Скандальная история, которая не может закончиться
Фото: ЭО "Зеленое спасение".
Иле-Алатауский национальный парк не только жемчужина казахстанской природы, зеленое сердце алматинской агломерации. Он, вернее, отношение к нему, еще и генератор скандальных ситуаций. Одни, как попытка застроить Кок-Жайлау, заканчиваются хорошо, другие – так и не могут закончиться. О такой истории Ratel.kz беседует с экологом, руководителем Экологического общества "Зеленое спасение" Сергеем КУРАТОВЫМ.
- Сергей Георгиевич, а зачем вообще вокруг природоохраняемых территорий создавать "буферные зоны"?
- Прежде всего подчеркну – охранные зоны или буферные зоны вокруг особо охраняемых природных территорий, таких, как заповедники, национальные парки и другие, должны создаваться в обязательном порядке согласно закону "Об особо охраняемых природных территориях" - ООПТ. Для чего они нужны? Чтобы обеспечить охрану и защиту от неблагоприятного внешнего воздействия, например, смягчить воздействие городской агломерации. В охранной зоне запрещаются создание новых населенных пунктов, интенсивное сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, захоронение промышленных отходов, строительство плотин и дамб, сооружение других объектов, оказывающих вредное воздействие на экологические системы нацпарка. Зона должна быть шириной минимум два километра. Это не значит, что строго два: она может быть и расширена. Хозяйственная деятельность на этой территории должна быть ограничена.
Повторюсь – это требование закона. Но вокруг Иле-Алатауского нацпарка такой зоны со стороны города Алматы никогда не было, несмотря на то, что парк создан еще в 1996 году. Проходить она должна примерно по нижней границе дикоплодовых лесов в предгорьях, как их называют алматинцы, прилавках. Но что мы видим? Все последние десятилетия они активно застраиваются. Вырубают большое количество зеленых насаждений, сады, где рос апорт, когда-то символ нашего города. Да что насаждения – сами горы сносят! Засыпают реки, меняют их русла. Застройка в ряде случаев идет буквально по берегам рек. Из-за интенсивного строительства образуется большое количество отходов, которые хранят где и как попало. В результате, вместо смягчения воздействия агломерации на нацпарк, мы наблюдаем усиление ее воздействия. Все это, словно экологический бумеранг, возвращается и наносит удар по городской среде, ухудшая экологическую ситуацию. Смог поднимается все выше и выше в горы, увеличивается загрязнение воды, ускоряется таяние ледников, растет опасность образования селей. Это – очередные "кирпичики", усугубляющие негативные последствия изменения климата. На локальном уровне они весьма ощутимы. Я уже не говорю о том, что из-за застройки резко ухудшилась ситуация с рекреационными ресурсами: раньше алматинцы могли добраться до природных локаций на автобусе, на велосипеде или пешком. Сейчас, когда почти все берега Малой Алматинки застроены, чтобы добраться до природных объектов, надо ехать как минимум до Медеу.
В целом, отсутствие охранной зоны ведет к ухудшению экологической ситуации: усилению загрязнения воздуха, истощению водных ресурсов, снижению биологического разнообразия, сокращению и снижению качества рекреационных ресурсов. Охранная зона, это не прихоть экологов и биологов, это необходимый барьер, который обеспечивает деятельность экологических систем национального парка, который, в свою очередь, обеспечивает город необходимыми жизненными ресурсами. Алматы живет за счет ресурсов Иле-Алатауского национального парка.
- Исчерпывающий ответ. И – что мы имеем на практике с буферной зоной вокруг Иле-Алатауского нацпарка?
- Мягко говоря, ситуация крайне странная. Городские власти в течение 28 лет существования парка даже не пытались установить охранную зону вдоль его границы. Наша организация давно поднимала этот вопрос. В 2016 году в связи с многолетним бездействием акимата мы обратились в суд. Иск мы проиграли, хотя судья в решении отметил, что установление охранной зоны является обязанностью акимата. Следующий иск мы подали в 2021 году. Была двухлетняя тяжба, и в мае прошлого года мы ее выиграли. Судья Верховного суда, комментируя постановление, сказал замечательную вещь: Иле-Алатауский национальный парк представляет большую ценность, поэтому акимат просто обязан принять меры для обеспечения его сохранности.
Прошел год. Все это время мы добивались, чтобы постановление Верховного суда было выполнено. Но этого не произошло. Согласно законодательству, исполнительное производство осуществляет Специализированный межрайонный административный суд города Алматы. Мы дважды обращались в суд с требованием наложить штраф на акимат за злостное невыполнение постановления Верховного суда, и нам дважды отказывали. Главная причина, на мой взгляд, это произвольная трактовка судьей закона "Об особо охраняемых природных территориях" и постановления Верховного суда. В нем содержится четкая формулировка, указывающая, что акимат не имеет права административного усмотрения. Что это значит? Что у городских властей нет права выбора, они обязаны принять решение об установлении охранной зоны! Но представитель акимата и судья пытаются убедить нас в том, что Верховный суд неправильно понимает закон.
- Это как так может быть?
- Они утверждают, что сначала должны быть разработаны естественно-научное и технико-экономическое обоснования охранной зоны, а потом акимат должен принимать постановление. При этом ссылки делаются на документы, которые к этой теме вообще никакого отношения не имеют.
Еще один очень важный момент: когда мы изучали проблему, решили проверить, установлены ли охранные зоны вокруг других ООПТ в Казахстане? Оказалось, что все акиматы территорий, которые находятся рядом с природоохранными территориями республиканского значения, установили охранные зоны. Единственное исключение – алматинский акимат.
Отговорки, что это якобы не очень четко прописано в законе, судьи Верховного суда своим постановлением уже опровергли. С момента принятия положения об охранных зонах в законе об ООПТ прошло 18 лет! Что, у акимата не было времени уточнить неясные моменты? Если даже предположить, что они там есть.
- Не чувствуете себя Дон Кихотами перед мельницами?
- Нет. Мы снова обратились в Верховный суд – направили туда письмо с просьбой, чтобы нам разъяснили, каким образом должно выполняться его постановление, обязавшее установить охранную зону вдоль границы Иле-Алатауского национального парка со стороны города Алматы.
- За те годы, что длится эта история, в южной столице поменялось несколько градоначальников, а дело так и не двигалось?
- Да. Почему? Вероятно, потому что, если бы охранная зоны была установлена, то, плохо ли, хорошо ли, но хозяйственная деятельность была бы в ней ограничена. Напомню, что в прошлом году Агентство по противодействию коррупции выявило бесконтрольную застройку на тысячах гектаров в природоохранных зонах и вблизи рек в Алматы. Еще раз подчеркну – вокруг всех остальных особо охраняемых природных объектов Казахстана вопрос решен положительно.
- Можно ли как-то оценить тот ущерб, который понес и продолжает нести нацпарк из-за этой ситуации?
- В принципе, можно. Но мы просмотрели множество документов и нигде не встретили даже попыток провести оценку. Тем временем ущерб с каждым днем растет. Продолжаются нарушения закона об ООПТ, Экологического кодекса, Водного кодекса, Земельного кодекса и других законов. Охранной зоны нет. Нет и контроля. Одни вопросы. Куда сливают стоки? Куда выбрасывают мусор? На каком основании идет застройка берегов рек?
А ведь Иле-Алатауский национальный парк внесен в предварительный перечень для номинации в Список всемирного наследия ЮНЕКСКО. Парк мог бы зазвучать в мировом пространстве как достойный национальный бренд. На него распространяется действие Конвенции о биологическом разнообразии, но деятельность по "освоению" его территории и охранной зоны ведет к истощению водных ресурсов, снижению биоразнообразия, фрагментации экологических систем парка, снижает шансы на включение в Список.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!