Какие налоги необходимо реформировать

4520 просмотров
0
Галим ХУСАИНОВ
Воскресенье, 23 Янв 2022, 09:00

Все обязательные платежи в бюджет должны осуществляться только через Налоговый кодекс, иначе будет хаос

Продолжу рубрику мысли вслух.

Читайте также
Сейчас стране нужны быстрые победы

Налоговая система страны является одним из ключевых инструментов экономической политики, и она является основой в области взаимодействия бизнеса и государства. Сама налоговая система состоит из двух частей: налоги и их виды, ставки, сроки уплаты и так далее; налогового администрирования, где описываются как происходит взыскание, как происходит учет налоговых обязательств, какие права имеются у налоговых органов и так далее.

Если налоговое администрирование отвечает за процесс взыскания, неотвратимость оплаты налогов, то особенная часть Налогового кодекса (а это есть налоги) является основой экономической политики.

После того, как налоги попадают в бюджет страны, дальше этот процесс уже является бюджетным распределением. В бюджетном процессе также множество нюансов, которые требуют реформы. Ключевая функция бюджетного процесса - это кто принимает решение, как тратить деньги налогоплательщиков. Есть различные механизмы. Например, на уровне налоговой системы сразу же определяются - какие налоги являются местными, а какие республиканскими. И в зависимости от того, от этого, регионы заинтересованы развивать предпринимательство у себя и повышать налоговые поступления. Для этого создают условия развития предпринимательства. Например, в развитых странах имущественные, земельные и налоги физических лиц поступают в местные бюджеты. Но для стимулирования развития, местным органам дают право устанавливать ставки налогов. Но об этом в другой раз. Есть важный нюанс в этой системе - общественный контроль за расходами всегда лежит на законодательной власти, то есть на депутатах разных уровней. Если этот механизм не работает, то и начинается создание различных фондов и общественных советов. В такой цепочке понятно, что нужно усовершенствовать законодательную вертикаль страны.

Сейчас, в первую очередь, стоит вопрос справедливого налогообложения. В целом, я до этого много раз писал, что у нас очень не прогрессивный Налоговый кодекс и он требует кардинального изменения.

Читайте также
О мобильных платежах и переводах

Какие налоги требуют изменения, чтобы у нас выстроилась правильная справедливая система налогообложения?

Правильная и развитая налоговая система - это одна из главных составляющих институциональной среды.

Первое правило - все обязательные платежи в бюджет от юридических и физических лиц должны осуществляться только через Налоговый кодекс, иначе будет хаос. Желание создавать надстройки в виде различных обязательных фондов в виде ФОМС, НПП и так далее приводят к несистемности.

Теперь непосредственно, к самим налогам, которые требуют скорейшего реформирования.

1. Рентные налоги - у нас сектор недропользования явно уплачивает мало налогов, особенно урановые месторождения и горнорудные месторождения. Причина очень простая. Эта коллизия давно всем известна, но ее постоянно игнорят. Базой для расчёта налогов является цена и объем. Если сырье идет на переработку, то цена определяется как себестоимость плюс маржа. Большинство горнорудной продукции проходит первичную переработку, и соответственно все считают налоговую базу как себестоимость плюс 20%. Когда цены высокие на сырье, при низкой себестоимости, то уплачиваются очень низкие налоги и компании получают сверхприбыли. Во-вторых, это стимулирует развивать только месторождения с высоким содержанием, а бедные месторождения не развиваются, так как у них высокая налоговая нагрузка получается вследствии высокой себестоимости. В данной истории нужно использовать метод доходы минус, когда от рыночной цены отнимается стоимость переработки. Также имеются перекосы и в налогообложении нефти. Все это нужно поправлять и это даст очень хороший прирост по налогам.

Читайте также
Как в Алматы обесценили престижный район

2. ИПН - как это ни странно, но нужна прогрессивная система налогообложения с высокими вычетами на потребление. Для низких доходов установить нулевой налог, а для высоких заработков - высокие налоги, НО нужно дать возможность тратить внутри страны и брать на вычеты данные налоги. Например, приобретение жилья, образование, туризм внутри страны, медицинские услуги, получать вычеты на каждого ребенка. Все это приведет к тому, что кто много зарабатывает, может также платить мало налогов при условии, что он создает потребительский спрос в стране. Об этом очень много я также писал.

3. Налогообложение имущества. Дорогое жилье и земли в дорогих местах должны облагаться по базе рыночной стоимости, а не по кадастровой. Ставки на имущественные и земельные налоги должны определяться местными органами.

4. Акцизы - акцизы должны выполнять не только роль пополнения бюджета, но и также стимулировать меньшее потребление вредных продуктов. Как-правило, это алкоголь, табак и ГСМ. В акцизы по ГСМ должны включаться и транспортные налоги. Кто больше ездит и потребляет ГСМ, тот больше платит налога.

5. КПН - ставки по КПН можно немного поднять и увеличить также вычеты. В особенности сейчас дать возможность принимать на вычеты по ускоренной амортизации НМА (ИТ сектор) и ОС на оборудование. Это будет стимулировать больше тратить на инвестиции в стране. На время развития страны я бы дал льготы по КПН публичным компаниям, которые разместили свои акции на КАСЕ, что стимулирует развитие фондового рынка. Например, сделать стандартную ставку 24%, а для публичных компаний - 20%.

Еще много что нужно менять и поправлять в налоговой системе, но как мне кажется, это самые актуальные вещи, которые нужно сделать и которые дадут быстрый результат.

Источник: страница Галима Хусаинова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

Фото: strategy2050.kz.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Попечительный «охотник на ведьм»?
Что скрывается за информатакой на министра просвещения?
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Какой город «круче»: Астана, Алматы или Шымкент?
Сравнительный анализ трёх мегаполисов по демографии, доходам и экономике
В этом году в Казахстане собрано пшеницы на 500 тыс. тонн больше уровня предыдущего года
О чём говорит ноябрьский отчёт USDA
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В этом году в Казахстане собрано пшеницы на 500 тыс. тонн больше уровня предыдущего года
О чём говорит ноябрьский отчёт USDA
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером