Самые лучшие песни создаются в самые плохие времена — когда ситуация напряжена и неустроена
Песни у людей, как известно, разные. В застойную эпоху, когда они "строить и жить помогали", официозная эстрада идеологически выдержанных кобзонов, вызывала у советских тинейджеров и молодых людей стойкое неприятие. По крайне мере, так происходило в 1980-е годы, на которые пришлось мое детство.
Почти такое же отторжение вызывало и самоцветие приглаженных молодежных ВИА (вокально-инструментальные ансамбли) с комсомольскими агитками, банальной любовной лирикой и фальшивым оптимизмом: "не надо печалиться, вся жизнь впереди, надейся и жди".
И вот тебе лет двенадцать, и сквозь этот монолитный хор вдруг пробиваются слова: "Как легко решить, что ты слаб, чтобы мир изменить, опустить над крепостью флаг и ворота открыть".
Словно с тобой ведут разговор, не до конца еще понятный, но очень важный. Будто обращаются напрямую к тебе и говорят доверительно, без ложного пафоса.
Каждый, право, имеет право
На то, что слева, и то, что справа.
На черное поле, на белое поле,
На вольную волю и на неволю.
Андрей Макаревич с "Машиной времени" брали искренностью своих песен. Проблематика, слова и порядок этих слов служили явлением совсем иного порядка, что было понятно и подростку. Банальные и условные тексты официальной эстрады давно набили оскомину, они не отличались яркостью и редко блистали умом. И практически никогда не были проблемными. Выходило, что герой этих молодежных песен преимущественно глуповат, сентиментален и косноязычен.
Сегодня самый лучший день —
Пусть реют флаги над полками,
Сегодня самый лучший день —
Сегодня битва с дураками.
Сам Макаревич с коллегами тогда переживали, кстати, не самые лучшие дни: группа в андеграунде и находится под негласным запретом, им не дают выступать на больших площадках и не пускают на ТВ, но именно в те застойные годы (1973–1975) они создают самые знаменитые свои музыкальные номера.
Ранний Макаревич в какой-то мере восполнял духовный вакуум своими искренними и проблемными текстами: посмотри честно на себя, друзей и весь мир. Он находил слова, которым люди верили. Услышав подобное в детстве, уже никогда не забудешь и затем всю жизнь требуешь от песен нетривиальности, внятного смысла и честности. Хотя, кажется, какой может быть спрос с легкого жанра? Но проблематика лучших песен талантливых авторов, как правило, остра и злободневна: от ДИЛАНА, ЛЕННОНА и ЭМИНЕМА, до Макаревича и Скриптонита.
Ещё один сумасшедший день
Посчитай всех этих голодных детей
Нищета вот откуда мы знаем слово мечта
Люди в разных городах, в них столько боли. Уволь их, давай!
Это строчки из припева ранней песни Скриптонита (настоящее имя Адиль ЖАЛЕЛОВ) под загадочным названием "VBVVCTND". Расшифровывается как "Выбор без вариантов — всё, что ты нам дал".
И судя по затронутым в треке социальным проблемам, название было адресовано президенту НАЗАРБАЕВУ. Об этом с уверенностью говорят многочисленные поклонники казахстанского музыканта и поэта. Так или иначе, видеоклип на песню с кадрами родного для Адиля депрессивного поселка Ленинский под Павлодаром вышел в 2013, в период правления первого президента Казахстана. Автору на тот момент двадцать три года, и по его признанию - это был очень сложный и переломный момент в его жизни.
Выбор без вариантов - все, что ты нам дал
Люди без надежды - это нищета
Теперь пришло время платить по счетам
Ведь выбор без вариантов - все, что ты нам дал.
"Самые лучшие песни создаются в самые плохие времена — когда ситуация напряжена и неустроена", - таким выводом однажды поделился легендарный гитарист Кейт РИЧАРДС из Rolling Stones. Творческие практики лучших сочинителей только подтверждают эту выстраданную мысль.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!