Как китайские машины улучшают ситуацию с инфляцией в Казахстане

2896 просмотров
0
Алмас ЧУКИН
Понедельник, 09 Июн 2025, 14:30

Налетай – подешевело

Начну обзор с пары ожидаемых новостей и одного по-настоящему нового явления, которое ранее не наблюдалось.

Хорошая новость: Нацбанк провёл очередное заседание по денежной политике и, как ожидалось, оставил ставку на уровне 16,5%. Что тут хорошего? - спросите вы. Потому что могло быть хуже.

Почему так? Потому что инфляционная ситуация продолжает ухудшаться. Несмотря на высокую ставку, в этом году расчётная инфляция уже выходит на уровень 11% годовых. В таких условиях Нацбанк мог бы и повысить ставку, но ограничился ухудшением прогноза: теперь он считает, что инфляция вернётся в целевой коридор 5,5-7,5% только к 2027 году. В 2025 году она составит 10,5-12,5 %, а в 2026-м – 9,5–11,5%.

Центральный банк России также провёл заседание и снизил ключевую ставку с 21% до 20%, сославшись на замедление инфляции. Однако большого оптимизма не проявляет.

Любопытно, что при схожем уровне инфляции ставка в РФ остаётся значительно выше, чем у нас. И это при том, что рубль укрепляется (курс – около 80+ за доллар), а тенге, наоборот, ослаб – сейчас около 510. Что из этого следует? Сначала мы покупаем рубль за 6,46 тенге – подорожавший курс, потом добавляется 10-процентная российская инфляция – и мы её импортируем.

Есть ещё одна хорошая новость. Прогноз экономического роста Казахстана на 2025 год пересчитан в сторону повышения – теперь ожидается 6%. Растёт производительность труда. Но обратная сторона этого “успеха” в том, что он обеспечен в основном ростом государственных инвестиций, а не частным сектором. Проинфляционные эффекты здесь очевидны: если государство строит школы или повышает зарплаты военным – это создаёт дополнительный спрос, но не увеличивает количество товаров и услуг. А для роста частного бизнеса нужны дешёвые кредиты, которых при такой инфляции нет и быть не может. В итоге усиливается роль государства, а частный сектор продолжает буксовать. Получается замкнутый круг.

Если сложить официальные уровни инфляции за последние годы – 10%, 20%, 10%, 8% – получится около 50%. Но инфляция не считается простым сложением: если товар стоил 100 тенге, после роста на 8% он стал стоить 108, а затем следующие 20% уже считаются от 108, и так далее. Это и есть так называемая накопленная инфляция – и она запредельная. Общий эффект – значительное снижение реальных доходов населения и падение способности развиваться у бизнеса.

Читайте также
Государство не вложило ни одного бюджетного тенге в БАКАД

Теперь – о “новом прорыве”. А вот в Китае – обратная ситуация. Там правительство не знает, что делать с падением цен. Сошлись два процесса: замедление экономического роста после 30 лет стремительного подъёма и внешнее давление – тарифная война с США и взаимные санкции. Экспорт тормозится, а конкуренция между китайскими производителями становится просто разрушительной. Появился даже новый термин – инволюция (в противовес термину эволюция). Смысл в том, что когда компании обладают избыточными мощностями, а рынок сужается, начинается ценовая война уже не ради прибыли, а ради выживания. Продажа ниже себестоимости.

На днях я беседовал с китайским бизнесменом, который предложил мне… купить 100-200 электробусов. Я спросил: зачем мне столько? Он ответил: “Найди клиента. Если он готов рассчитаться за год-два мы отгрузим хоть бесплатно. Заводы не могут стоять, вся стоянка забита готовой продукцией. Нам важно перевести её из категории “непродано” в “продано”, а деньги можно потом”.

На этом фоне Ассоциация автопроизводителей Китая выступила с призывом прекратить ценовые войны. Повод – акция компании BYD, которая в мае резко снизила цены до конца июня на некоторые модели на 34 %. Самая дешёвая модель теперь стоит $7 800 – что уже ниже себестоимости. Другие компании ответили тем же, но это создаёт угрозу развитию отрасли и выполнению гарантийных обязательств.

В общем, в Китае конкуренция и так всегда была на пределе – сейчас она уже вышла в “бои без правил”. Огромный объём экспорта в США застыл, заводы работают “на склад”, и нужно биться за любые новые рынки.

А у нас, зато, рынок авто вырос, и цены снижаются – то есть с помощью китайской экономики мы улучшаем ситуацию с инфляцией.

Источник: страница Алмаса Чукина в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

Фото: freepik.com.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента