Как китайские машины улучшают ситуацию с инфляцией в Казахстане

2214 просмотров
0
Алмас ЧУКИН
Понедельник, 09 Июн 2025, 14:30

Налетай – подешевело

Начну обзор с пары ожидаемых новостей и одного по-настоящему нового явления, которое ранее не наблюдалось.

Хорошая новость: Нацбанк провёл очередное заседание по денежной политике и, как ожидалось, оставил ставку на уровне 16,5%. Что тут хорошего? - спросите вы. Потому что могло быть хуже.

Почему так? Потому что инфляционная ситуация продолжает ухудшаться. Несмотря на высокую ставку, в этом году расчётная инфляция уже выходит на уровень 11% годовых. В таких условиях Нацбанк мог бы и повысить ставку, но ограничился ухудшением прогноза: теперь он считает, что инфляция вернётся в целевой коридор 5,5-7,5% только к 2027 году. В 2025 году она составит 10,5-12,5 %, а в 2026-м – 9,5–11,5%.

Центральный банк России также провёл заседание и снизил ключевую ставку с 21% до 20%, сославшись на замедление инфляции. Однако большого оптимизма не проявляет.

Любопытно, что при схожем уровне инфляции ставка в РФ остаётся значительно выше, чем у нас. И это при том, что рубль укрепляется (курс – около 80+ за доллар), а тенге, наоборот, ослаб – сейчас около 510. Что из этого следует? Сначала мы покупаем рубль за 6,46 тенге – подорожавший курс, потом добавляется 10-процентная российская инфляция – и мы её импортируем.

Есть ещё одна хорошая новость. Прогноз экономического роста Казахстана на 2025 год пересчитан в сторону повышения – теперь ожидается 6%. Растёт производительность труда. Но обратная сторона этого “успеха” в том, что он обеспечен в основном ростом государственных инвестиций, а не частным сектором. Проинфляционные эффекты здесь очевидны: если государство строит школы или повышает зарплаты военным – это создаёт дополнительный спрос, но не увеличивает количество товаров и услуг. А для роста частного бизнеса нужны дешёвые кредиты, которых при такой инфляции нет и быть не может. В итоге усиливается роль государства, а частный сектор продолжает буксовать. Получается замкнутый круг.

Если сложить официальные уровни инфляции за последние годы – 10%, 20%, 10%, 8% – получится около 50%. Но инфляция не считается простым сложением: если товар стоил 100 тенге, после роста на 8% он стал стоить 108, а затем следующие 20% уже считаются от 108, и так далее. Это и есть так называемая накопленная инфляция – и она запредельная. Общий эффект – значительное снижение реальных доходов населения и падение способности развиваться у бизнеса.

Читайте также
Государство не вложило ни одного бюджетного тенге в БАКАД

Теперь – о “новом прорыве”. А вот в Китае – обратная ситуация. Там правительство не знает, что делать с падением цен. Сошлись два процесса: замедление экономического роста после 30 лет стремительного подъёма и внешнее давление – тарифная война с США и взаимные санкции. Экспорт тормозится, а конкуренция между китайскими производителями становится просто разрушительной. Появился даже новый термин – инволюция (в противовес термину эволюция). Смысл в том, что когда компании обладают избыточными мощностями, а рынок сужается, начинается ценовая война уже не ради прибыли, а ради выживания. Продажа ниже себестоимости.

На днях я беседовал с китайским бизнесменом, который предложил мне… купить 100-200 электробусов. Я спросил: зачем мне столько? Он ответил: “Найди клиента. Если он готов рассчитаться за год-два мы отгрузим хоть бесплатно. Заводы не могут стоять, вся стоянка забита готовой продукцией. Нам важно перевести её из категории “непродано” в “продано”, а деньги можно потом”.

На этом фоне Ассоциация автопроизводителей Китая выступила с призывом прекратить ценовые войны. Повод – акция компании BYD, которая в мае резко снизила цены до конца июня на некоторые модели на 34 %. Самая дешёвая модель теперь стоит $7 800 – что уже ниже себестоимости. Другие компании ответили тем же, но это создаёт угрозу развитию отрасли и выполнению гарантийных обязательств.

В общем, в Китае конкуренция и так всегда была на пределе – сейчас она уже вышла в “бои без правил”. Огромный объём экспорта в США застыл, заводы работают “на склад”, и нужно биться за любые новые рынки.

А у нас, зато, рынок авто вырос, и цены снижаются – то есть с помощью китайской экономики мы улучшаем ситуацию с инфляцией.

Источник: страница Алмаса Чукина в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

Фото: freepik.com.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




баспагер
Құлдық сана дегеніміз – 500 мың теңге төлеп, қытай көлігін русификациялау.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Как карагандинская судья может навредить судебным реформам
И вправе ли она незаконно удерживать у себя автомобиль Lexus GX 460 и два айфона, принадлежащие частному автопарку
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Потомки знаменитого купца увидели шедевр прадеда, сохранённый Даниалом Ахметовым
Правнуки купца Рамазанова не подозревали, кто он и что оставил Павлодару, пока их семейную тайну не раскрыл журналист Салауат Темирболат-улы
Когда Казахстан выйдет из ОПЕК+
Что лучше: ужасный конец или ужас без конца?
Актюбинский бар заплатил клиенту моральный вред за то, что видеокамере заведения не понравилось его лицо
Суд оценил страдания мужчины в 250 тысяч тенге
Война Израиля с Ираном
Как всё начиналось
Алма-Ата 1980-х с высоты птичьего полёта: что творилось на границах города
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Житель Семея атаковал водителя автобуса во время движения и отправился за решётку
Это стало возможным благодаря тому, что выходку горожанина запечатлели и опубликовали в соцсетях
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Бывший гендиректор ArcelorMittal Temirtau рассказал про кражи угля в шахтах и борьбу с ОПГ на комбинате
Некоторые работники шахт получали угрозы и ходили с охраной
Петропавловск подаст заявку о признании центральной пешеходной улицы самой длинной в мире
В регион с инфраструктурными проблемами хотят привлечь больше туристов
Зачем фермеров собирают под палящими лучами солнца в одном месте – на поле
Помогает ли такое мероприятие развитию аграрного сектора?
Экс-судья Жолманова из Алматы приговорена к 10 годам тюрьмы
Ущерб от её действий оценивается в миллиард тенге
Нанятый директор микрокредитной организации проиграл в азартные игры свыше 61 миллиона тенге
Деньги на игру он брал из кассы своего предприятия
Чего на данный момент добился Дональд Трамп
Политический кризис в США не за горами
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.