Электрическое изобилие заканчивается следом за газовым
"Всем автолюбителям не рекомендуем переводить авто на сжиженный нефтяной газ, потому что цена гарантированно будет расти. Министерство не допустит резких скачков цен, но если возникнет дефицит экспорта, цена по автогазу будет соответствовать экспортным ценам", – предостерегал на днях министр энергетики Казахстана Алмасадам САТКАЛИЕВ.
По его словам, в начале текущего года министерство запланировало производство и поставку на внутренний рынок сжиженного нефтяного газа (СНГ) в объеме 124 тысяч тонн. "Фактически по октябрю потребление составило 144 тысячи тонн, на 20 тысяч выше плана. Чтобы обеспечить поставки, пришлось провести сложные переговоры с компанией "Тенгизшевройл". Цена на сжиженный нефтяной газ является не рыночной, а убыточной и снижает производство. В Казахстане самая низкая цена, и эта ситуация долго не сохранится", – подчеркнул министр.
О том, что не стоит поддаваться на массированную рекламу и торопиться переделывать свое авто с бензина или дизеля на газобаллонное оборудование (ГБО), Ratel.kz предупреждал еще шесть лет назад. "В последние годы фирмы по установке газобаллонного оборудования на автомобили росли в стране как грибы после дождя, обещая в рекламе экономию расходов на заправку авто до 60%, – писали мы осенью 2017 года. – Аргумент "за экономию" был единственный, но железобетонный: если литр ходового бензина стоит, к примеру, в Алматы 142-143 тенге, то газ обходится более чем вполовину дешевле – всего по 65 тенге. В Актау и вовсе можно заправиться по 40. Правда, западный регион периодически сотрясает газовый дефицит, но после вмешательства акиматов и Министерства энергетики как-то сам собой рассасывается, и народ успокаивается".
Гром грянул в первые дни 2022 года – повышение цен на СНГ на заправках привело к массовым протестам, переросшим в Қантар. После того, как пролилась кровь, правительство пошло на попятную и удовлетворило требования митингующих: "Газ елу!". Однако вечно держать "социальные" цены на газ на получится, и министр наконец-то сказал об этом прямо.
Но сейчас не о нем, а о людях, доверчиво внимающих агрессивной рекламе и не желающих просчитывать ситуацию хотя бы на пару шагов вперед. Установщики ГБО сняли уже на них свои сливки, пообещав экономию на заправке.
Теперь все соцсети заполонила реклама доставки недорогих и "экономичных" электромобилей из Китая. Вчерашние хозяева станций по установке ГБО переквалифицировались в доставщиков модных Zeekr из Поднебесной. При этом никто не задумывается о состоянии энергетической инфраструктуры в стране, и особенно - в Алматы и Астане, где китайские электрические авто особенно популярны.
По данным агентства КазТАГ, степень износа оборудования алматинской ТЭЦ-3, введенной в эксплуатацию в 1962 году, составляет 77%. На более старой, запущенной еще в 1935 году, ТЭЦ-1 ситуация чуть лучше – износ 74,9%, на относительно молодой ТЭЦ-2 – 67,1%. Не лучше ситуация на подстанциях и сетях, если учесть количество новых жилищных комплексов, подключенных к ним только за последнее десятилетие.
Алматинцам уже сейчас периодически приходится сидеть часами без электричества, и по вчерашнему блэкауту в столице легко представить масштаб аварии, до которой может дойти, если сойдутся в одной точке два фактора: холодная зима и одновременное подключение к зарядным станциям тысяч электромобилей в ЖК. Впрочем, продавцов "чудо-авто" это не волнует. А государство? Собирается ли оно каким-то образом регулировать импорт электромобилей в страну?
Фото: epravda.com.ua.
Эксклюзивные новости и компетентные комментарии из мира нефти и газа – в телеграм-канале Олега Червинского "Нефть и газ Казахстана. Факты и комментарии".