Путь, по которому пошел Netflix, требует смелости и целеустремленности
Это рубрика, в которой мы разбираем бизнес-модели, финансовые показатели и истории успеха компаний. Согласно отчету за 4-й квартал, рост платных пользователей Netflix составил 30% в 2020 году и составляет 200 млн клиентов. Выручка и прибыль выросли до $25 млрд и $2,8 млрд соответственно. Рассмотрим детальнее, как мелкой компании удалось вытолкнуть устоявшийся бренд и составить конкуренцию корпорациям.
Инновационное мышление и клиентоориентированность
Когда Netflix запустился как сервис по прокату фильмов на дисках, лидером видеопроката была компания Blockbuster c обширной сетью пунктов и клиентской базой. В 1997 году Netflix модифицировал услугу аренды DVD, добавив месячную подписку и доставку по почте. Blockbuster же продолжил работать по бизнес-модели розничных магазинов со штрафами за просрочку; Netflix уделил больше внимания ассортименту, избегая трат на аренду зданий.
В 1999-м Netflix перешел на передачу через Интернет с широким выбором контента, низкой ценой ($20 за неограниченное количество фильмов) и высоким качеством. Компания инвестировала в стриминг, когда потребители мало знали о нем. Это пример "прорывных" инноваций; удовлетворение не только текущих, но и неявных или будущих потребностей клиентов.
В 2011 Netflix пошел дальше и разделил стриминг и прокат DVD на отдельные сервисы; сотни тысяч клиентов отменили подписки в последующие месяцы, прибыль упала, но Netflix не сошел с намеченного пути.
Готовность тратить много денег в пользу будущей прибыли
Netflix стал известен благодаря своему популярному контенту - сериалам и фильмам. Оригинальный контент помогает выделиться и уменьшает расходы на лицензионные сборы из-за показов фильмов других студий.
В 2019 году компания прибегла к займам, чтобы покрыть расходы на контент и маркетинг, что подготовило Netflix к COVID-19. В то время как конкуренты боролись с нехваткой контента, накопленный Netflix запас позволил выпускать хит за хитом во время локдауна. Сервис также планирует выпускать новый фильм каждую неделю в 2021 году.
Бонус: упрямство и недальновидность Blockbuster
В 2000 году Netflix предложил Blockbuster долю компании за $50 млн. Тогда он пытался привлечь 300 000 подписчиков и отказался от IPO, поскольку лопнул пузырь доткомов. Blockbuster отверг Netflix, хотя купив тогда часть компании за 1/2600-ю сегодняшней стоимости, Blockbuster закрыл бы самую успешную сделку в истории компании. В 2010-м Blockbuster подала заявление о банкротстве после провальных попыток раскрутить свой стриминговый сервис в 2004 году.
Казахстанская реальность
Будущий казахстанский стриминг-сервис мог бы сотрудничать с Казахфильмом, чтобы выпускать онлайн-эксклюзивы; прецеденты уже были - зимой состоялась эксклюзивная онлайн-премьера "Жаным, ты не поверишь!" на КиноПоиске. Для кинопроизводителей это возможность заработать на вторичных рынках (с закрытием кинотеатров - единственная), а также выйти на рынок без привязки к географии.
Еще одним потенциальным интересантом мог бы выступить BTS Digital со своей платформой Aitube. На платформе много крутого контента отечественного производства - сериалы по типу Саке и Sheker. Однако, если зайти в другие разделы, то можно обнаружить старый контент почти без просмотров и органического роста. Продукт, как "национальный видеохостинг", обречен на неудачу или будет существовать лишь в виде "черной дыры" в бюджете ERG. Формат стримингового сервиса же отлично бы подошел для платформы, учитывая популярность сериалов, умение создавать контент высокого уровня (пользующийся популярностью не только в Казахстане, но и за его пределами), а также отсутствие явной конкуренции.
Путь, по которому пошел Netflix, требует смелости и целеустремленности. Для повторения успеха:
- Знайте, чем и для кого вы занимаетесь (в случае с Netflix - домашние развлечения, а не обычные пункты проката видео);
- Рискуйте и адаптируйтесь;
- Идите впереди кривой технологий и инноваций;
- Временно снизьте прибыльность, чтобы оставаться на плаву дольше.
Источник: Telegram-канал: @marketanatomy.
Иллюстративное фото из открытых источников.