Какая кошка пробежала между "Эйр Астаной" и "КазМунайГазом"

8199 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 16 Окт 2023, 09:00

Договорённости авиакомпании с китайским производителем авиатоплива вызвали недоумение в КМГ

Национальная авиакомпания "Эйр Астана" договорилась с китайской нефтегазовой "PetroChina International Kazakhstan" о поставках авиакеросина для заправки своих самолетов. География полетов расширяется, а три отечественных НПЗ даже после завершенной семь лет назад масштабной модернизации не в состоянии полностью закрыть потребности внутреннего рынка.

Читайте также
Почему доля Казахстана в Кашагане подешевела на миллиард долларов

Министр транспорта Казахстана Марат КАРАБАЕВ уточнил, что в масштабах страны, а не одной авиакомпании, объемы импорта авиакеросина из Китая могут составить до полумиллиона тонн в год. По его словам, использование казахстанского воздушного пространства с 2021 года выросло на 90%, в том числе иностранными авиакомпаниями в режиме транзита.

"Эти компании хотят не только пролетать над территорией Республики Казахстан, но и останавливаться, осуществлять дозаправку, технический осмотр. Для этого нам критически не хватает авиатоплива. Сейчас потребность составляет 1,3 - 1,35 млн тонн. Но это не покрывается возможностями трёх НПЗ – импортируем из Российской Федерации. Мы ставим концептуальный вопрос, чтобы на базе наших аэропортов развивать CargoHub. Но главным ограничивающим фактором является отсутствие авиатоплива, специальных жидкостей", – сказал Карабаев.

Привлекательность дозаправки в казахстанских портах для иностранных авиакомпаний обусловлена тем, что цены на авиакеросин, как и в целом на ГСМ, в Казахстане ниже, чем у соседей. Ценовую разницу традиционно покрывают нефтедобытчики, которых правительство обязывает поставлять нефть на переработку по цене ниже экспортной. Получается, чтобы заправлять самолеты, в том числе иностранных компаний, дешевым топливом, нужно закупать его в Китае.

Читайте также
Итальянские нефтяники вышли из партнёрства с женой акима Алматы Ерболата Досаева

"Мы встретились с китайской компанией, которая обеспечивает авиатопливом 97% китайского рынка. В этом году эта компания обеспечивает авиатопливом 38 млн тонн. Мы запросили для себя от 350 до 500 тысяч тонн – их мощности это позволяют. Рассматривали нефтеперерабатывающий завод в Синьцзян-Уйгурском автономном округе. Там находятся три НПЗ, и есть возможность поставки оттуда", – рассказал министр.

Однако если с поставками недостающего авиакеросина из Китая всё понятно и логично, то вопросы вызывают договоренности, достигнутые между "Эйр Астаной" и "PetroChina" о совместной работе по переходу на международный стандарт авиатоплива Jet A-1. "Ввиду отсутствия производства этого типа топлива в Казахстане стороны также обсудили возможность импорта Jet A-1 и экологически чистого авиационного топлива (SAF) напрямую с нефтеперерабатывающих заводов Китая", – говорится в сообщении "Эйр Астаны".

Эти договоренности тут же вызвали недоумение в нацкомпании "КазМунайГаз", которая заявила, что они вообще-то готовы к выпуску авиатоплива марки Jet А-1, соответствующего международному стандарту ASTM: "Проведены комплексные технические аудиты, в том числе одним из мировых лидеров в области топливообеспечения – компанией "SkyTanking", утверждены технологии производства и приобретено необходимое оборудование для детальной сертификации топлива".

Читайте также
Исход варягов из "КазМунайГаза"

Начать производство этой марки авиатоплива не позволяет текущая инфраструктура в казахстанских аэропортах и транспортно-логистических сегментах. Для полного перехода на Jet A-1 должна быть подготовлена вся цепочка оборота: от вывоза с НПЗ до крыла самолета. В частности, недопустимо в системе хранения использование разных видов авиатоплива одновременно – требуется очистка топливной системы или использование отдельного резервуара. Также лаборатории аэропортов следует оснастить оборудованием для приема топлива, сертифицированным по международным стандартам.

Дочерняя организация "КазМунайГаза" – "КМГ Аэро" – подписала соглашения с ведущими мировыми компаниями в этой сфере, предусматривающие совместную деятельность по подготовке отечественных аэропортов. Однако, как подчеркивается в заявлении КМГ, "работу по совершенствованию инфраструктуры воздушных гаваней необходимо проводить комплексно с участием уполномоченных государственных органов, владельцев аэропортов и других заинтересованных сторон". Одной из таких заинтересованных сторон как раз и является "Эйр Астана".

Читайте также
"КазМунайГаз" и "Татнефть" не поделили шкуру неубитого медведя

Вопросы вызывает также намерение сотрудничества с китайцами в области SAF-топлива (Sustainable Аviation Fuel). Это экологически чистая версия топлива Jet A и Jet A-1, состоящая из смеси традиционного авиакеросина и добавок, которые делают его экологически безопаснее. Международная ассоциация воздушного транспорта IATA в настоящее время рассматривает Казахстан как один из возможных региональных хабов SAF в Центральной Азии. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) уже провел тендер по выбору консультанта по изучению потенциала производства SAF в Казахстане, выиграла который американская компания ICF. Она будет проводить исследования рентабельности строительства завода по выпуску SAF в Казахстане. А национальный авиаперевозчик, вместо того, чтобы подключиться к этой работе, обращает свой взор на восток. Почему?

Помнится, в 2008 году в качестве одной из основных причин создания холдинга по управлению госактивами "Самрук-Казына" называлась необходимость взаимной поддержки и гармоничного развития всех нацкомпаний, входящих в холдинг. Идея состояла в том, чтобы они делали закупки друг у друга, размещали заказы на производство той или иной продукции внутри холдинга – так, чтобы деньги не "уходили на сторону", а вращались внутри "Самрука", поддерживая развитие всех его дочерних компаний.

Тем удивительнее выглядит решение "Эйр Астаны" отправлять деньги за Jet A-1 и SAF в Китай, вместо того чтобы инвестировать их в отечественную отрасль нефтепереработки.

Фото: twitter @airastana.

Больше новостей и комментариев о событиях в мире нефти и газав телеграм-канале Олега Червинского "Нефть и газ Казахстана. Факты и комментарии"

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Суд над журналистом: где проходит граница частной жизни?
В Алматы рассматривают дело Олега Гусева, обвиняемого в разглашении персональных данных активистки
Комсомольское прошлое и настоящее
Почему обречен на забвение мемориал близ Алматы
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Трехлетний бюджет: Казахстан входит в 2026 год с кучей нерешенных проблем
Экономику держат на плаву за счет новых заимствований и старых схем
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента