Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Представители современного казачества часто пытаются представить себя чуть ли не какой-то особой нацией. Словно забывая о том, что во времена Империи всё определялось лишь конкретной принадлежностью казаков к совершенно конкретному служивому сословию.
"Казаки составляют одно из состояний Российской Империи, обладающее особыми правами и преимуществами. В антропологическом отношении К. не представляют какого-либо обособленного типа, принадлежа отчасти к великороссам, отчасти к малороссам, с большей или меньшей примесью крови тех аборигенов, на чьих землях они обосновались".
Это авторитетное утверждение БРОКГАУЗА-ЕФРОНА свидетельство того, как всё обстояло в старой России. Про "примесь крови аборигенов" и хотелось бы поговорить ниже.
Казаки-казахи (калмыки, мордовцы, китайцы, греки, ногайцы и пр.)
К примеру - в Сибирском казачьем войске, кроме традиционных украинцев (6 %) и белорусов (3 %), 1% казаков составляли этнические казахи, 1% - татары, а число мордвы превышало 5%. Кроме того, тут числились черемисы, чуваши, пермяки, вотяки, зыряне и пр. В Уральском войске кроме татар состояло 6 тысяч башкир и 1 тысяча калмыков. Казахи встречались и в составе Оренбургского войска.
А в Семиреченское казачье войско, одно из самых молодых, в 1869 году было зачислено 400 китайских эмигрантов из числа маньчжуров, калмыков и солонов. Это - те казачьи "войска", деятельность которых непосредственно связана с территорией нынешнего Казахстана и которые чаще других соприкасались с казахами.
И всё это исторически закономерно. Практика полиэтнического формирования казачьих войск, призванных охранять протяжённые и перманентно беспокойные рубежи юга России, изначально, традиционно и повсеместно опиралось на широкое привлечение местных жителей. Запорожцы явились ядром Донского казачества. В Забайкальском войске значительное число казаков происходило из бурят. (Достаточно вспомнить легендарного Дондока ИРИНЧИНОВА – самого верного спутника ПРЖЕВАЛЬСКОГО, сопутствовавшего ему во всех его четырёх экспедициях.)
Более того, в России существовали казачьи войска, целиком состоявшие из "инородцев". К примеру – Ставропольское калмыцкое войско (позже целиком вошедшее в состав оренбургского казачества). Или одно из старейших в России - Башкирско-Мещерякское войско, зарекомендовавшее себя в русско-турецкий войнах екатерининских времён. Или Крымское татарское войско. Или Албанское, составленное из греков и албанцев, служивших в русском флоте во времена войны в Архипелаге. А среди временных казачьих частей засветились польско-литовские и ногайские полки, туркменский конный дивизион и даже китайский туземный отряд, сформированный во время русско-японской войны 1905 года.
А как по матери?
Ещё один немаловажный момент, который важно учитывать при определении этнического состава "русских казаков" - их изрядная метисация. При описании казачества, тесно связанного с Киргизским краем, исследователи часто говорят об "особом областном этнографическом типе". Вот, что пишет об этом "типе" один из наиболее авторитетных знатоков Казахстана начала XX века А. Н. СИДЕЛЬНИКОВ:
"Кто были родоначальниками его – установить трудно, так как первые русские колонисты представляли сброд вольницы; несомненно, что среди нея были и великоруссы, и малоруссы и поляки. С первых же лет появления в крае они вошли в тесное соприкосновение с инородцами – татарами, киргизами и калмыками, неизбежным результатом чего явилась метисация, перемены в образе жизни, привычках, нравах и т. д.; все это, конечно, оставило глубокий след как на физическом облике, так и на всём складе жизни…"
Очень характерный пример "областного типа" – типично азиатский облик одного из героев Белого движения - Лавра КОРНИЛОВА, родившегося в Усть-Каменогорске в семье отставного хорунжего Сибирского казачьего войска и "простой казашки из кочевого рода".
Ещё один устойчивый миф о казачестве состоит в том, что все казаки поголовно, независимо от национального происхождения, были православными христианами. Но вот ещё одна выдержка из Энциклопедии Брокгауза-Ефрона, повествующая о настоящем положении дел в национальном составе казачества:
"Христиан к 1 янв. 1893 г. числилось 4 803 427 (более 88%), нехристиан — 640 511 (менее 12%). В числе христиан было: православных — 4 400 779, единоверцев — 54 796, раскольников — 250 908, лиц других исповеданий — 100 744 чел. В числе нехристиан: евреев — 22 151, магометан — 564 138, язычников — 56 242 чел".
Известно, что среди казаков Сибирского войска количество исповедующих мусульманство составляло в разное время от 3% до 4%.
В чем сила, брат?
Таким образом, достаточно пёстрая по происхождению казачья часть населения Империи, пожалуй, несмотря ни на что могла считаться наиболее восприимчивой к чужим культурам. Потому не следует огульно рассматривать казачество и в качестве элемента какого-то воинствующего культуртрегерства. Скорее – напротив.
"Влияние киргизского языка сказалось непосредственно: с малых лет большинство казаков … говорят свободно по киргизски и даже употребляет его в обиходной речи… Повседневным костюмом можно считать бешмет или халат киргизского образца… На голове – меховые шапки татарского покроя, иногда и киргизский малахай… Он знает обед из одного блюда – мясной похлёбки /чаще из баранины/…".
Эти цитаты, характеризующие сибирских казаков - из наиболее авторитетного географического справочника начала прошлого века.
Чтобы дополнить картину, помещаю фотографии из того же издания (Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Том XVIII. Киргизский край) – на них те самые "русские казаки".
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!