетельства 1273, государственный и регистрационный опознавательный знак ВС UP-MI874).

По моему убеждению, руководство МЧС РК и АО "Казавиаспас" забыли, что главная функция их организаций ― спасение людей, предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Вместо этого и министерство, и КАС действуют исключительно в финансовых интересах, любыми путями находя источники дохода.

Напомню, 25 января 2005 года постановлением правительства РК было создано Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Казавиаспас", которое 20 апреля 2011 года в соответствии с соответствующим постановлением правительства и приказом Комитета по государственному имуществу и приватизации министерства финансов было преобразовано в АО "Казавиаспас" со стопроцентным участием государства в уставном капитале.

Читайте также
Взятка открытым переводом

Основным предметом деятельности акционерного общества является оказание авиационных услуг Комитету по чрезвычайным ситуациям министерства внутренних дел Республики Казахстан в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и осуществление иной хозяйственной деятельности в сфере гражданской авиации.

Воздушные суда МЧС РК выполняют полеты по доставке гуманитарных грузов, спасательных отрядов и спецтехники в зоны чрезвычайных происшествий. Кроме того, авиация МЧС привлекается для осуществления облета паводковых зон и горных склонов города Алматы с целью проведения авиационной разведки и оценки паводковой и ледовой обстановки, обеспечивает восстановительные работы после ЧС, участвует в работах по спасению терпящих бедствие рыбаков, по тушению степных и лесных пожаров.

Вместо этого на сайте КАС сказано:

"Сегодня Казахстан характеризуется особой динамикой развития рынка авиационных перевозок. Постоянно растущий спрос на услуги грузовых авиаперевозок объясняется как общим развитием экономики, так и исключительно казахстанской спецификой бизнеса: заказ грузового самолета становится неотъемлемым атрибутом успешных бизнесменов и крупных компаний.

Авиакомпания "Казавиаспас" работает в сфере авиационных пассажирских и грузовых перевозок.

Наша компания всегда готова организовать чартерные рейсы для авиаперевозок пассажиров и грузов на следующих вертолетах: МИ-171, МИ-8Т, МИ-8МТВ, МИ-17В-5, КА-32А11ВС, ЕС-145".

Как видно, для авиационной компании МЧС ее деятельность ― всего лишь бизнес.

Читайте также
Почему никто не может наказать Клебанова

На протяжении нескольких лет я пишу о том, что руководство МЧС и КАС не просто не выполняют свои прямые обязанности ― по их вине страна может остаться и без спасателей, и без техники. Низкие зарплаты бойцов и пилотов (настоящие профи увольняются и находят более высокооплачиваемую работу в странах Африки), продажа вертолетов, стремление заработать на сотрудниках и технике любыми путями ― все это не компенсируется бравурными пресс-релизами и видеороликами.

Еще в 2013 году в Казахстан были завезены два вертолета Ми-26. Они были восстановлены и модернизированы по заказу МЧС РК в Новосибирске. На модернизацию каждого вертолета было потрачено 2 миллиарда тенге. С 2013 года вертолеты стояли. В 2018 году борт UP-601 впервые подняли и начали эксплуатировать. В 2019-м подняли борт UP-602. В январе 2020 года UP-602 перегнали на АРЗ в Тюмень, чуть раньше до этого туда же отправили UP-601.

В феврале 2020 года "Казавиаспас" возглавил Болат АБАЙДИЛЬДИНОВ, никогда ранее не имевший отношения к авиации. Он передал UP-601 в сухой лизинг российской компании "ЮТэйр-Вертолетные услуги", UP-602 так и "забыли" в Тюмени. Однако в 2022 году министерством была проведена работа по передаче из минобороны шести вертолетов МИ-26, два из которых ― для последующей демилитаризации и капитального ремонта для покрытия потребности Казахстана в тяжелых вертолетах, четыре ― в качестве технической аптечки для технического обслуживания данных вертолетов.

В Казахстане в 2012 году правительством для МЧС было приобретено два вертолета Ка-32А11BC ― уникальная техника, созданная специальная для нужд спасателей. Ка-32 считается специалистом в тушении лесных пожаров и борьбе с огнем в высотных зданиях. Вертолеты успешно эксплуатируются в России, Корее, Китае, Швейцарии, Японии. Пришедший в 2020 году в КАС Болат Абайдильдинов приказал поставить два Ка-32 на прикол. Каждый из вертолетов обошелся казне минимум в 10 миллионов долларов, плюс 9 миллионов тенге стоило переобучение одного пилота. Купленные когда-то с завода, с нуля эти вертолеты сейчас просто гниют. Чем дольше вертолет стоит на земле, тем хуже ― он должен летать. А государство несет затраты. Да и во время тушения лесных пожаров в Костанайской области Ка-32 справились бы куда лучше.

Я обращался к руководителю Комитета госимущества и приватизации ТАШЕНЕВУ Бакытбеку Хакимовичу и гендиректору АО "Авиационная администрация Казахстана" Каталин РАДУ с официальным запросом:

Читайте также
Можно ли доверять свои деньги "Байтереку"

1) Где и на каких основаниях в настоящее время находятся вертолеты Ми-26, принадлежащие МЧС РК, с бортовыми номерами UP-601 и UP-602?

2) Действительно ли вертолет Ка-32 был продан российской а/к ПАНХ? Если да, то на каком основани?

3) Действительно два вертолета EC-145 МЧС РК были проданы карагандинскому аэродрому? Если да, то на каком основании?

Однако ответа так и не получил.

На сайте "Казавиаспаса" нет никакой информации о том, сколько вертолетов составляют авиапарк компании. Соответственно, нет и разбивки по регионам. Но по данным из СМИ, на октябрь 2022 года авиапарк состоял из 33 вертолетов, базирование воздушных судов предусмотрено в 17 крупных городах республики, что "позволяет обеспечить оперативное реагирование на ЧС в любой точке страны". Ничтожное для огромной территории Казахстана количество техники. Так и ее умудряются сдавать в аренду, как в декабре 2021 года, когда группа олигархов воспользовалась вертолетом МЧС для поездки на охоту.

В случае с МИ-8, разбившимся вчера в Западном Казахстане, тоже много вопросов:

​1.​ Каким образом был заключен договор между "Казавиаспас" и "Казтрансойл"? Я не нашел подтверждения тому, что соглашение прошло через портал государственных закупок или портал электронных закупок "Самрук-Казына".

​2.​ Каков был предмет договора? В первоначальной версии ЧП говорилось, что вертолет совершал облет трубопровода, однако позднее в КГА уточнили, что он летел по маршруту Атырау-Уральск-Атырау.

​3. ​С какой целью на борту вертолета находились четыре члена экипажа?

​4.​ Почему "Казтрансойл" не обратился в частную авиакомпанию, предоставляющую услуги чартерных полетов?

​5.​ Имелся ли резервный борт "Казавиаспаса" на случай возникновения ЧС в регионе?

Читайте также
Тем, кто защищает Боранбаева: Вы не знаете, кто он на самом деле

Известно, что ранее "Казтрансойл" для облета нефтегазовых трубопроводов пользовался услугами авиакомпании АО "Евро-Азия Эйр", принадлежавшей "КазМунайГазу". В начале ноября 2017 АО "НК "КазМунайГаз" продало 100% акций своей дочерней компании АО "Евро-Азия Эйр". Сумма сделки составила 11,84 млрд тенге. Покупателем стало ТОО "Sky Logistics Service". Компания была организована в январе 2017 и зарегистрирована в Шымкенте. "Евро-Азия Эйр" считалась крупнейшей вертолетной компанией в Казахстане, выполняла полеты по разработке месторождений полезных ископаемых и обслуживанию нефтепроводов, газопроводов и линий электропередач. Компания эксплуатировала 20 воздушных судов. По имеющейся у меня информации, большая часть из них уже распродана.

***

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, еще раз обращаюсь к Вам с просьбой взять на личный контроль расследование крушения вертолета Ми-8 АО "Казавиаспас" и гибели четырех человек.

Дело в том, что вопрос расследования авиационных происшествий возложен на МИИР РК, в частности на управление по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (УРАПИ). Однако в ведении этого же министерства работают Комитет гражданской авиации и АО "Авиационная администрация Казахстана", осуществляющие сертификацию, контроль и надзор над безопасностью полетов в гражданской авиации. Таким образом, имеется прямой конфликт интересов, страдает независимость, объективность, беспристрастность и полнота расследований авиационных происшествий и инцидентов.

Несколько лет назад бывший директор алматинского Авиаремонтного завода №405, военный инженер Тимур КАРАМУРЗИЕВ в качестве авиационного инспектора провел проверку базы АО "Казавиаспас" в городе Атырау. По результатам этой проверки он составил ряд рекомендаций, в которых отметил, что материальная база КАС в тот момент не позволяла выполнять на вертолетах все работы в полном объеме и, следовательно, летать этой авиакомпании на вертолетах семейства Ми-8 нельзя. Однако рекомендации опытного профессионала были проигнорированы, фактически ― скрыта опасность потенциальных авиационных катастроф.

Считаю, что необходимо предпринять следующие меры:

Читайте также
Шымбулак: особенности крупного бизнеса по-казахстански

― Привести в соответствие квалификационные требования первых руководителей авиапредприятий, авиакомпаний, включив в них обязательное условие о наличии базового очного авиационного образования профильных государственных ведомств.

― Провести мониторинг на предмет отсутствия базового очного авиационного образования руководителей авиапредприятий РК. Выяснить, каков процент несоответствия.

― Поставить вопрос о расторжении контрактов с неподходящими под квалификационные требования специалистами авиационной отрасли, не имеющими базового очного авиационного образования, всех уровней уполномоченных органов и авиапредприятий Казахстана.

― Провести проверку всех собранных в Казахстане вертолетов Ми-8.

― Поднять отчеты авиационного эксперта Тимура Карамурзиева для формирования полной картины катастрофической ситуации.

― Генеральной прокуратуре ― провести проверку законности сделки по приватизации АО "Евро-Азия Эйр" и ее последствий.

В одном из своих материалов я рассказал о том, что обнаружил на портале государственных закупок много сомнительных договоров, заключенных министерством по ЧС с одними и теми же компаниями на многомиллионные суммы. Кроме того, в октябре 2022 года НПП "Атамекен" рекомендовала МЧС исключить лоббирование интересов конкретных компаний при принятии в эксплуатацию систем оповещения. Все это наталкивает на мысль, что финансовая деятельность министерства не совсем прозрачна.

В этой связи прошу Вас инициировать создание межведомственной комиссии по расследованию и финансовому аудиту деятельности МЧС РК и всех подведомственных ему компаний. К этому процессу для полноты и объективности расследования важно подключить все компетентные органы ― речь идет о безопасности казахстанцев, которая в настоящее время находится под реальной угрозой.

С уважением, член Национального Курултая, кандидат в депутаты мажилиса парламента РК Денис Кривошеев.

Источник: страница Дениса Кривошеева в Facebook.

Фото: ДЧС.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером