Какая кошка пробежала между "Эйр Астаной" и "КазМунайГазом"

7468 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 16 Окт 2023, 09:00

Договорённости авиакомпании с китайским производителем авиатоплива вызвали недоумение в КМГ

Национальная авиакомпания "Эйр Астана" договорилась с китайской нефтегазовой "PetroChina International Kazakhstan" о поставках авиакеросина для заправки своих самолетов. География полетов расширяется, а три отечественных НПЗ даже после завершенной семь лет назад масштабной модернизации не в состоянии полностью закрыть потребности внутреннего рынка.

Читайте также
Почему доля Казахстана в Кашагане подешевела на миллиард долларов

Министр транспорта Казахстана Марат КАРАБАЕВ уточнил, что в масштабах страны, а не одной авиакомпании, объемы импорта авиакеросина из Китая могут составить до полумиллиона тонн в год. По его словам, использование казахстанского воздушного пространства с 2021 года выросло на 90%, в том числе иностранными авиакомпаниями в режиме транзита.

"Эти компании хотят не только пролетать над территорией Республики Казахстан, но и останавливаться, осуществлять дозаправку, технический осмотр. Для этого нам критически не хватает авиатоплива. Сейчас потребность составляет 1,3 - 1,35 млн тонн. Но это не покрывается возможностями трёх НПЗ – импортируем из Российской Федерации. Мы ставим концептуальный вопрос, чтобы на базе наших аэропортов развивать CargoHub. Но главным ограничивающим фактором является отсутствие авиатоплива, специальных жидкостей", – сказал Карабаев.

Привлекательность дозаправки в казахстанских портах для иностранных авиакомпаний обусловлена тем, что цены на авиакеросин, как и в целом на ГСМ, в Казахстане ниже, чем у соседей. Ценовую разницу традиционно покрывают нефтедобытчики, которых правительство обязывает поставлять нефть на переработку по цене ниже экспортной. Получается, чтобы заправлять самолеты, в том числе иностранных компаний, дешевым топливом, нужно закупать его в Китае.

Читайте также
Итальянские нефтяники вышли из партнёрства с женой акима Алматы Ерболата Досаева

"Мы встретились с китайской компанией, которая обеспечивает авиатопливом 97% китайского рынка. В этом году эта компания обеспечивает авиатопливом 38 млн тонн. Мы запросили для себя от 350 до 500 тысяч тонн – их мощности это позволяют. Рассматривали нефтеперерабатывающий завод в Синьцзян-Уйгурском автономном округе. Там находятся три НПЗ, и есть возможность поставки оттуда", – рассказал министр.

Однако если с поставками недостающего авиакеросина из Китая всё понятно и логично, то вопросы вызывают договоренности, достигнутые между "Эйр Астаной" и "PetroChina" о совместной работе по переходу на международный стандарт авиатоплива Jet A-1. "Ввиду отсутствия производства этого типа топлива в Казахстане стороны также обсудили возможность импорта Jet A-1 и экологически чистого авиационного топлива (SAF) напрямую с нефтеперерабатывающих заводов Китая", – говорится в сообщении "Эйр Астаны".

Эти договоренности тут же вызвали недоумение в нацкомпании "КазМунайГаз", которая заявила, что они вообще-то готовы к выпуску авиатоплива марки Jet А-1, соответствующего международному стандарту ASTM: "Проведены комплексные технические аудиты, в том числе одним из мировых лидеров в области топливообеспечения – компанией "SkyTanking", утверждены технологии производства и приобретено необходимое оборудование для детальной сертификации топлива".

Читайте также
Исход варягов из "КазМунайГаза"

Начать производство этой марки авиатоплива не позволяет текущая инфраструктура в казахстанских аэропортах и транспортно-логистических сегментах. Для полного перехода на Jet A-1 должна быть подготовлена вся цепочка оборота: от вывоза с НПЗ до крыла самолета. В частности, недопустимо в системе хранения использование разных видов авиатоплива одновременно – требуется очистка топливной системы или использование отдельного резервуара. Также лаборатории аэропортов следует оснастить оборудованием для приема топлива, сертифицированным по международным стандартам.

Дочерняя организация "КазМунайГаза" – "КМГ Аэро" – подписала соглашения с ведущими мировыми компаниями в этой сфере, предусматривающие совместную деятельность по подготовке отечественных аэропортов. Однако, как подчеркивается в заявлении КМГ, "работу по совершенствованию инфраструктуры воздушных гаваней необходимо проводить комплексно с участием уполномоченных государственных органов, владельцев аэропортов и других заинтересованных сторон". Одной из таких заинтересованных сторон как раз и является "Эйр Астана".

Читайте также
"КазМунайГаз" и "Татнефть" не поделили шкуру неубитого медведя

Вопросы вызывает также намерение сотрудничества с китайцами в области SAF-топлива (Sustainable Аviation Fuel). Это экологически чистая версия топлива Jet A и Jet A-1, состоящая из смеси традиционного авиакеросина и добавок, которые делают его экологически безопаснее. Международная ассоциация воздушного транспорта IATA в настоящее время рассматривает Казахстан как один из возможных региональных хабов SAF в Центральной Азии. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) уже провел тендер по выбору консультанта по изучению потенциала производства SAF в Казахстане, выиграла который американская компания ICF. Она будет проводить исследования рентабельности строительства завода по выпуску SAF в Казахстане. А национальный авиаперевозчик, вместо того, чтобы подключиться к этой работе, обращает свой взор на восток. Почему?

Помнится, в 2008 году в качестве одной из основных причин создания холдинга по управлению госактивами "Самрук-Казына" называлась необходимость взаимной поддержки и гармоничного развития всех нацкомпаний, входящих в холдинг. Идея состояла в том, чтобы они делали закупки друг у друга, размещали заказы на производство той или иной продукции внутри холдинга – так, чтобы деньги не "уходили на сторону", а вращались внутри "Самрука", поддерживая развитие всех его дочерних компаний.

Тем удивительнее выглядит решение "Эйр Астаны" отправлять деньги за Jet A-1 и SAF в Китай, вместо того чтобы инвестировать их в отечественную отрасль нефтепереработки.

Фото: twitter @airastana.

Больше новостей и комментариев о событиях в мире нефти и газав телеграм-канале Олега Червинского "Нефть и газ Казахстана. Факты и комментарии"

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




преподаватель казахского языка
Орыстілді қазақ ана тілін үйреніп алса, басқа қазақтар бұған еш мән бермейді; өзге ұлтты адам болса, қазақтар оны танымал қылады
Как оказать давление на председателя Верховного суда, чтобы получить 1 млрд тенге
Лучшие материалы Ratel.kz за 2024 год о том, как частная компания отбила атаку судей, блогеров и журналистов
Как замначальника ДУИС возвращал полученные от родственника заключённого 20 тысяч тенге
И почему категорически недопустимо с точки зрения морали бросать тень на всю структуру МВД
Падение самолёта BekAir: какие мрачные секреты всплыли в 2024 году
Ratel.kz публикует самые интересные материалы об обстоятельствах аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
"КазМунайГаз" побывал в Украине, зашёл в Румынию. Стоит ли идти в Болгарию?
"Лукойл" продаёт крупнейший НПЗ на Балканах мощностью переработки в 8,8 млн тонн в год
Ратель. Лучшее за 2024 год. Жарас Ахметов
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
Политика 47: миграционная реформа
Ровно через неделю, 20 января 2025 года, состоится инаугурация избранного 47-го президента США
Эмираты зимой: что может удивить, разочаровать и порадовать
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Для чего нужны музеи
Самые необычные музеи Казахстана, в которых я побывала
Занимательные воспоминания об акиматовской прокладке от жительницы Астаны
Полиция часами торчит в строительном магазине “Молоток”, хозяйка которого воевала с прокладкой, о ликвидации которой заявил Касымбек
Ратель. Лучшее за 2024 год. Ярослав Разумов
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
В Актобе неизвестный захватил заложницу
Переговоры с ним полиция вела всю ночь
Акимат Семея через суд заставил работать Региональный центр государственно-частного партнёрства ВКО
Государственному предприятию из Восточного Казахстана придётся закончить модернизацию освещения в городе
Сколько стоит подарок для зампредседателя "Отбасы банк"
Деньги собирали с сотрудников на день рождения начальника
В Петропавловске конфликт в тренажерном зале довел до суда
Трое человек признаны виновными в вымогательстве
Очередная трагедия в воинской части: застрелился молодой солдат
По информации военных, началось расследование
Депутаты засветились в деле об обвинении в коррупции экс-руководителя УЗО Алматы Самамбетова
Народные избранники получили из казны солидные, но незаконные компенсации
Как в Шымкенте за взятки оформляли инвалидность детям
Все дети имели врождённые тяжёлые проблемы со здоровьем
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.