Все обязательные платежи в бюджет должны осуществляться только через Налоговый кодекс, иначе будет хаос
Продолжу рубрику мысли вслух.
Налоговая система страны является одним из ключевых инструментов экономической политики, и она является основой в области взаимодействия бизнеса и государства. Сама налоговая система состоит из двух частей: налоги и их виды, ставки, сроки уплаты и так далее; налогового администрирования, где описываются как происходит взыскание, как происходит учет налоговых обязательств, какие права имеются у налоговых органов и так далее.
Если налоговое администрирование отвечает за процесс взыскания, неотвратимость оплаты налогов, то особенная часть Налогового кодекса (а это есть налоги) является основой экономической политики.
После того, как налоги попадают в бюджет страны, дальше этот процесс уже является бюджетным распределением. В бюджетном процессе также множество нюансов, которые требуют реформы. Ключевая функция бюджетного процесса - это кто принимает решение, как тратить деньги налогоплательщиков. Есть различные механизмы. Например, на уровне налоговой системы сразу же определяются - какие налоги являются местными, а какие республиканскими. И в зависимости от того, от этого, регионы заинтересованы развивать предпринимательство у себя и повышать налоговые поступления. Для этого создают условия развития предпринимательства. Например, в развитых странах имущественные, земельные и налоги физических лиц поступают в местные бюджеты. Но для стимулирования развития, местным органам дают право устанавливать ставки налогов. Но об этом в другой раз. Есть важный нюанс в этой системе - общественный контроль за расходами всегда лежит на законодательной власти, то есть на депутатах разных уровней. Если этот механизм не работает, то и начинается создание различных фондов и общественных советов. В такой цепочке понятно, что нужно усовершенствовать законодательную вертикаль страны.
Сейчас, в первую очередь, стоит вопрос справедливого налогообложения. В целом, я до этого много раз писал, что у нас очень не прогрессивный Налоговый кодекс и он требует кардинального изменения.
Какие налоги требуют изменения, чтобы у нас выстроилась правильная справедливая система налогообложения?
Правильная и развитая налоговая система - это одна из главных составляющих институциональной среды.
Первое правило - все обязательные платежи в бюджет от юридических и физических лиц должны осуществляться только через Налоговый кодекс, иначе будет хаос. Желание создавать надстройки в виде различных обязательных фондов в виде ФОМС, НПП и так далее приводят к несистемности.
Теперь непосредственно, к самим налогам, которые требуют скорейшего реформирования.
1. Рентные налоги - у нас сектор недропользования явно уплачивает мало налогов, особенно урановые месторождения и горнорудные месторождения. Причина очень простая. Эта коллизия давно всем известна, но ее постоянно игнорят. Базой для расчёта налогов является цена и объем. Если сырье идет на переработку, то цена определяется как себестоимость плюс маржа. Большинство горнорудной продукции проходит первичную переработку, и соответственно все считают налоговую базу как себестоимость плюс 20%. Когда цены высокие на сырье, при низкой себестоимости, то уплачиваются очень низкие налоги и компании получают сверхприбыли. Во-вторых, это стимулирует развивать только месторождения с высоким содержанием, а бедные месторождения не развиваются, так как у них высокая налоговая нагрузка получается вследствии высокой себестоимости. В данной истории нужно использовать метод доходы минус, когда от рыночной цены отнимается стоимость переработки. Также имеются перекосы и в налогообложении нефти. Все это нужно поправлять и это даст очень хороший прирост по налогам.
2. ИПН - как это ни странно, но нужна прогрессивная система налогообложения с высокими вычетами на потребление. Для низких доходов установить нулевой налог, а для высоких заработков - высокие налоги, НО нужно дать возможность тратить внутри страны и брать на вычеты данные налоги. Например, приобретение жилья, образование, туризм внутри страны, медицинские услуги, получать вычеты на каждого ребенка. Все это приведет к тому, что кто много зарабатывает, может также платить мало налогов при условии, что он создает потребительский спрос в стране. Об этом очень много я также писал.
3. Налогообложение имущества. Дорогое жилье и земли в дорогих местах должны облагаться по базе рыночной стоимости, а не по кадастровой. Ставки на имущественные и земельные налоги должны определяться местными органами.
4. Акцизы - акцизы должны выполнять не только роль пополнения бюджета, но и также стимулировать меньшее потребление вредных продуктов. Как-правило, это алкоголь, табак и ГСМ. В акцизы по ГСМ должны включаться и транспортные налоги. Кто больше ездит и потребляет ГСМ, тот больше платит налога.
5. КПН - ставки по КПН можно немного поднять и увеличить также вычеты. В особенности сейчас дать возможность принимать на вычеты по ускоренной амортизации НМА (ИТ сектор) и ОС на оборудование. Это будет стимулировать больше тратить на инвестиции в стране. На время развития страны я бы дал льготы по КПН публичным компаниям, которые разместили свои акции на КАСЕ, что стимулирует развитие фондового рынка. Например, сделать стандартную ставку 24%, а для публичных компаний - 20%.
Еще много что нужно менять и поправлять в налоговой системе, но как мне кажется, это самые актуальные вещи, которые нужно сделать и которые дадут быстрый результат.
Источник: страница Галима Хусаинова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: strategy2050.kz.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!