Можно ли урегулирование косовского конфликта взять за образец для решения израильско-палестинского противостояния
Агентство Bloomberg пишет о том, что США и Израиль обсуждают возможность создания в секторе Газа временного правительства при поддержке ООН и участии арабских стран. Отмечается, что дискуссии пока находятся на ранней стадии, их успех зависит от дальнейших событий, в том числе результатов наземной операции в Газе (подробности по ссылке: Gaza Strip Future: US, Israel Weigh a Future Without Hamas - Bloomberg).
Такой подход к решению проблемы израильско-палестинского кровавого конфликта похож на решение противостояния в Косово. Надо сразу отметить, что конфликт вокруг Косово не урегулирован до сих пор. Каждый год случается как минимум один кризис, способный перерасти в вооруженное столкновение между албанским большинством и сербским меньшинством, за которым стоит Сербия. Последний такой кризис произошел 24 сентября этого года. Власти Косово утверждали, что имела место попытка незаконного прорыва на территорию Косово вооруженных групп из Сербии. Власти Сербии, в свою очередь, говорили о неспровоцированном нападении косоваров на мирных сербов. Но вмешательство специальных международных сил (KFOR) подавило кризис в самом зародыше.
Есть тлеющий конфликт, перспективы его окончательного разрешения довольно туманны, но, и это самое главное, все возникающие кризисы разрешаются мирным путем. Жертвы, если случаются, минимальные. Поэтому есть смысл познакомиться более детально с косовским урегулированием, тем более что отчасти его можно взять за образец для решения израильско-палестинского противостояния.
Предыстория
Еще в Средние века Косово было частью Сербии и заселено преимущественно сербами. После поражения Сербии в битве с Турцией на Косовом поле, случившемся 15 июня 1389 г., вся Сербия, включая Косово, перешла под владычество Оттоманской империи.
Австро-турецкие войны XVII – XVIII вв., в ходе которых территорию региона несколько раз занимали австрийские войска, затем покидавшие ее, привели к оттоку христианского населения из Косово. Освободившиеся земли активно занимали албанцы, в большинстве своем принявшие ислам и более успешно интегрировавшиеся в структуры Османской империи. К середине XIX в. больше половины населения Косово уже составляли албанцы.
В 1946 г. был образован автономный край Косово и Метохия в составе Сербии как одной из республик Югославской федерации. Рассчитывая на создание Югославско-Албанской федерации, президент Югославии ТИТО поощрял переселение в Косово албанцев. При этом, несмотря на то что в Югославии Косово было одним из наименее развитых регионов, уровень жизни в Косово был существенно выше, чем в соседней Албании, что способствовало притоку албанцев в Косово. Уже в 1960-х гг. албанцы составляли около 90% населения края Косово.
В 1989 г. в Сербии состоялся референдум по вопросу о новой конституции; косовские албанцы его бойкотировали. По итогам референдума в новой конституции Сербии автономия Косова была существенно урезана: были упразднены парламент и правительство края, прекращено использование албанского языка в СМИ. В ответ косовские албанцы организовали массовые протесты, начались забастовки и этнические столкновения. Введение в 1990 г. правительством Сербии чрезвычайного положения в Косово привело к тому, что политики-косовары приняли Декларацию независимости, заявив о выходе края Косово из состава Сербии и Югославии. 22 сентября 1991 г. было провозглашено создание независимой Республики Косово, которую через месяц признала Албания.
Война
Правительство Сербии предприняло попытки восстановить контроль над краем, но сепаратистским отрядам, объединенным в 1996 г. в Армию освобождения Косово, противостояли исключительно милицейские подразделения. В крае развернулась война. В 1998 г. против сепаратистов-косоваров были брошены части сербской армии. Одновременно под давлением НАТО и ЕС шли переговоры между правительством Сербии и руководством Косово о статусе края. Война сопровождалась массовым изгнанием населения, репрессиями, уничтожением культурных ценностей.
15 января 1999 г. сербские (грамотнее говорить югославские, потому что они представляли Союзное государство Югославия, но сербские точнее) вооруженные силы с боем взяли деревню Рачака, которая была одной из опорных точек Армии освобождения Косово. Сербы ушли из деревни в тот же день. А потом стала распространяться информация о том, что сербы казнили 45 мирных жителей деревни. Этот факт подтвердили представители Контрольной комиссии в Косово, прибывшие в деревню 16 января. Справедливости ради надо заметить, что существует версия о том, что никакой массовой казни не было, а была ее инсценировка.
Но, как бы там ни было, это дало повод НАТО нанести воздушный удар по Югославии – операция "Союзная сила". Эта операция до сих пор используется путинскими пропагандистами в качестве свидетельства лицемерия и использования двойных стандартов США и их союзниками по Североатлантическому альянсу. Отчасти они правы – использование военной силы было неоправданным и чрезмерным. Но есть и другая сторона медали – реальная угроза полноценного военного вмешательства НАТО в конфликт в Югославии подвигла Слободана МИЛОШЕВИЧА на серьезные уступки.
Мирное урегулирование – первая фаза
По итогам встречи министров иностранных дел стран большой восьмерки (G-8, в состав которой тогда входила Россия), состоявшейся 7–8 июня 1999 г. в Кельне, Советом Безопасности ООН 10 июня 1999 г. была утверждена резолюция 1244, касающаяся урегулирования ситуации в Косово. Данная резолюция построена на принципах, принятых 6 мая 1999 г. странами большой восьмерки, и плане ЧЕРНОМРДИНА — АХТИСААРИ. Она постановила развернуть в Косово под эгидой ООН международное гражданское присутствие и присутствие по безопасности. Обязанности международного присутствия по безопасности (в их состав до 2003 г. входили и военные из РФ) при существенном участии НАТО включали обеспечение соблюдения прекращения огня; демилитаризацию ОАК; создание условий безопасности для возвращения беженцев. Международное гражданское присутствие было предусмотрено в целях создания временной администрации для Косово, под управлением которой население края сможет пользоваться существенной автономией в рамках СРЮ, а также содействия политическому процессу, призванному определить статус Косово.
Но правовой статус Косово остался неопределенным: это не суверенное государство, но и уже не часть Сербии.
ООН 10 ноября 2005 г. выдало мандат на разработку плана по окончательному урегулированию косовской проблемы бывшему президенту Финляндии Марти Ахтисаари (ушел из жизни буквально на днях, 16 октября этого года) – он получил статус Специального посланника по руководству процессом определения будущего статуса Косово.
Мирное урегулирование – вторая фаза. Косово провозглашает независимость
Марти Ахтисаари после многочисленных переговоров с заинтересованными сторонами 27 февраля 2007 г. представил свой план окончательного решения Косовской проблемы. Основная идея плана – независимость Косово под внешним надзором. Такой план не мог быть принят Сербией и поддерживающей ее Россией. Россия воспользовалась своим правом вето и заблокировало утверждение плана в Совете Безопасности ООН.
Тем не менее позиция Сербии и России не повлияла на дальнейший ход событий – 17 февраля 2008 г. Косово объявило о своей независимости в одностороннем порядке. Такое решение, откровенно говоря, никак не способствовало урегулированию конфликта, который тлеет до сих пор.
С другой стороны, в Косово был реализован принцип М. Ахтисаари о внешнем надзоре. Сегодня в Косово присутствуют Миссия по вопросам законности и правопорядка (МВЗП) и Международная гражданская служба (МГС).
Цель МВЗП - содействие косовским властям, судебным инстанциям и правоохранительным органам в продвижении к устойчивой и контролируемой обстановке, в развитии и укреплении независимой судебной системы с участием национальных меньшинств, полицейской и таможенной служб и др. Полицейский мандат МВЗП предусматривает не только помощь в формировании полиции, но и возможность прямого вмешательства для предотвращения насилия против общин национальных меньшинств или в случае политического влияния, нарушающего принципы верховенства закона. Судьи и прокуроры МВЗП непосредственно участвуют в деятельности судебной системы в "смешанных командах", включающих и местные кадры
Один из приоритетов МГС - наблюдение за обеспечением прав и свобод сербского меньшинства. Она признает целесообразность установления привилегированных отношений между населенными неалбанцами (преимущественно сербами) муниципалитетами края и Белградом без создания параллельных структур власти в северном Косово.
На территории Косово остаются международные военные силы (KFOR), введенные еще в 1999 г. Продолжает свою деятельность Миссия ООН по Косово (МООНК). Глава МООНК по статусу является высшим международным чиновником в Косово.
Заключение
Первое. Принцип территориальной целостности является основополагающим. Но в случае Югославии распад, начавшийся в 1991 г., было уже не остановить. Однако Косово не имело статуса союзной республики в составе федерации, а было лишь автономией. Эта правовая разница в статусах, плюс историко-культурное значение региона для сербов, плюс национальное унижение сербов поддерживают конфликт в тлеющем состоянии.
Второе. Внешний надзор и управление сдерживают раздувание конфликта в пожар большой войны. Экономические связи Сербии с Европейским Союзом также являются важным сдерживающим фактором.
Третье. Опыт Косово учит, что реальное и активное участие международных сил в разрешении конфликта способно если не решить его полностью, то хотя бы значительно понизить градус противостояния, что тоже важно – это сохраняет жизни многих людей.
Фото: ankasam.org.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!