Мы требуем, чтобы у нас остались те, кому от нас что-то нужно, и неинтересны тем, от которых нам что-то нужно
Требование наличия казахстанских представительств международных компаний, как сейчас от соцсетей хотят депутаты - очень интересная вещь. Теоретически её можно масштабировать на все бизнесы: мол, пока Дольче и Габбана не откроют свой офис в Нур-Султане, хрен вам, а не продажи.
Ранее этот фокус был провёрнут с телеканалами - в принципе, отвалилось немного. Но есть одно но.
Отвалились те, которым казахстанская аудитория неинтересна.
То есть это такой отрицательный отбор - мы требуем, чтобы у нас остались те, кому от нас что-то нужно. А вот те, от которых нам что-то нужно - мы им можем быть неинтересны.
Казахстан в масштабах мировой экономики - малюхонький рынок. Причем, своеобразный - если для дешёвого ширпортреба тут достаточная аудитория, чтобы зарабатывать, то для каких-то эксклюзивных продуктов, как материальных, так и нематериальных - мы что-то типа Новой Гвинеи, за морем телушка полушка, да рубль перевоз - лишние трудозатраты ради мизерной выгоды. Такие к нам заходят, как правило, заодно с Россией - у массы брендов именно российские представительства занимаются Казахстаном.
Так что тут можно увлечься и перегнуть. Мы уже автопром "подняли" подобными методами до такой степени, что теперь ещё и ежегодно его субсидируем.
Если не остановиться, можно "поднять" всё до уровня автономного СССР. Будут избранные зарубежные арманды хаммеры, пошедшие на сотрудничество с суверенными властями, подлодки на газировку менять - таким-то мы всегда будем нужны.
Источник: страница Дмитрия Шишкина в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: Denis Charlet/AFP via Getty Images.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!