Директор общественного фонда «Правовой медиацентр» Диана Окремова: В какую сумму оценить любовь к Родине?
* Для всех объективность, для своих - пиар
* Почём «Общество всеобщего труда»?
* Госинформполитика в 26 раз дороже здоровья граждан
Есть в государственном бюджете статьи, на которые не влияет ни экономический кризис, ни меняющийся рынок. И, увы, они вовсе не связаны со спасением умирающих детей или помощью инвалидам.
Одна из таких противоречивых, но на удивление постоянных статей – проведение государственной информационной политики. Это то, что нельзя пощупать, увидеть, оценить. Но вполне успешно можно тратить на это 40-46 миллиардов тенге ежегодно.
Для всех объективность, для своих - пиар
Никто не спорит, что информирование граждан о деятельности государства – вещь необходимая. Но тут важно понимать, в какой форме это происходит и под каким соусом подается.
Вот, к примеру, Министерство информации и коммуникаций предлагает включить в закон о СМИ журналистские принципы – объективность и непредвзятость. Но освещать деятельность чиновников при этом следует исключительно положительно. Я бы сказала, приторно позитивно. Где же логика и справедливость?
Давайте посмотрим, на что СМИ получали деньги от акиматов и профильного министерства в 2016 году:
- Публикация позитивных материалов в целях повышения статуса госслужбы, разъяснения прав и обязанностей госслужащих, этики госслужащих.
- Обеспечение публикации на веб-сайтах позитивных материалов, пропагандирующих исполнение в области основных направлений Послания Главы Государства и об антикризисных мерах.
- Организация работы информационного службы в целях формирования положительного имиджа города Кызылорда.
- Публикация материалов, направленных на формирование положительного имиджа Кызылординской области через республиканские журналы.
- Публикация материалов, формирующих патриотизм и любовь к родине среди подрастающего поколения.
Почём «Общество всеобщего труда»?
Встречаются и такие, которые трудно не только прочесть, но и представить. Например, «Использование инновационных технологий для развития информационного пространства области путем создания электронной модели мониторинга» (73 млн тенге).
Или «Анализ общественно-политического состояния, настроения общества через социальные сети». А вы не смотрели видеофильм «Общество всеобщего труда», который обошелся налогоплательщикам в 1 600 000 тенге?
Единственное слово, которое настойчиво лезет в голову – пропаганда. Неприкрытая, прямолинейная и весьма сомнительная. Поскольку я ни разу не видела оценки эффективности всех этих статей.
Кто определяет, как вырос имидж области после выхода в свет этих материалов? Как можно оценить силу любви к родине? Ведь если человек пару раз столкнется с предоставлением некачественных государственных услуг, никакая газетная статья не улучшит имидж чиновника.
Чудес не бывает. Так может, лучше быть, чем казаться? Делать, а не описывать? И в конце концов интересоваться мнением налогоплательщиков, которые спонсируют эту ярмарку тщеславия?
Госинформполитика в 26 раз дороже здоровья граждан
Кстати, если смотреть на исполнителей этой политики, можно заметить удивительные вещи. Например, ТОО KAZCOMMSERVICE, которое в 2015 году занималось поставкой сигнальных столбиков и слаботочными системами, в 2016 году выигрывает лот «Организация и проведение информационно-разъяснительных мероприятий по вопросам религий». Гвозди бы делать из этих универсалов!
Самое грустное, что, несмотря на отсутствие четких оценок и внятных результатов, мы тратим на это более 45 миллиардов тенге ежегодно. Принципиально не меняются ни суммы, ни названия статей, ни победители. И вопрос «зачем?» остается открытым.
А чтобы ввести читателя в состояние когнитивного диссонанса, предлагаю взглянуть на другую статью бюджета – «Направление граждан Республики Казахстан на лечение за рубеж за счет бюджетных средств, в том числе лечение граждан, претендующих на лечение за рубежом, в отечественных медицинских организациях».
В нынешнем году на это заложено 1 742 424 000 тенге. Это в 26 раз меньше, чем траты на госинформполитику (вспомните бесчисленные сборы на лечение детей, которым не досталась государственная квота)!
Остается надежда, что когда-нибудь мы сформируем вечный положительный имидж, повысим патриотизм до неведомых высот, а любовь к родине будет тверда и несгибаема, как железнодорожный рельс.
И может, тогда на пропаганде удастся сэкономить.
Фото: inform.kz.