Непоступающие на американский рынок товары оборачиваются для потребителя дефицитом и создают идеальные условия для разгона инфляции
Сороковой президент США Рональд РЕЙГАН славился любовью к советским анекдотам. У Государственного департамента было даже специальное поручение от Белого дома собирать анекдоты из СССР и пересылать президенту в максимально приближенном к оригиналу переводе.
Анекдоты Рейган не только коллекционировал, но и нередко заканчивал ими свои выступления, а также умело вкраплял в переговоры, в том числе с Михаилом ГОРБАЧЕВЫМ. Американский президент отмечал, что эти шутки выдают прекрасное чувство юмора советских людей и помогают ему лучше понимать изъяны социалистической системы.
Особенно любил Рейган, по утверждению самого Рейгана, следующий анекдот:
"В СССР, чтобы купить автомобиль, надо десять лет простоять в очереди, заплатив за машину авансом. И вот один человек приходит, дает деньги, а служащий ему говорит:
- Приходите за вашей машиной через десять лет.
- Утром или днем? - интересуется покупатель.
- Это же через десять лет! Какая разница?
- Да просто утром ко мне сантехник должен прийти".
Анекдот у американской аудитории вызывал гомерический хохот. Настолько фантастически абсурдными казались тогда американцам советский дефицит и ненавязчивый сервис.
С тех пор наша планета совершила свыше тридцати оборотов вокруг Солнца. И американцам сегодня уже не до смеха. Причудливым образом действительность СССР становится реальностью Америки.
Если среднестатистический американец захочет сегодня обменять старый автомобиль на новый, то ждать ему придётся от 10 до 24 недель. Вне зависимости от модели. Ожидание самого простого авто от Ford составит не менее двух с половиной месяцев. Электрокар от Tesla ждать придётся уже 5 месяцев. В Америке нет американских машин, не говоря уже про зарубежные бренды. По оценкам консалтинговой компании AlixPartners, рынок США испытывает нехватку почти 8 миллионов автомобилей.
Поменять старый айфон на новый без привязки к плану телефонной компании тоже не выйдет. В Америке нет американских "свободных" айфонов. Появятся не раньше конца ноября. А может, и позже. По крайней мере, на восточном побережье, где в магазинах Apple гуляет ветер. И ведь не только в них. Нонсенс, но в Америке нет товаров.
Виной всему логистический кризис в портах США, который достиг беспрецедентных масштабов. Корабли неделями стоят на рейде в ожидании разгрузки. Коллапс транспортных цепочек вынуждает, к примеру, власти штата Калифорния объявить чрезвычайное положение.
Непоступающие на американский рынок товары оборачиваются для потребителя не только дефицитом, но и в совокупности с дорожающими энергоносителями создают идеальные условия для дальнейшего разгона инфляции. (Как сообщают американские СМИ, в некоторых районах Калифорнии бензин стоит уже 8 долларов за галлон. А в столичной агломерации США потребители могут позволить себе лишь 50% прошлогодней продуктовой корзины).
Ощущается в повседневной жизни и нехватка рабочих рук на американском рынке труда. На днях рассказывал, что американцы не хотят работать. Только за один сентябрь по собственному желанию от работы отказались 4,3 млн. человек. Так что визита сантехника в сегодняшней Америке запросто можно прождать несколько недель.
Отсутствие сервиса, пустые полки магазинов в главной стране потребления - зрелище непривычное и шокирующее.
Из глубины памяти всплывают картинки детства. Голые прилавки. Длиннющие очереди за самыми элементарными товарами. Середина 1980-х. СССР.