Фоторепортажи из прошлого от Андрея Михайлова
1970-е годы являли собой апофеоз гитар и гитаристов. Не ошибусь, если скажу, что несколько аккордов мог взять тогда каждый второй советский юноша (а пытался – каждый первый!). Тогда ходила шутка, что не пройдет полвека и СССР заполонят патлатые старички, тут и там бренчащие на гитарах. Про то, что через 50 лет и СССР не будет, тогда никто всерьез не думал.
С чем был связан "гитарный бум"? С востребованностью гитаристов. По всей стране в те годы вдруг возникла масса всякозначимых ВИА (вокально-инструментальных ансамблей). Явление ВИА (и всего сопутствующего) хотя и считалось сперва чуждым нам по своей природе, столь быстро стало "нашим", что про тлетворность его предпочитали не воспоминать. Не последнюю роль в этом сыграла необузданная битломания советских комсомольцев, явно прошляпленная идеологией.
Электронная музыка, источаемая доморощенными музыкантами и изрыгаемая фонящими усилителями, полилась в Союзе отовсюду. С экранов телевизоров, из динамиков домашних радиол, со сцен всех Домов культуры. Каждая уважающая себя советская школа, пройдя этап "усиления звукоснимателями" старых гитар и использования пионерских барабанов, обзавелась комплектом электронных инструментов, производство которых как-то неожиданно оперативно наладила советская промышленность. Гитара-соло, бас-гитара, "ионика" и "ударные" стали отныне главными сопровождающими каждого школьного мероприятия и праздничного вечера.
То, что явление вокально-инструментального образа жизни вошло в эту жизнь столь стремительно и мощно, легко объяснить. Природная одаренность народов СССР подкреплялась доступной системой у нас массового музыкального образования. Так что "каждый второй" непременно на чем-то наигрывал, что-то напевал, многие знали ноты, умели "подбирать мелодию" на слух. К тому же от отцов поколению ВИА досталась традиция коллективного музицирования. В каждом ансамбле самой основной и загадочной фигурой был, разумеется, гитарист. Лучших гитаристов воспитывала не музыкальная школа, а подворотня. Потому-то монотонное треньканье, долетавшее со всех сторон, сопровождало в те годы любой томный вечер.
Но гитарная составляющая эпохи на ВИА не замыкалась. Существовал ещё один мощный пласт культуры – самодеятельная "бардовская" песня. ВЫСОЦКИЙ и ОКУДЖАВА были такими же кумирами поколений, как "Битлз" и "Песняры". Наша республика также не оставалась в стороне от общесоюзных пристрастий. А Алма-Ата считалась, вообще-то, одним из самых крупных центров самодеятельного пения. И хотя наш город не дал стране ни одного маститого исполнителя-барда, сама любовь алмаатинцев к жанру была широко известна на просторах Союза.
Немаловажную роль в этом сыграла "Тоника" - Клуб самодеятельной песни, появившийся в городе в конце 70-х. Во многом стараниями Феликса ПОРТНОГО, "простого инженера", сочетавшего в себе страсть к бардовскому творчеству, своеобразное подвижничество и незаурядные коммерческие способности. Именно благодаря "Тонике" для алмаатинцев (при переполненных залах!) пели многие известные исполнители той "золотой эпохи" - ВИХОРЕВ, КЛЯЧКИН, ГОРОДНИЦКИЙ и т. п. Благодаря ей же нашлись и свои таланты - такие, как Анатолий МАРЫНКИН, Наталья ПРИЕЗЖЕВА, Ольга КАЧАНОВА.
"Тоника" (под эгидой комсомола) регулярно проводила в Алма-Ате и собственные фестивали, которые назывались "Весенний эдельвейс" (название поэтичное, но вряд ли правильное - первые эдельвейсы расцветают в высокогорье в середине лета). Лауреаты и дипломанты конкурса считались в те времена желанно-званными гостями во многих местах. Сами они с удовольствием откликались на приглашения, не претендуя на оплату.
В отличие от тех ВИА авторская песня, как таковая, не исчезла до сих пор – сохранились и таланты, и поклонники. Хотя, по большому счету, золотое бардовское время кануло вместе с Советским Союзом. Советские барды были интересны, пока их субкультура несла в себе некую альтернативность, пока они творили "для себя". Но стоило попасть "в тренд", как певцы-гитаристы тут же стали замкнутой группой, интересной разве что немногим ностальгирующим, да еще самим себе.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов и из архива Андрея Михайлова.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!