Летом минувшего года казахстанские производители согласовали с мировыми трейдерами собственный экспортный нефтяной бренд KEBCO
Экспортируемая из России нефть под брендом Urals продается в два раза дешевле текущих мировых цен и гораздо ниже ценового потолка в 60 долларов за баррель, введенного странами Евросоюза, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на данные независимого ценового агентства Argus.
По данным издания, 6 января Urals торговалась в балтийском порту Приморск по 37,80 доллара за баррель, в том время как мировой эталон Brent в тот же день стоил 78,57 доллара.
Цены, по мнению Bloomberg, значительно снизились после введения европейскими странами эмбарго на поставки российской нефти морским путем, которое вступило в силу 5 декабря прошлого года. Это сделало Россию более зависимой от покупателей из Китая и Индии, которые монопольно требуют более низких цен. Чтобы выдержать конкуренцию с продавцами с Ближнего Востока, Российская Федерация столкнулась с необходимостью продавать нефть со скидкой, пишет агентство.
Urals представляет собой экспортную смесь нефти с различных месторождений Урала, Поволжья и Западной Сибири, которая смешивается в системе нефтепроводов "Транснефти", прежде чем уйти к покупателям в разные концы света. Казахстанские поставщики, отгружающие свою нефть в трубопровод "Атырау-Самара", также получают на выходе из трубы Urals, который ценится дешевле, чем сорт CPC Blend – нефть, прокачиваемая по нефтепроводу "Тенгиз-Новороссийск" Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
Летом минувшего года, когда санкционная пружина только начинала сжиматься, казахстанские производители, транспортирующие сырье не через КТК (а это около 20% всей экспортируемой нефти), решили размежеваться с углеводородами российского происхождения. И согласовали с мировыми трейдерами собственный экспортный нефтяной бренд, получивший название KEBCO (Kazakhstan Export Blend Crude Oil). В частности, именно под таким названием с 6 июня продается нефть с актюбинских месторождений, оставаясь, по сути, тем же Urals.
Множество нефтеперерабатывающих заводов, строившихся в Европе 20-30 лет назад, в период горячей дружбы между Россией и Евросоюзом, изначально проектировалось под Urals. Сейчас, в условиях жесткой санкционной войны, казахстанский KEBCO становится для них настоящим спасением. Спустя 10 дней после вступления в силу европейского эмбарго и "ценового потолка" на российскую нефть морские перевозки сорта Urals упали более чем в 12 раз, отмечает агентство S&P Global.
"Чтобы заменить сырую нефть из России, многие переработчики из Евросоюза перешли на казахстанскую нефть марок CPC Blend и KEBCO, которые, в совокупности, стали крупнейшим источником импорта в размере 1,2 миллиона баррелей в день в ноябре. Это составляет 13% от всего морского импорта сырой нефти Евросоюзом", – говорится в сообщении агентства.
Новым перспективным рынком для Казахстана станет, в частности, Германия, чей НПЗ в городе Шведт традиционно снабжался по трубопроводу "Дружба" (который стал вдруг вовсе не дружелюбным!) российской нефтью. После эмбарго завод оказался на грани остановки, и высокопоставленные чиновники министерства экономики полетели за сырьем в Астану. После переговоров с председателем правления "КазМунайГаза" Магзумом МИРЗАГАЛИЕВЫМ стало известно, что АО "КазТрансОйл" подало в Москву заявку на транспортировку в 2023 году 1,2 миллиона тонн казахстанской нефти по системе магистральных нефтепроводов ПАО "Транснефть" по направлению Германии. Транзит будет осуществляться в рамках соответствующего соглашения между правительством Казахстана и правительством Российской Федерации от 7 июня 2002 года, говорится в сообщении пресс-службы нацкомпании.
О заинтересованности в KEBCO заявляют также покупатели из Польши и Словакии.
Хватило бы нефти!
Ведь в 2022 году в Казахстане получилось добыть не более 84 миллионов тонн, вместо планировавшихся в начале года 87,5 миллиона.
Фото: oilcapital.ru.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!