Есть такая старая и красивая казахская народная песня «Самалтау», дошедшая до нас благодаря аксакалу Канаю, отцу известного певца и общественного деятеля Бекболата Тлеухана
От R: Начиная публикацию «околонаучных» текстов Аскара КУМЫРАНА, мы предполагали, что они вызовут неоднозначную реакцию и дискуссии читателей. Это нормально. R и впредь намерен только по собственному усмотрению отбирать авторов, какими бы спорными не представлялись их взгляды, а также готов к рассмотрению статей, отражающих другие точки зрения.
Есть такая старая и красивая казахская народная песня «Самалтау», дошедшая до нас благодаря аксакалу Канаю, отцу известного певца и общественного деятеля Бекболата Тлеухана. Это трагедия одного человека и целого народа, выраженная в песне:
Атты емеспіз, жаяумыз,
Жаяудан да баяумыз,
Он бес сөтке жүргенде,
Омскиге-ей таяумыз.
(Без лошадей, пешком,
Пешком и связаны,
Шли пятнадцать суток
До дальнего Омска) Самал тау
Песня, написанная неизвестным казахом, который был в числе тех, кого царское правительство в 1916 году насильно угнало на тыловые работы. Это песня плач по родной земле, по оставленным престарелым родителям и предчувствие больших бед.
Российская империя, вступив в Первую мировую войну, испытывала острый дефицит людских ресурсов. Вместо призванных на фронт русских рабочих решили использовать представителей национальных окраин. Татар и башкир брали в солдаты, а казахи хоть и считались поданными империи, но при этом были ограничены в гражданских правах, поскольку считались
неблагонадежными. Ведь со времени освободительной войны последнего казахского хана Кенесары прошло чуть меньше 70 лет, а только 6 лет назад скончался его непокоренный сын султан Сыздык. Совсем недавно была завоевана Средняя Азия, где национальные элиты еще мечтали о реванше и возврате независимости. Поэтому царское правительство решило инородцам в руки оружия не давать, а направить их в шахты и рудники, а особо опасных бунтовщиков – на фронт, копать окопы.
Представители казахской интеллигенции - Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов и Мыржакып Дулатов - предлагали создать из степняков конную милицию (вооруженное гражданское ополчение) по примеру казачьих войск. В военном ведомстве Российской империи посчитали, и выяснилось, что призыву с собственными лошадьми может собрать около миллиона казахов. Перспективы, была заманчивой, однако был большой риск. Никто не знал, к чему приведет приобретение сотнями тысяч инородцев боевого опыта. Поэтому объявили о призыве казахов исключительно на тыловые работы.
Указ от 25 июня 1916 года встретил ожесточенное сопротивление в Степи. Вспыхнул ряд восстаний, которые ряд историков склонны считать народно-освободительной революцией. Для подавления вооруженных выступлений царское правительство направило войска под командованием генерала Лаврентьева и даже редкие тогда аэропланы. Это тема отдельной статьи.
Война для казахов была абсолютно чужой. Тем более против России выступала Османская империя, которую в Степи считали далекой, но все же роднёй. А известный деятель партии «Алаш» поэт Магжан Жумабаев написал известные стихи в честь солдат-османов «Алыстағы баурыма» (Дальнему брату), где он зовет братьев-турок обратно на Родину, на тюркский Алтай, с победой. И эти стихи были в Степи очень хорошо восприняты. Отмечены случаи, когда казахские баи, по примеру татарских купцов, сдавали деньги в фонд Османской империи. А насчет взаимоотношения казахов и турок мне уже приходилось писать. Турки и Казахи
Восстание 1916 года потерпело поражение, множество казахов все же удалось угнать на тыловые работы. Ниже приведена статистика казахского ученого А. Такенова:
Туркестанский край — 90 тыс. человек (не все казахи).
Семиреченская область — 50 тыс. человек.
Акмолинская область — 69 834 человек.
Мангистау — 3 тыс. человек.
Уральская область — неточные данные.
Тургайская область — 50 тыс. человек.
Всего: 262 834 человека.
Казахи, попав в необычные условия с плохим питанием и снабжением, без знания языка, непривычные к климату, массово погибали. К примеру, будущий композитор Иса Байзаков был угнан вместе с отцом и братьями в шахты Кузбасса. На угольных копях была настоящая каторга. Люди работали под землей 12-14 часов. Смертность была очень высокой. Умирали от голода, болезней, от тяжелого изнурительного труда. По всей России можно было встретить казахов, узбеков, кыргызов, туркмен и таджиков, насильно вывезенных на тыловые работы. В необычных национальных костюмах, почти не говорящие на русском, они представляли собой экзотическое зрелище на улицах российских городов. Россияне принимали многих за китайцев и называли «ходя». Инородцы жили в заброшенных казармах, вагонах-теплушках, работали в сырых местах, кое-как питались, от нехватки витаминов и болезней многие умирали.
Турар Рыскулов, репрессированный коммунист, приводит в своих записях следующие данные: «По указаниям рабочие призывались из своих волостей, делились на 10, 100, 1000 человек, избирали “десятника”, “сотника”, “тысячника”. При них утверждали мулл, господинов, переводчиков, пекарей, мясников, парикмахеров.
Обозначили порядок раздачи пищи, рабочим выдавали
зарплату — 1 руб. в день. Сотникам выдавали по 2 руб.,
десятникам и переводчикам по 3 руб., муллам — 2 руб. Еда
казенная».
Добровольно на трудовой фронт отправились казахские интеллигенты, чтобы хоть как-то облегчить участь соплеменников, которые не владели русским языком.
Хуже всего пришлось тем, кого угнали на фронт копать окопы. Казахам досталось Кавказское и ближневосточное направление. А именно в
оккупированных российской армией турецких городах Сарыкамыш, Трапезунд и Эрзурум.
В частности, известно, что трудовые батальоны из Казахстана строили железную дорогу вглубь Османской империи, подготавливая снабжение для Мосульской операции. Тысячи казахов, узбеков, кыргызов на холоде, голодные и полуголые, укладывали в горах рельсы, снятые в России с Вологодско-Архангельской железной дороги.
Людей гнали копать окопы даже под обстрелом неприятеля. В мемуарах турецких офицеров, стоявших у Сарыкамыша, попадаются воспоминания, о том, как слышали крики со стороны русских, взывающие к Богу на знакомом наречии: «О Алла! Сақтай көр!» (Туркам слышалось как «Аллах! Сакла!»). Нередко османские солдаты без команды переставали стрелять.
Люди, угнанные на тыловые работы, не могли этого не заметить. Вскоре началось повальное дезертирство. Вплоть до того, что пришлось увести рабочие батальоны в тыл.
Казахи, да и другие пленные из рабочих батальонов, попавшие на турецкую сторону чаще всего оказывались предоставленными самим себе, за исключением случаев, когда им оказывали помощь мусульманские вакфы (своего рода исламские общественные объединения). Многие старались через Иран добраться домой. Вопреки утверждениям российской и советской пропаганды, казахи и вообще жители Туркестана, не были безграмотными и прекрасно разбирались в географии. Но очевидно, что домой ушли не все, многие осели на чужбине.
О пребывании казахов, бывших рекрутов рабочих батальонов на территории Турции известно очень мало. По-настоящему никто еще из наших историков этот вопрос не изучал.
Как известно, Османская империя потерпела поражение во Первой мировой войне. По Севрскому мирному договору турецкое государство должно было перестать существовать. Но как только греческие войска и союзная Антанта оккупировали Измир и Стамбул, боевой генерал Мустафа Кемал-паша призвал турок к войне за независимость.
Под его знамена встали не только османы. Известны случаи, когда в Турции появились татары-добровольцы из России, чтобы участвовать в войне за независимость. Доказан исторический факт о 3 тысячах азербайжанских волонтерах, сражавшихся против британских оккупационных войск.
Но особенную помощь Мустафе Кемалю оказали в Эрзеруме, города на турецком северо-востоке, недалеко от кавказской линии фронта. Именно там осела большая часть выходцев из Центральной Азии, бежавших из российских рабочих батальонов.
Известный британский дипломат Ллойд Джордж в 1920 году в одной из своих депеш, откровенно комментируя так называемый проект Сан Ремо, написал: «В настоящее время Эрзурум является центром тюркских националистов. Кто-то должен их оттуда изгнать».
Из-за полного коллапса административной системы Османской империи, документальных свидетельств об участии казахов и других азиатов в войне за независимость Турции не сохранилось. Есть только отдельные отрывочные воспоминания. И фото, сделанное в декабре 1918 года, где мы видим нескольких азиатов с оружием под командование турецкого офицера. Очевидно, этот дагерротип был изготовлен в пропагандистских целях, как призыв к пленным азиатам вступить в ряды турецкой армии.
О судьбе соотечественников, волей судьбы в начале 20-го столетия оставшихся в Турции, нам, к сожалению, известно очень мало. Комплексные исследования не проводились. Разве что назовут фамилию прославленного генерала и говорят, мол, его предки казахи. Установить истину оченьтрудно. Ататюрк убрал разделения по этносам, объявив всех единой и неделимой турецкой нацией. И казахи тоже стали турками.
Но память сохранилась. Турецкий кинематографист казахского происхождения Бахтияр Хаким снимает фильм, который называется точно так же как и стихотворение Магжана - «Алыстағы баурыма». Картина о простых казахах, не по своей воле оказавшихся в жерновах Первой мировой войны.