Какая кошка пробежала между "Эйр Астаной" и "КазМунайГазом"

7029 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 16 Окт 2023, 09:00

Договорённости авиакомпании с китайским производителем авиатоплива вызвали недоумение в КМГ

Национальная авиакомпания "Эйр Астана" договорилась с китайской нефтегазовой "PetroChina International Kazakhstan" о поставках авиакеросина для заправки своих самолетов. География полетов расширяется, а три отечественных НПЗ даже после завершенной семь лет назад масштабной модернизации не в состоянии полностью закрыть потребности внутреннего рынка.

Читайте также
Почему доля Казахстана в Кашагане подешевела на миллиард долларов

Министр транспорта Казахстана Марат КАРАБАЕВ уточнил, что в масштабах страны, а не одной авиакомпании, объемы импорта авиакеросина из Китая могут составить до полумиллиона тонн в год. По его словам, использование казахстанского воздушного пространства с 2021 года выросло на 90%, в том числе иностранными авиакомпаниями в режиме транзита.

"Эти компании хотят не только пролетать над территорией Республики Казахстан, но и останавливаться, осуществлять дозаправку, технический осмотр. Для этого нам критически не хватает авиатоплива. Сейчас потребность составляет 1,3 - 1,35 млн тонн. Но это не покрывается возможностями трёх НПЗ – импортируем из Российской Федерации. Мы ставим концептуальный вопрос, чтобы на базе наших аэропортов развивать CargoHub. Но главным ограничивающим фактором является отсутствие авиатоплива, специальных жидкостей", – сказал Карабаев.

Привлекательность дозаправки в казахстанских портах для иностранных авиакомпаний обусловлена тем, что цены на авиакеросин, как и в целом на ГСМ, в Казахстане ниже, чем у соседей. Ценовую разницу традиционно покрывают нефтедобытчики, которых правительство обязывает поставлять нефть на переработку по цене ниже экспортной. Получается, чтобы заправлять самолеты, в том числе иностранных компаний, дешевым топливом, нужно закупать его в Китае.

Читайте также
Итальянские нефтяники вышли из партнёрства с женой акима Алматы Ерболата Досаева

"Мы встретились с китайской компанией, которая обеспечивает авиатопливом 97% китайского рынка. В этом году эта компания обеспечивает авиатопливом 38 млн тонн. Мы запросили для себя от 350 до 500 тысяч тонн – их мощности это позволяют. Рассматривали нефтеперерабатывающий завод в Синьцзян-Уйгурском автономном округе. Там находятся три НПЗ, и есть возможность поставки оттуда", – рассказал министр.

Однако если с поставками недостающего авиакеросина из Китая всё понятно и логично, то вопросы вызывают договоренности, достигнутые между "Эйр Астаной" и "PetroChina" о совместной работе по переходу на международный стандарт авиатоплива Jet A-1. "Ввиду отсутствия производства этого типа топлива в Казахстане стороны также обсудили возможность импорта Jet A-1 и экологически чистого авиационного топлива (SAF) напрямую с нефтеперерабатывающих заводов Китая", – говорится в сообщении "Эйр Астаны".

Эти договоренности тут же вызвали недоумение в нацкомпании "КазМунайГаз", которая заявила, что они вообще-то готовы к выпуску авиатоплива марки Jet А-1, соответствующего международному стандарту ASTM: "Проведены комплексные технические аудиты, в том числе одним из мировых лидеров в области топливообеспечения – компанией "SkyTanking", утверждены технологии производства и приобретено необходимое оборудование для детальной сертификации топлива".

Читайте также
Исход варягов из "КазМунайГаза"

Начать производство этой марки авиатоплива не позволяет текущая инфраструктура в казахстанских аэропортах и транспортно-логистических сегментах. Для полного перехода на Jet A-1 должна быть подготовлена вся цепочка оборота: от вывоза с НПЗ до крыла самолета. В частности, недопустимо в системе хранения использование разных видов авиатоплива одновременно – требуется очистка топливной системы или использование отдельного резервуара. Также лаборатории аэропортов следует оснастить оборудованием для приема топлива, сертифицированным по международным стандартам.

Дочерняя организация "КазМунайГаза" – "КМГ Аэро" – подписала соглашения с ведущими мировыми компаниями в этой сфере, предусматривающие совместную деятельность по подготовке отечественных аэропортов. Однако, как подчеркивается в заявлении КМГ, "работу по совершенствованию инфраструктуры воздушных гаваней необходимо проводить комплексно с участием уполномоченных государственных органов, владельцев аэропортов и других заинтересованных сторон". Одной из таких заинтересованных сторон как раз и является "Эйр Астана".

Читайте также
"КазМунайГаз" и "Татнефть" не поделили шкуру неубитого медведя

Вопросы вызывает также намерение сотрудничества с китайцами в области SAF-топлива (Sustainable Аviation Fuel). Это экологически чистая версия топлива Jet A и Jet A-1, состоящая из смеси традиционного авиакеросина и добавок, которые делают его экологически безопаснее. Международная ассоциация воздушного транспорта IATA в настоящее время рассматривает Казахстан как один из возможных региональных хабов SAF в Центральной Азии. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) уже провел тендер по выбору консультанта по изучению потенциала производства SAF в Казахстане, выиграла который американская компания ICF. Она будет проводить исследования рентабельности строительства завода по выпуску SAF в Казахстане. А национальный авиаперевозчик, вместо того, чтобы подключиться к этой работе, обращает свой взор на восток. Почему?

Помнится, в 2008 году в качестве одной из основных причин создания холдинга по управлению госактивами "Самрук-Казына" называлась необходимость взаимной поддержки и гармоничного развития всех нацкомпаний, входящих в холдинг. Идея состояла в том, чтобы они делали закупки друг у друга, размещали заказы на производство той или иной продукции внутри холдинга – так, чтобы деньги не "уходили на сторону", а вращались внутри "Самрука", поддерживая развитие всех его дочерних компаний.

Тем удивительнее выглядит решение "Эйр Астаны" отправлять деньги за Jet A-1 и SAF в Китай, вместо того чтобы инвестировать их в отечественную отрасль нефтепереработки.

Фото: twitter @airastana.

Больше новостей и комментариев о событиях в мире нефти и газав телеграм-канале Олега Червинского "Нефть и газ Казахстана. Факты и комментарии"

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




?> ?>
Журналист, фрилансер
Жай адам тұрмақ бас имам ішіп кеткен соң... түсінікті шығар, иә?
Как нам вылечиться от синдрома Назарбаева
От посадки экс-министра юстиции Марата Бекетаева вряд ли что изменится
Почему подчинённые акима Алматы Досаева так боятся вопросов Ratel.kz о земле в Наурызбайском районе
И скрывают от общественности суммы сделок по продаже земельных участков
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Какая связь между арестами в Мангыстау и убийством 20-летней давности
Региональные элиты Мангыстау считают совершенно справедливым претендовать на часть доходов от добываемой здесь нефти
Преобразования Петра I: закованное развитие
Он не просто сдерживал развитие, а отбросил Россию далеко назад
Не суди по одёжке, или Секреты потёртых джинсов
О чём надо помнить в Америке
Неудобный Ионов: губернатор Семиречья, захвативший Памир и утерянный в Алма-Ате
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Исторический weekend. Где, где… В Караганде!
Неожиданная романтика шахтерского города
Айтенов: Я жену не бил, она дубасила меня и хлестала
Брат экс-акима Шымкента утверждает на суде, что пришел на выселение супруги с детьми из их дома, чтобы выполнить родительский долг
Конфискованный Bentley экс-вице-министра Токтабаева оказался никому не нужен
Его не стали брать на баланс силовики, желающих купить с торгов тоже не нашлось
Семья молодых супругов, которых задавил пьяный полицейский, не прощает его
Трагедия произошла в 100 метрах от фельдшерского пункта. Тела погибших лежали на обочине, пока их не нашёл случайный прохожий
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Что за дикари разрушают петроглифы ради щебня и цемента
Вмешаться должен уже сам президент
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.