В новой версии бюджета есть много странностей
8 апреля этого года указом президента №299 были приняты уточнения в республиканский бюджет на этот год. Необходимость внесения изменений понятна: ситуация в сравнении с декабрем прошлого года, когда принимался первоначальный бюджет, поменялась довольно существенно - коронавирус, падение цен на нефть.
И надо помнить, что, когда мы говорим о бюджете, мы говорим о прогнозе доходов и расходов. Жизнь обязательно внесет свои коррективы.
В новой версии бюджета налоговые поступления снизились, округленно, на 1,7 трлн тенге. Наибольшее снижение прогнозируется по таможенным платежам – на 767 млрд тенге или на 53,3% от первоначального плана.
В бюджет заложен незначительный прирост по неналоговым поступлениям – округлённо на 25 млрд тенге или на 20,4%.
Что интересно, в первоначальном бюджете не было заложено ни тиынки поступлений от приватизации государственной собственности, что идет в противоречие с декларациями о разгосударствлении в экономике. Незапланированны поступления от приватизации и в новой версии бюджета, но это понятно – нет смысла продавать активы, когда они из-за кризиса упали в цене.
В доходах бюджета сохранены суммы изъятий из бюджетов Атырауской и Мангистауской областей, городов Алматы и Нур-Султана в общей сумме 420 млрд тенге. Алматы и Нур-Султан в наибольшей степени пострадали от карантинных ограничений, а Атырауская и Мангыстауская области от снижения цен на нефть. Было бы логичнее оставить хотя бы часть этой суммы в распоряжении региональных властей, чтобы расширить их возможности по поддержке бизнеса и населения.
Более того, в новой версии бюджета предусмотрены трансферты из всех регионов в центр в размере 100 млрд тенге. Вообще, это во многом снимает ответственность с акимов за то, что происходит у них в регионах.
Трансферты из Национального фонда увеличены на 2,07 трлн тенге: с 2,7 трлн до 4,77 трлн.
Расходная часть бюджета увеличена, округленно, на 1,36 трлн тенге или почти на 11% от первоначального бюджета. Наибольший рост приходится на разделы "Социальная помощь и социальное обеспечение" – на 574 млрд тенге, с 3,4 трлн тенге до 4 трлн тенге; и "Прочие" – на 547 млрд тенге, с 778 млрд тенге до 834 млрд тенге.
По разделу "Социальная помощь и социальное обеспечение" больше всего выросли расходы по статье "Социальное обеспечение отдельных категорий граждан и их сопровождение по выплатам" - на 221,3 млрд тенге, с 3,35 трлн тенге до 3,57 трлн тенге. Также в этом разделе появилась новая, в сравнении с предыдущей версией, статья расходов "Реализация мероприятий Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы" - по ней предусмотрены расходы в размере 300 млрд тенге.
По разделу "Прочие" больше всего выросли расходы по статье "Резерв правительства" - на 185,4 млрд тенге, с 76,7 млрд тенге до 262,2 млрд тенге. И в этом разделе появилась новая статья расходов – "Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на компенсацию потерь в связи со снижением налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего бизнеса". По ней предусмотрены расходы в размере 237 млрд тенге. И сразу же добавим по теме региональных бюджетов. В разделе "Трансферты" предусмотрено финансирование региональных бюджетов в размере 2,1 трлн тенге. В сравнение с первой версией бюджета сумма не поменялась. Закрадывается крамольная мысль: может быть имеет смысл пересмотреть Бюджетный кодекс и оставлять больше налогов в регионах? И еще более крамольная мысль: может имеет смысл усилить роль и значение местных представительных органов? Вернуть, хотя бы на уровне региональных маслихатов, политику в страну.
Занимательные факты из других разделов.
Например, Управление делами президента полностью отказалось от обновления парка автомашин для государственных органов. Изначально планировалось потратить 0,97 млрд тенге.
В разделе "Оборона" предусмотрены сокращения по статьям "Прикладные научные исследования в области оборонно-промышленного комплекса" - с 0,9 млрд тенге до нуля, и "Обеспечение исполнения государственного оборонного заказа" - с 272,6 млрд тенге до 193,6 млрд тенге. Странное решение в ситуации экономического спада. Казалось бы, наоборот, надо поддерживать отечественного производителя товаров и услуг.
В разделе "Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность" предусмотрено сокращение по статье "Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности" - со 128,1 млрд тенге до 122,4 млрд тенге. Сокращение, вроде бы, незначительное, но все равно странное. В период карантина на полицейские органы выпадает дополнительная нагрузка. Их наверняка перевели на усиленный порядок несения службы. Казалось бы, наоборот, надо предусмотреть дополнительные расходы на материальное поощрение всех тех, на кого выпала повышенная нагрузка.
И сразу же про поощрение. В разделе "Здравоохранение" появилась новая статья "Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на повышение заработной платы работников организаций в области здравоохранения местных исполнительных органов", по которой заложены расходы в размере 0,86 млрд тенге.
Расходы по разделу "Образование" увеличились незначительно – на 1,4%, с 886,7 млрд тенге до 899,3 млрд тенге.
В разделе "Жилищно-коммунальное хозяйство" появилась новая статья: "Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения и столицы на возмещение платежей населения по оплате коммунальных услуг в режиме чрезвычайного положения в Республике Казахстан". По ней предусмотрены расходы в размере 68,4 млрд тенге.
В этом же разделе стоит отметить рост расходов по статье "Реализация мероприятий в рамках программы жилищного строительства "Нұрлы жер" в размере 63,2 млрд тенге, со 138,7 млрд тенге до 201,8 млрд тенге. Но при этом полностью удалены расходы по статье "Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на проектирование, развитие и (или) обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры в рамках Программы жилищного строительства "Нұрлы жер" - с 36,3 млрд тенге до 0. То есть строим, но без инженерных коммуникаций? Очередная странность.
По разделу "Культура, спорт, туризм и информационное пространство" предусмотрено сокращение со 183,4 млрд тенге до 176,6 млрд тенге. Сильнее всего пострадала статья "Развитие спорта высших достижений". Расходы по ней сократились с 48,8 млрд тенге до 35,5 млрд тенге.
Появилась в этом разделе новая статья расходов "Проведение оцифровки Национального архивного фонда Республики Казахстан" в размере 10 млрд тенге. Лично я только за такую оцифровку, при условии максимального рассекречивания и обеспечения свободного доступа. Удивление вызывает то, что такой статьи не было в первоначальной версии бюджета.
По разделу "Топливно-энергетический комплекс и недропользование" расходы сокращены со 102,2 млрд тенге до 79,2 млрд тенге. Сильнее всего пострадала статья "Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на развитие газотранспортной системы". Расходы по ней сократились с 48,1 млрд тенге до 31,7 млрд тенге. По идее расходы такого рода в период экономического спада сокращать не стоит. Заказы по таким работам поддерживают отечественный бизнес, помогают сохранять рабочие места.
Расходы по разделу "Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения" увеличились с 283,7 млрд тенге до 357,1 млрд тенге. Наибольший рост пришелся на статьи "Усовершенствование ирригационных и дренажных систем" - с 1,1 млрд тенге до 25,9 млрд тенге; и "Повышение доступности финансовых услуг" - со 156,8 млрд тенге до 179,5 млрд тенге.
По разделу "Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность" расходы увеличились с 20,3 млрд тенге до 32,5 млрд тенге. Основной прирост дала новая статья, которой не было в первой версии бюджета: "Субсидирование ставки купонного вознаграждения по облигациям перевозчика". По ней предусмотрены расходы в размере 14,6 млрд тенге.
По разделу "Транспорт и коммуникации" расходы сокращены с 635,2 млрд тенге до 579,6 млрд тенге. Сильнее всего пострадали статьи "Развитие автомобильных дорог на республиканском уровне" - сокращение со 146,5 млрд тенге до 120 млрд тенге; и "Обеспечение развития городского рельсового транспорта" - с 35,1 млрд тенге до 11,4 млрд тенге. В принципе, инфраструктурные проекты первые абсорберы безработицы. Очень странно, что по ним сокращают расходы.
Бюджетные кредиты сократили с 306,2 млрд тенге до 271,4 млрд тенге. Сильнее всего пострадала статья "Бюджетное кредитование АО "Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана" для предоставления предварительных и промежуточных жилищных займов". Кредитование по ней сократилось с 70 млрд тенге до 41 млрд тенге. Если строится жилье, его должен кто-то покупать. Почему бы тогда не помочь с жилищными займами?
Расходы на приобретение финансовых активов увеличились со 135,9 млрд тенге до 171,6 млрд тенге. Рост обеспечили две новые статьи, которых не было в первоначальном бюджете. По первой, "Увеличение уставного капитала АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" с последующим увеличением уставного капитала АО "Банк развития Казахстана" для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики», предусмотрены расходы в размере 50 млрд тенге. По второй, "Увеличение уставного капитала АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" для последующего увеличения уставного капитала АО "Фонд развития предпринимательства "Даму" на поддержку малого и среднего бизнеса", предусмотрены расходы в размере 30 млрд тенге.
Еще из забавного или странного. В расходной части бюджета предусмотрены 3 млрд тенге на "Создание и ввод в эксплуатацию космической системы связи "KazSat-2R". Но финансирование на "Увеличение уставного капитала АО "Республиканский центр космической связи" для создания и ввода в эксплуатацию космической системы связи "KazSat-2R" в размере 8 млрд тенге отменено. Смысл этой комбинации, признаюсь, мне не ясен.
В новой версии бюджета есть много странностей. Наверное, они не очень критичны, но порождают вопросы по планированию и межведомственному согласованию. Создается впечатление, что с этим есть проблемы. Извинением может служить ограничение по времени, вызванное желанием принять новую версию бюджета как можно скорее. Но, с другой стороны, особых причин для той спешки не было. Дополнительная неделя, другая, даже месяц к кризису не привели бы.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Сергей Перхальский.