Непомпезный туризм, или О важности неважных, на первый взгляд, мелочей
На снимке: стандартный американский придорожный туалет, штат Вирджиния.
* США зарабатывают на туризме $1 трлн в год
* Нарушение стандартов карается тюрьмой
* Перед Богом и в сортире все равны
Многие друзья в ФБ пишут о необходимости развития туризма в Казахстане, критикуя текущее состояние дел. Тема действительно крайне актуальная. Ведь давно известно, что туристические кластеры обладают одним из самых высоких экономических мультипликаторов.
Одно новое рабочее место в отельном бизнесе влечет за собой создание трех сопутствующих
Так, в своем отчете за 2015 год администрация штата Нью-Йорк подсчитала, что одно рабочее место, созданное в гостиничной индустрии, влечет за собой создание как минимум трех сопутствующих. Туризм дает толчок бурному росту в таких сферах, как общественное питание, торговля, логистика, транспорт, развлечения, щедро пополняя бюджеты отдельных регионов и целых стран.
Однако, на мой взгляд, совсем не претендующий на истину в последней инстанции, развитие туристической отрасли в Казахстане не обязательно должно начинаться с непременного возведения в природных оазисах и заповедных местах республики дорогих отелей люксового сегмента, на чем нередко настаивают авторы постов в ФБ. Зачастую наиболее прибыльным и экономически обоснованным является туризм бюджетного, непомпезного формата.
США зарабатывают на туризме $1 трлн в год
Возьмем, к примеру, те же США, которые за счёт туризма зарабатывают в год почти триллион (!) долларов. Львиная доля этого доходного пирога принадлежит среднему сегменту, далекому от пятизвездного уровня. Нет, конечно, в Америке полно шикарных курортов с прекрасными гольф-полями и бархатными пляжами, где за ваши деньги исполнят любой ваш каприз.
Но в подавляющем большинстве туризм в Америке - это пешеходные маршруты по музеям уникального творчества дикой природы или автомобильные путешествия по аграрной американской глубинке, с посещением мест, неразрывно связанных с не очень давней, но очень насыщенной историей страны.
Для развития туризма подобного формата вовсе не требуются многоэтажные башни из стекла и бетона, с джакузи на персональных террасах. Туризм непомпезной категории в США привлекает массовую клиентуру рациональным, стандартизированным подходом.
Нарушение стандартов карается тюрьмой
Отправляясь в путешествие по Америке, можете не сомневаться, что в любом условном американском Урюпинске вы найдете доступный по цене стандартный отель или кемпинг, в котором всё будет, конечно, бедненько, но гарантированно чистенько и уютненько.
Кроме того, вы обязательно обнаружите стандартную заправочную станцию транснациональной нефтяной компании, которая вам предложит горючку проверенного качества, с гарантией, что движок вашего авто не заглохнет через 5 миль.
Опять же, перекусить вы сможете в не менее стандартном сетевом фастфуде, а кофе в термос зальете в местной точке известной на весь мир кофейни. Пусть это и не будет здоровый завтрак или обед олимпийского чемпиона, но зато вы гарантировано не отравитесь, поскольку стандарты - они и в глубинке стандарты, нарушение которых карается тюремным сроком.
Подобная стандартизация гарантированных услуг на всей территории огромной страны освобождает туриста от решения множества вопросов при планировании своего «дикого» маршрута, что облегчает принятие решения для осуществления туристической затеи. Реализация же затеи в масштабах государства порождает интенсивный туристический трафик во всех направлениях, что, естественно, напрямую способствует созданию рабочих мест в сервисной индустрии в самых забытых Богом уголках Америки.
Перед Богом и в сортире равны все
И еще один нюанс, возможно, и специфический, но не менее важный, чем стандартизированные кемпинги и кафешки. Нередко спусковым крючком для активизации туристических потоков внутри страны становится такая банальность, как наличие чистых и, извините за подробности, теплых придорожных туалетов.
Исколесив на автомобиле многие штаты Америки, не перестаю удивляться заведениям м/ж-предназначения. В первый же раз я вообще принял данное стандартное для всех штатов строение придорожных удобств за здание какого-то местного акимата.
А что еще можно было подумать, когда перед зданием развиваются официальные флаги, обширный холл выложен мрамором, а внутри - изобилие стендов с бесплатными путеводителями, газетами, журналами, автодорожными атласами, красочными буклетами, рекламирующими разные культурные мероприятия в ближайших городках?
Плюс ко всему - расставленные по углам кофемашины и аппараты с прохладительными напитками. Вокруг же здания разбит приличный парчок с зелеными газонами, тенистыми беседками и специальными площадками для выгула собак.
Полагаю, что подобная недорогая, но крайне необходимая для путешественника придорожная инфраструктура, способствует развитию туризма намного больше, чем помпезные отели, с неразумно высоким чеком за ночь.
Сегодня в мире Казахстан узнают через слоган «Страна Великой степи». Позитивное же восприятие и понимание величия страны приезжими, а главное - гражданами страны, нередко начинается с вещей пусть и малых, но прагматичных и нужных любому человеку, вне зависимости от толщины его кошелька и социального статуса. Ведь, как говорил один одесский сатирик, перед Богом и в сортире равны все!