Как сегодня выглядит и чем удивляет дно усохшего Аральского моря

6135 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Воскресенье, 31 Июл 2022, 15:00

Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова

Трагедия Арала давно перестала волновать потребителей и пользователей. Арала больше нет. Если, конечно, не воспринимать всерьёз тот искусственный водоём, отгороженный в низовьях Сырдарьи для себя Казахстаном. Крест на Арале поставили ещё тогда, когда ничего, казалось, не предвещало необратимость начавшихся процессов. Третий по площади замкнутый водоём Земли, если честно, был осознанно принесён в жертву развивающемуся сельскому хозяйству Средней Азии. 

Но для меня беда, случившаяся с Синим морем, во многом личная. В 1976 году, окончив первый курс своего геофака в Ленинграде, я досрочно сдал сессию и отправился в экспедицию на Барсакельмес, легендарный остров-заповедник. Барсакельмес был своеобразной Меккой для всех, кто интересовался степными копытными Глубинной Азии - главным его богатством считались стада куланов, джейранов и сайгаков. И тот полевой сезон стал одним из самых счастливых в моей неусидчивой биографии.

И не последнюю роль в такой самооценке сыграло море-озеро, на берегах которого и промелькнуло так быстро то бесшабашное лето. Арал. Я видел его. Я осязал его прохладные струи. Я вдохновлялся его пронзительной голубизной. Я уносился мечтами в будущее под шелест его ленивых волн. В то будущее, где места для Аральского моря запланировано не было. 

Вот почему жажда ещё раз попасть туда, где было так хорошо когда-то, не покидала меня все минувшие годы. Конечно, я понимал, что нет больше ни того моря, ни того острова. И знал – встреча даже с самым вожделенным прошлым, связь с которым утрачена давным-давно, редко приносит что-то, кроме разочарования. Но что было делать, если Арал назойливо являлся в сновидениях и жил в воображении? И манил к себе непреодолимо и настойчиво. И вот, некоторое время назад, эта навязчивая мечта осуществилась. Мне удалось вновь добраться до Синего моря. Для этого всего-то и понадобилось однажды сесть на поезд в родном Алматы. 

Зная наверняка, что ничего не найду, я всё равно с нетерпением "пробежал" от вокзала до порта, двигаясь скорее по наитию, чем по памяти. Тогда, в 1976 году, я застал Аральскую бухту, ещё заполненную кораблями и баркасами "Аралрыбпрома", баржами военных и посудинами, возившими грузы в Каракалпакию. Тут же, на берегу, работал судоремонтный завод, рыбокомбинат и знаменитый ресторан "Арал". Из окон которого открывался вид на всё перечисленное. Такие виды полноценной портовой жизни, какие открывались оттуда, завораживают меня до сих пор. 

Именно потому с самых первых минут приезда меня так неодолимо тянуло "выйти к морю". Сделать это оказалось трудным не только от того, что моря давно не было. Вся территория бывшего порта, с остовами причалов, ржавыми кранами, руинами рыбокомбината и заброшенными цехами судоремонтного завода – осталась под защитой старого бетонного забора. Изнутри всё действительно выглядело ещё более обречённым, мёртвым и брошенным. Несколько луж в акватории бывшего порта – вот всё, что могло напоминать былую жизнь шумной бухты. Старый забор, ныне превзойдя свою железобетонную сущность, словно разделив два мира и два времени. То, что было раньше и осталось лишь в памяти, и то, которое продолжается ныне. 

После Аральска я отправился на Барсакельмес. Теперь для того, чтобы добраться до острова, не нужно ни самолёта (в 76-м я летел туда на рейсовом АН-2), ни парохода (крупногабаритные грузы доставлялись на остров самоходными баржами. Теперь достаточно внедорожника. Путь на Барсакельмес пролегает по бывшему дну бывшего моря и занимает, если считать от Аральска, часов шесть резвого хода. 

Вот и дно. Мне от чего-то чудилось, что оно осталось таким, каким бросила его ушедшая вода. Нет. Дно Арала – пустыня во всех её видах. Дымящиеся на ветру барханчики. Мёртвые, хрустящие под ногами солонцы. Наполненные свистом ветра саксаульники. Причудливые кудрявые грядки пустынных бугров. Сизая полынная степь. Сочные солянки. И т. д., и т. д. Морское вчерашнее выдают только мелкие гребешки ракушек, устилающих поверхность. Да светлые валики трухи, оставшиеся от иссохших водорослей. 

Ни моря, ни пляжа вокруг острова больше нет. Как нет и самого острова. До самого горизонта во все стороны тянутся по глинистому дну высохшего моря пустынные кустарники. А там, далеко, рвутся в белёсое небо всполохи зарождающейся пыльной бури. Словно лукавый салют Природы в честь своего не в меру возгордившегося "венца".

Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов. 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Алматинские власти предложили ввести дополнительный экоплатеж для авто с экологическим классом ниже Евро-5. В планах – платный въезд в мегаполис для старых машин. Как вы относитесь к инициативе акимата Алматы?

Политолог
Ежегодная замена бордюров требует в нынешних сложных условиях не только повышения налогов, но и внедрения технологий ИИ.
Подставили или недоглядели? — министр транспорта попал впросак из-за катастрофы Bek Air
После неуверенного ответа чиновника всплыл старый отчет, завершённое следствие и открытый суд
Мировая нефтедобыча достигла рекорда
Доля стран постсоветского пространства в добыче нефти неуклонно сокращается
Перизат Кайрат: громкое дело, закрытые двери и сумки Hermès
Судья предупредил: любые предположения или домыслы о специфике ведения процесса будут расцениваться как давление на суд
Когда Казахстан выйдет из ОПЕК+
Что лучше: ужасный конец или ужас без конца?
Война Израиля с Ираном
Как всё начиналось
Репортаж из XX века
Почему в СССР привлекали несовершеннолетних к опасной деятельности
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Депутат Базарбек, став свидетелем трагедии на пляже, заговорил о “диком” туризме
В полиции начали расследование условий безопасности на общественных зонах отдыха
Экс-судья Жолманова из Алматы приговорена к 10 годам тюрьмы
Ущерб от её действий оценивается в миллиард тенге
Как продавщица бутика магнитный съёмник прикупила
С этим приобретением женщина устроила бесплатный шопинг по фирменным магазинам
Вести с тарифного фронта: старушка Европа готова платить
Тарифные войны оказались яркими, но короткими
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.