Казахстанские родологи-тектанушы считают: никому на роду не написано расти сиротой
Спросите любую девчонку в любом Доме Мамы*, неважно, в каком городе Казахстана – почему она здесь? И в девяти случаях из десяти услышите в ответ «боюсь возвращаться домой» или «боюсь родителей».
Боится – потому что не замужем, «принесла в подоле», опозорила семью.
Казахстанские родологи, или по-казахски тектанушы, которые уже год работают с Домами Мамы, предлагают этим девушкам, казалось бы, невозможное: обратиться к этой самой «опозоренной» семье.
Парадокс? Но – работает...
«В любом роду есть хоть один вменяемый»
- Первое, что мы говорим этим молодым женщинам – «у тебя есть Род», - рассказывает родолог-консультант, тектанушы Алия САГИМБАЕВА. – Ты не одна. Ты – в системе. У тебя есть мама-папа, бабушки-дедушки, дальние и близкие родственники, и, если ты захочешь, они тебе помогут.
- Верят?
- Сначала, конечно, нет. Но проходит время – и что-то такое «распаковывается» в их сознании. Классический пример: молодая девушка, казашка. Семья не знает, что она родила, все думают, что она работает в городе... «Как я скажу родителям? Папа маму убьет. Скажет: «Это ты так воспитала». То есть чисто наш, казахский вариант. Но тогда в такой семье должен быть и другой казахский вариант: самый уважаемый человек в Роду, не важно, пожилой или молодой, мужчина или женщина, главное - к такому родственнику прислушивается даже самый грозный папа... Спрашиваем: «Кто в семье может повлиять на отца?». Отвечает: «Есть одна апай. Дальняя родственница. Ее все слушают». - «Так обратись к ней!». И, для пущей уверенности, чертим с этой молодой мамой генограмму – схему Рода, некое подобие шежире. Только в казахском шежире, как вы знаете, указывают только родственников мужского пола, а наша генограмма охватывает всех. Квадратик – отец, круг – мать, круг – та дальняя родственница, круг – сама молодая мама... «А вот этот квадратик – твой малыш. И вы с ним тоже – в этой системе». И что происходит? Девушка, которая не знала, к кому обратиться, начинает понимать и осознавать – я же не одна, у меня ЕСТЬ родные, у меня есть Род, тек (на казахском языке – авт.)! Это мы называем – «перевести из состояния обделенности в состояние НАДЕЛЕННОСТИ».
Сколько раз пробовали – столько раз действовало.
Мама уносит листок с генограммой, плачет, думает, снова плачет, и... звонит этой самой тете. Та: «Ой-бай! Вы там все с ума сошли, что ли? Это же ребенок...». Едет к родителям девушки. Как мы поняли - очень жестко разговаривает с отцом. «Что это такое – ваша собственная дочь вас боится?».
- В результате...
- Мать приняла ситуацию сразу. У отца был стресс, из той же серии: ұят болады, что люди скажут? Но потом успокоился. Сейчас дочь отвезла малыша им, сама работает, хочет решить вопрос с жильем и садиком, чтобы забрать ребенка. Вот так вот еще одним сиротой стало меньше.
- Это хорошо, что тетя оказалась вменяемой.
- В любом роду есть такой вменяемый. Хоть один. И наша задача - найти этого человека. Это, кстати, могут быть даже не родственники, а друзья семьи, то есть люди вне родовой системы.
- Есть еще один человек «вне родовой системы», который должен быть в ответе.
- Правильно. Это второй вариант, который тоже нередко появляется в результате нашей работы в Домах Мамы: когда к молодой женщине приезжает тот мужчина, от которого она забеременела.
- Как родология может повлиять на его решение? С ним же вы не работаете.
- Но мы работаем с его женщиной, пусть и бывшей, и ее обидой: «Он нас бросил». И наша задача – трансформировать эту обиду. Когда это получается, когда женщина ее «отпускает» – начинают происходить чудеса. Причем я говорю не только о брошенных женщинах в Домах Мамы – обо всех брошенных и разведенных. Сколько у меня было случаев: муж оставил семью, не помогает, алименты не платит... Обидно? Еще как! Значит, надо проработать эту обиду, и, когда мы это делаем, мужчина снова появляется в жизни этой женщины. Начинает помогать – материально, морально, начинают восстанавливаться связи...
Сколько брошенных детей у нас таким образом нашли своих отцов.
Сколько отцов так «вернули» себе детей.
А это значит, что все эти дети не вырастут с «синдромом сиротства», «синдромом жертвы», когда главная установка – «я никому не нужен», когда мышление черно-белое и середины нет. Поэтому, если молодая девушка в Доме Мамы (молодежь же безапеляционная) начинает: «А зачем вообще нужен отец?» - я ей отвечаю, что даже если он не нужен ей, он нужен ее ребенку. Не говоря уже о том, что в моей практике было два реальных случая, когда встретились и поженились дети одного отца. Потому что мамы сказали так же: «Да пошел он, проклятый...». Он и пошел. И сделал еще детей...
«Твой Род начинается с тебя»
- Еще один проект, в котором неожиданно для многих стали участвовать родологи – это «Школа приемных родителей».
- Неожиданно для многих, но не для нас самих. В свое время мы хотели зайти с проектом основателей родологии в России, Ларисы и Валерия ДОКУЧАЕВЫХ, в наши детские дома. Но система образования нас близко не подпустила – я до сих пор считаю, что зря. Докучаевы проводили у себя в России, в Уральском регионе, эксперимент. Сначала они год работали с воспитателями детских домов – выяснилось, что их самих надо избавлять от «синдрома сиротства» - они же сами в большинстве своем сироты, и только после этого пошли к детям. Кроме всех психологических и практических советов, они говорили детям очень важные слова: «Ты сам – глава своего Рода. Твой Род начинается с тебя. Каким будешь ты – такими будут и твои потомки»... Знаете, как эти простые фразы вдохновляют и воодушевляют детей! Да и не только их.
И хочу рассказать об еще одной важной и очень простой вещи, которую в рамках своего эксперимента сделали для этих детей Докучаевы - это карманный справочник для выпускников детских домов. Куда они могут в случае чего обратиться. Потому что детдомовский ребенок в большинстве случаев оказывается совершенно беспомощным, когда выходит во взрослую жизнь. Впервые – один.
И, даже если тогда нас не поняли с этим проектом, может быть, стоит использовать для наших детей эту идею?
- Возвращаясь к проекту, в который вам разрешили зайти – к «Школе приемных родителей».
- Здесь мы, когда начали работать с мамами, столкнулись с двумя разными ситуациями, закономерностями в Роду. Первая – когда в Роду уже были приемные дети: бабушка усыновила, приняла, дедушка приютил... и так далее. Сколько детей ссыльных, депортированных немцев, ингушей, чеченцев и своих родных приютили, взяли к себе многие наши бабушки-дедушки! Тогда мы понимаем, что у таких семей есть не только желание – есть родовой навык. И какой навык! Брать чужих и воспитывать как своих! Какая память! Какая гордость... И я говорю этим женщинам (потому что у них есть страх, они переживают и волнуются): у бабушек-дедушек получилось, значит, и у вас получится.
И вторая ситуация – с семьями, в которых все было «с точностью до наоборот», где бросали детей и от них отказывались. И, желая стать приемными родителями, такие люди искупают семейную вину... С ними сложнее. И с приемными детьми здесь сложнее. Приходится прорабатывать очень многие, в том числе духовные, вопросы...
- А они сами понимают, что искупают?
- Сначала – нет. Но мы им показываем, разъясняем. Я вижу, что вы хотите спросить: нет, они не пугаются, они все понимают, и, что очень важно, они готовы. Простой пример: девушка, которую в свое время бросил отец. А можно сказать и по-другому: отказался отцовский Род. И у нее, с одной стороны, тот самый синдром сиротства, синдром жертвы, вечное желание всем понравиться, всем угодить и попасть, наконец, в какой-нибудь Род, в систему... И, с другой стороны, у нее есть тот самый навык: бросать. Оставлять. Поэтому наша задача – объяснить и показать ей, что в ней превалирует, а это, к счастью, чаще всего материнская сторона, то есть тот Род, который ее вырастил. Значит, и она не будет бросать. Будет растить...
- Большинство будущих мам в «Школе приемных родителей» - бездетны?
- Да, и это очень важный для нас, родологов, вопрос: почему эта женщина не смогла родить? Вы знаете: в Казахстане каждая шестая семья страдает от бесплодия (сюда входят и мужчины, и женщины). Причем нередко бывает так, что врачи разводят руками: «И у вас, и у мужа все в порядке». Почему нет детей? Бог не дает... И тогда мы начинаем разбираться – почему. Вот пример, не из «Школы приемных родителей», просто из моей практики: сорокалетняя женщина, назовем ее Айман – диагноз «хроническое бесплодие». Забеременела один раз, в 21 год, произошел выкидыш, и на этом – все, больше беременность не наступает. Муж бросил ее, сказал «мне такая не нужна». Через много лет она вышла замуж во второй раз и... опять не получается. Мы начинаем искать причину и узнаем: ее собственная мама потеряла троих первых детей.
- Но мама же потом, как я понимаю, благополучно родила...
– ...Еще троих. Но у нее остался вечный страх за детей, который трансформировался в гиперопеку и суперконтроль: она им просто шагу ступить не дает. И вот здесь первое, что надо было сделать – выстроить с мамой другие отношения, помочь ей снять страх за живых детей, что мы и сделали очень простым способом: знаешь, что мама будет звонить в обед? Позвони сама в 11. Заранее скажи ей, что все у тебя хорошо, и мама успокоится. Потом мы проанализировали дальше и выяснили, что у бабушек (у обеих!) были такие же ситуации: нагаши-аже, бабушка со стороны матери, родила девять детей, в живых остались только трое; бабушка по папе родила 12 детей – шестерых потеряла. Все: мы вывели закон Рода. В двух поколениях этот род потерял 15 младенцев. И у Айман в бессознательном это проявляется в виде неосознаваемой психологической установки: зачем вообще рожать детей, если с ними что-то произойдет? И ее физиология послушалась... Поэтому наша задача была – изменить родовую программу, и для этого дать совсем другую установку: «мое отличие от мамы и бабушек в том, что у меня мои дети живы и здоровы». Мы проделали далее следующую пошаговую коррекцию: слов гадалки (вы же знаете, в таких случаях постоянно ходят к гадалкам, и Айман одна такая «вещунья» бессовестно сказала – «ты бесплодна»), обид на маму... Айман была у меня в ноябре. В марте забеременела и в 41 год родила девочку, в 44 – мальчика.
- Вы ведете статистику таких историй?
- Я их просто помню. За 12 лет моей работы консультантом-родологом, тектанушы, ко мне обратились по вопросу бесплодия 56 женщин – из них 43 родили.
И, говоря о причинах их бесплодия, на первом месте - потеря детей их бабушками.
Второй вариант: когда мама или бабушка, или какая-то другая женщина в роду умерли при родах – это очень сложные случаи.
Третий - это проклятье. Может быть, не благословили союз с тем мужчиной, от которого она хочет родить, а может быть, и просто какая-то негативная словесная установка. Был случай, когда одну девушку бабушка с детства ругала так: чтоб ты не разродилась! Почему она так говорила – никто уже и не помнит, но у внучки это засело в голове. Пришлось опять работать и с обидой – на этот раз на бабушку, а затем с трансформацией слов бабушки, изменением смысла этих слов – бабушка благословляет меня, чтобы я родила.
И, наконец, еще один сложный случай, когда у женщины в голове сложился негативный образ матери. Когда собственная мама била, вела неподобающий образ жизни, бросила детей, ушла и т.д. А дочь же хочет стать мамой! То есть тем, кого она ненавидит...
- И каких случаев больше всего в «Школе приемных родителей»?
- Не больше всего, а... всех. Когда мы начали разговаривать, оказалось, что у всех этих женщин бабушки теряли детей. Поэтому мы работали с их страхами: не проработав страх потери ребенка, она будет точно так же «трястись» за приемного. А там еще государство, органы опеки и прочие, смотрят, требуют отчета, спрашивают: покормила? Одела? Обула?... И как в таком состоянии и ситуации растить детей? Поэтому наша задача, родологов, на этом проекте – помочь приемным мамам и папам снять страх за детей. Только сняв этот страх, они будут спокойны и смогут выстроить с приемными детьми хорошие отношения.
- Можно спросить – как оплачивается такая работа?
- Никак. Понимаю, как это может быть воспринято, но все равно скажу: нас, сертифицированных родологов, в Казахстане всего восемь, из них в проекте я и Сауле МУСИНА, родолог-консультант, президент Лиги профессиональных родологов Казахстана. И в этом мы видим свою миссию. И когда происходит отдача, результат... Вот если вернуться к тому случаю, с которого мы начали: когда эта девочка из Дома Мамы вернулась в свою семью – какой гонорар, о чем вы?...
* Дом Мамы – Фонд помощи молодым казахстанским матерям. Миссия фонда – чтобы мамы не расставались со своими детьми. С 2013 года фонд открыл по всему Казахстану 26 кризисных центров для одиноких мам с новорожденными малышами.
Фото автора и из открытых источников в интернете.