Поражать мир амбициями за большие деньги у нас полюбили очень скоро после обретения независимости
На днях будет шесть лет открытию ЭКСПО в Астане. Дата не круглая, но о таких событиях надо вспоминать чаще. Чтобы, не дай Бог, не позабыть этот опыт. Пока ему это не грозит, а вот другие такие истории уже многие не помнят. Хотя их было много, поражать мир амбициями за большие деньги у нас полюбили очень скоро после обретения независимости.
В середине 1995 года разнесся слух, что в США пройдет казахстанская промышленная выставка. Цель – показать наш индустриальный потенциал и привлечь инвесторов. Что-то более нелепое в то время трудно представить: первая половина 1990-х, да и позже, в Казахстане, как и на всем постсоветском пространстве, это время невыплаченных на производствах зарплат, бесконечных цепочек долгов предприятий друг другу, закрывавшихся заводов, разрезанного и проданного в Китай в качестве металлолома оборудования. Символы потребительского рынка – "ножки буша" и китайские пуховики страшного дизайна. Что показывать на выставке, да еще где? В Америке! Из этих соображений в реальность проекта многие не верили. Наивные люди еще не понимали, что главное в таких идеях - это не получение пользы государством, а резоны чиновников разных уровней. Кому понты, кому что-то иное. И в ноябре 1995 полностью загруженный пассажирами Ил-86 (а рассчитан он на 350 человек) полетел из Алматы в Калифорнию, в Сан-Диего. Был в том рейсе и я.
Абсурдно в этой затее было все. Хотя бы место проведения выставки. Сан-Диего, конечно, большой и красивый город. Но отнюдь не экономический или финансовый центр США, тем более в 1990-х, когда он еще и миллионником-то не был. Мало того, так еще и проходило действо не в каком-то известном выставочном центре, а в зале при отеле, где делегация жила. Где-то на краю города. И на какую аудиторию можно было рассчитывать? А ни на какую. Не для того организуются такие выставки.
Чем удивляли там публику в течение десяти (!!) дней? Американская компания, производившая уже на тот момент сигареты в Казахстане, показывала их (антитабачные настроения в ту эпоху еще не набрали больших оборотов). Ну, почему бы и нет, пример привлечения иностранного инвестора, в конце концов. Но, в общем-то, единственный. Была экспозиция Алматинского хлопчато-бумажного комбината (АХБК), который, кстати, и так поставлял свои ткани в США еще с советских времен, а через несколько лет после выставки был угроблен. Привез в Сан-Диего свою продукцию крупнейший на тот момент производитель алкогольных напитков. Зачем? В надежде выйти на американский рынок? Но про эту историю будет дальше. Была экспозиция небольшой фирмы, делавшей украшения из мохового агата, говорят, что его казахстанская разновидность уникальна. Известная алматинская модная фирма привезла свои костюмы и группу девушек, их демонстрировавших. Свою экспозицию имело министерство геологии, разместившее на стендах геологические карты разного разрешения. Как-то так…
И все это выставлялось под игру нашего же оркестра классической музыки. Игравшего действительно хорошо, но в основном для участников, ибо посетителей было предсказуемо очень мало.
Впрочем, сказать, что "Казахстанская промышленная выставка в США" оказалась совсем обойдена вниманием, нельзя. Вскоре после ее открытия появились представители какого-то госоргана, и сразу к экспозиции производителей спиртного: "Не знаем, как вам наши таможенники позволили ввезти несертифицированный в США алкоголь, будем с ними разбираться, но, если вы хоть одному американцу хоть одну бутылку дадите, а тем более - продадите, вы из Америки очень долго не уедете". А те привезли с собой зачем-то своей продукции ну сильно много! Что было делать? Стали раздавать ее другим нашим участникам выставки. А там народ и так пил много, а тут еще и бесплатно! Что там творилось!
Организовывала выставку иностранная компания, созданная нашими бывшими соотечественниками по СССР, вовремя эмигрировавшими из него. Психологию советского чиновничества они знали хорошо и эти знания удачно коммерциализировали. Подходили к бизнесу люди очень ответственно, даже – рачительно. Даже в мелочах. Например, для оформления стендов нашим участникам выдали голубую и желтую ткань - в цвет казахстанского флага. Некоторые говорили, что цвета вроде бы те, да не те, более темные что ли. Придирались, наверное, мало ли у кого как глаз цветовые нюансы воспринимает. А другие говорили, что ткань-то не новая, что ею уже пользовались, где-то булавки в ней нашли, а то и дырки от сигарет. Потом прошел слух, что в этом же зале некоторое время назад была похожая украинская выставка и, мол, не оттуда ли ткань?
Сколько же все это стоило? Ходили слухи, что действо обошлось в пять миллионов долларов. По тем временам сумма гигантская, наверное, сопоставимая с годовым бюджетом небольшого казахстанского города. Не знаю, как было на самом деле, но гульнули широко. Фрахт Ил-86 на 10 дней, со стоянкой в американском аэропорту. Проживание 350 человек в отеле. Неплохие суточные каждому. Аренда зала. Культурная программа в виде поющих мексиканских гитар по вечерам. Кстати, летел самолет в Калифорнию по маршруту Алматы – Якутск - Анкоридж-Сан-Диего, и в Якутске, и туда, и обратно, его задержали на пять часов. Непредвиденные задержки, а за стоянку в аэропорту надо платить. А, может, предвиденные…
Да! Еще одна статья. Кроме нашего рейса был еще один. На "Фальконе" на выставку прилетели один из вице-премьеров и министр. И начальники крупных госкомпаний. Но они залетали в США с востока, через Европу и, как говорили, по пути задержались в Париже. Такая вот казахстанская экономическая экспансия в Америку, буквально со всех сторон. Большие люди открыли выставку, немного потусовались, и больше мы их не видели. Говорили что-то про элитную рыбалку на яхте…
А кто оплачивал эту экспансию? По крайней мере, часть денег взяли с иностранных инвесторов, работавших в Казахстане. Рассказывал мне это, выпив виски, начальник инвестиционного департамента одного министерства: "Мне уже стыдно им в глаза смотреть – постоянно сверху говорят: "Поработай с ними, пусть на то дадут, на то!". Были ли еще деньги из бюджета? Не знаю. Но если и нет, то ведь те же деньги от иностранцев (которые в конце концов им вернулись за счет казахстанских природных ресурсов) можно было потратить иначе.
Ну, в общем-то, главное не товары и деньги, а люди. И наши люди в этой поездке блистали.
Началось еще в самолете. Там четко были видны разные социально-психологические типы, разбившиеся на группы. Одна – чиновники, бизнесмены и менеджеры, тогда еще неизбалованные большими деньгами и зарубежными поездками. Другая - интеллигентные и тихие музыканты. Самой яркой группой были люди, неясно, какое имевшие отношение к выставке, но явно очень важные для проекта. Символа той эпохи, малиновых пиджаков, на них не было, но их и не надо было. Один запоем читал популярный в те годы роман "Одлян, или Воздух свободы", другие пили виски и очень шумели. За их внимание соперничали две группы девушек: модели из модной фирмы и переводчицы. Победили вторые, оказавшиеся более разбитными и, видимо, опытными. В зарубежных поездках. Коммуникации между ними налаживал сотрудник фирмы-организатора выставки с известной спортивной фамилией. С одной из девушек попытался познакомиться парень-музыкант, но ему объяснили, что не надо. На выставке серьезных мужчин я не встретил, позже видел одного в ювелирном салоне рядом с гостиницей. Закупался солидно.
Многое было не только смешным, но даже трогательным. Когда заселялись в отель, моя известная коллега, Женя ДОЦУК, сказала: "Половина делегации будет до полуночи стучаться в двери друг к другу, спрашивать – вы разобрались, как вода включается?". Так и оказалось. Двое солидных дядек, директора заводов, заказали на ресепшен звонок домой и очень переживали – вернут ли им депозит в 20 долларов. Вообще, многие из этих людей, немолодые чиновники и производственники, чувствовали себя некомфортно: большинство английского не знали, выйти из отеля страшно, иной одежды, кроме строгих костюмов с галстуками, с собой не взяли. Что им оставалось делать в этой Америке? Каждый вечер я с балкона наблюдал одну картину: вокруг бассейна, кто в шезлонгах, кто прямо на полу, лежали мужчины в строгих костюмах. И много пустых бутылок. Служители отеля оттаскивали от кромки воды тех, кто уснул близко к ней.
Когда была экскурсия в Диснейленд, трое товарищей пронесли с собой бутылку виски и во время перекуса втихаря выпивали. Недалеко бродил аниматор в костюме Микки Мауса. Слышу, и один из наших говорит другим: "Давайте его позовем и угостим!". И давай махать тому. Благо, друзья его остановили. Вот был бы скандал!
Были и похлеще истории, до неприличия. Когда-нибудь, может, расскажу.
Один парень из медийной сферы все-таки упал в бассейн в отеле. Его выловили, откачали. С ним сделалась истерика, кричал: "Оставьте меня здесь, я не хочу возвращаться..!". Культурный шок: он в Алматы-то переехал незадолго до поездки, а тут сразу в Америку!
Но наши тоже смогли удивить тамошних. Работали в отеле в основном мексиканцы. Людей с утонченной внешностью заметно не было, наоборот, многие были похожи на актера Дэнни ТРЭХО. И эти люди явно очень настороженно относились к некоторым из наших. Мы не могли понять причину, пока один из коллег не услышал, как официант говорил другому про одного директора завода: "Гляди, и у этого тоже золотые зубы!". Оказывается, в Мексике "так не носят", это признак то ли нечистой силы, то ли страшных бандитов.
В один день подходит ко мне мой товарищ за советом. Накануне он ездил в стриптиз-клуб и познакомился с девушкой. Спросил можно ли развить знакомство, она сказала, что можно, дала телефон и назвала цену – 200 долларов. В 1995 году это была уважаемая зарплата в Казахстане. Он и спрашивает: "Как думаешь, стоит? А то у меня как раз 200 осталось, я хотел камеру купить". Я вижу, что он все решил для себя, просто – нуждается в поддержке, и говорю: что камера, кусок пластика, а тут у тебя впечатления-воспоминания останутся, а это в жизни главное. "Вот я тоже к этому склонялся, точно, так и сделаю, в последний перед отъездом день схожу к ней", - говорит.
Кстати, о покупках. Когда мы улетали, самолет был так перегружен, что пришлось делать еще одну посадку в Калифорнии для дозаправки и более длинной взлетной полосы. Каждый что-то вез, согласно рангу. Один известный агашка – контейнер с запчастями для автомобилей. Прекрасная бизнес-схема: сэкономить на транспортных издержках.
Выглядит все, как сборник анекдотов, но все ровно так и было, свидетели и участники еще, слава Богу, живы.
Прошло время, многое изменилось. Наши люди поездили по миру, научились себя вести, многие выучили английский. Неизменным осталась практика проводить дорогие мероприятия амбиций ради. Прогремевший на весь мир юбилей переноса столицы, незаслуженно забытое празднование наступления нового века – "Миллениум!"... Хотя уже тогда было ясно, что "не все хорошо" в коммунальной сфере, что проблемы с инфраструктурой. И, наконец, ЭКСПО. Надеюсь, это все уже не повторится.
P.S. А мой товарищ в последний день в Сан-Диего на последние деньги купил-таки камеру.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!