Подвиг режиссера и ассистента поймут только телевизионщики
Фото newtimes.ru: автор дизайна НТВ Семен ЛЕВИН (в центре), Евгений КИСЕЛЕВ (слева), Олег ДОБРОДЕЕВ. 1998 г.
- Да у него зарплата в 25 тысяч долларов! - воскликнул замдиректора госканала и победоносно оглядел притихших журналистов на планерке.
- Вполне возможно. Но это не повод, чтобы убирать материал из выпуска итоговой программы за неделю.
Спор, длившийся уже минут десять, начал заходить в тупик. Он шел вокруг истории с телекомпанией НТВ, которую стал "мочить" ПУТИН на второй год своего президентства. Нашему начальству была ближе позиция Кремля по этому вопросу. Особенно его раздражали размеры зарплаты Евгения КИСЕЛЕВА.
Во мне же играла журналистская солидарность с коллегами, тем более с НТВ я раньше работал, сделал десяток сюжетов для информационной программы "Сегодня с Михаилом Осокиным" и пару спецрепов. Не буду сейчас вдаваться в подробности той старой истории, не в ней смысл воспоминания.
В общем, мне показалось, что я отстоял свою позицию (о, времена!), потому что замдиректора махнул, как бы в сердцах рукой, но как-то странно при этом посмотрел, с прищуром что ли.
Чтобы упредить все риски, решил делать материал не в формате видеосюжета, а в виде комментария ведущего в студии в прямом эфире. Тут важно отметить, что сгоряча текст вышел чуть ли не на полторы минуты. Но телесуфлер нам в подмогу.
Выпуск шел своим чередом и к его финалу я начал свой комментарий про "уникальный журналистский коллектив". Где-то на десятой секунде суфлер завис. Его запускала совсем молоденькая девушка, работавшая с нами всего пару недель.
Еще секунд десять, а может пятнадцать, продолжал комментировать по памяти. С паузой, расстановкой. Впереди еще больше минуты.
- Не паникуй. Подглядывай в текст, - раздался в наушнике голос режиссера, как всегда спокойный, но в нем появилась все же маленькая дрожь.
Комментарий продолжался, и когда я, в очередной раз мельком посмотрев на свой текст, поднял глаза на камеру, на эфирном мониторе уже шла картинка. И последние тридцать секунд я спокойно дочитал за кадром.
То есть, что произошло за это время: настроив меня, режиссер со своим ассистентом "метнулись", другого глагола не подберу, в видеоархив, благо он располагался напротив эфирной аппаратной. До него был один широкий шаг.
Тут важно отметить, что на дворе стояла аналоговая эпоха. Видеоархив - это высоченные стеллажи с кассетами Betacam. Целая комната, забитая ими под потолок.
Так вот, режиссер с ассистентом очень быстро нашли в этом "Бетакамовом море" то, что искали, пулей вылетели обратно в аппаратную и приземлились за свой эфирный пульт.
Ассистент вставила кассету, появились картинки Москвы, москвичей, логотипов и офисов московских телекомпаний, разумеется, в том числе и НТВ. Режиссер, быстро выдохнув, скомандовала "перекрыть ведущего по видео". Так я спокойно дочитал текст уже по бумажке.
Подвиг режиссера и ассистента поймут только телевизионщики: как за считанные секунды по памяти найти в толпе кассет нужную по смыслу, так же стремительно вернуться в аппаратную и зарядить ее в эфир.
Таким вот режиссером была Ольга Георгиевна САЦУК, светлая ей память. Ассистентом у нее работала совсем юная Назира ОРАЗАЛИЕВА. Сейчас ученица Сацук сама стала ведущим режиссером госканала. "Новый курс" мы делаем вместе, в одной тройке с нами - Максат УРГЕНШБАЕВ. Мне везет в жизни на профессионалов!
Спустя годы я встретил ту девушку, которая отвечала за телесуфлер во время того прямого эфира. Глядя в сторону, она сказала: «Кешiрiнiз мен кінәлі емеспін. Бастык суйдеп айтты»…