Играли все! Почему и куда канула эпоха гитар и гитаристов

3841 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Среда, 18 Мая 2022, 19:00

Фоторепортажи из прошлого от Андрея Михайлова

1970-е годы являли собой апофеоз гитар и гитаристов. Не ошибусь, если скажу, что несколько аккордов мог взять тогда каждый второй советский юноша (а пытался – каждый первый!). Тогда ходила шутка, что не пройдет полвека и СССР заполонят патлатые старички, тут и там брен­чащие на гитарах. Про то, что через 50 лет и СССР не будет, тогда никто всерьез не думал.

С чем был связан "гитарный бум"? С востребованностью гитаристов. По всей стране в те годы вдруг возникла масса всякозначимых ВИА (вокально-инструментальных ансамблей). Явление ВИА (и всего сопут­ствующего) хотя и считалось сперва чуждым нам по своей природе, столь быстро стало "нашим", что про тлетвор­ность его предпочитали не воспоминать. Не последнюю роль в этом сыграла необузданная битломания советских комсомольцев, явно прошляпленная идеологией.

Электронная музыка, источае­мая доморощенными музыканта­ми и изрыгаемая фонящими уси­лителями, полилась в Союзе отовсюду. С экранов телевизоров, из динами­ков домашних радиол, со сцен всех Домов культуры. Каждая уважаю­щая себя советская школа, пройдя этап "усиления звукоснимателя­ми" старых гитар и использования пионерских барабанов, обзавелась комплектом электронных инстру­ментов, производство которых как-то неожиданно оперативно наладила советская промышленность. Гитара-соло, бас-гитара, "ионика" и "ударные" стали отны­не главными сопровождающими каждого школьного мероприятия и праздничного вечера.

То, что явление вокально-ин­струментального образа жизни вошло в эту жизнь столь стремительно и мощно, легко объяснить. Природная одаренность народов СССР подкреплялась доступной си­стемой у нас массового музыкаль­ного образования. Так что "каждый второй" непременно на чем-то на­игрывал, что-то напевал, многие знали ноты, умели "подбирать ме­лодию" на слух. К тому же от отцов поколению ВИА досталась тради­ция коллективного музицирования. В каждом ансамбле самой основной и загадочной фигурой был, разумеется, гитарист. Лучших гитаристов воспитывала не музыкальная школа, а подворотня. Потому-то монотонное треньканье, долетавшее со всех сторон, сопровождало в те годы любой томный вечер.

Но гитарная составляющая эпохи на ВИА не замыкалась. Существовал ещё один мощный пласт культуры – самодеятельная "бардовская" песня. ВЫСОЦКИЙ и ОКУДЖАВА были такими же кумирами поколений, как "Битлз" и "Песняры". Наша республика также не оставалась в стороне от общесоюзных пристрастий. А Алма-Ата считалась, вообще-то, одним из самых крупных центров самодеятельного пения. И хотя наш город не дал стране ни одного маститого исполнителя-барда, сама любовь алмаатинцев к жанру была широко известна на просторах Союза.

Немаловажную роль в этом сыграла "Тоника" - Клуб самодеятельной песни, появившийся в городе в конце 70-х. Во многом стараниями Феликса ПОРТНОГО, "простого инженера", сочетавшего в себе страсть к бардовскому творчеству, своеобразное подвижничество и незаурядные коммерческие способности. Именно благодаря "Тонике" для алмаатинцев (при переполненных залах!) пели многие известные исполнители той "золотой эпохи" - ВИХОРЕВ, КЛЯЧКИН, ГОРОДНИЦКИЙ и т. п. Благодаря ей же нашлись и свои таланты - такие, как Анатолий МАРЫНКИН, Наталья ПРИЕЗЖЕВА, Ольга КАЧАНОВА.

"Тоника" (под эгидой комсомола) регулярно проводила в Алма-Ате и собственные фестивали, которые назывались "Весенний эдельвейс" (название поэтичное, но вряд ли правильное - первые эдельвейсы расцветают в высокогорье в середине лета). Лауреаты и дипломанты конкурса считались в те времена желанно-званными гостями во многих местах. Сами они с удовольствием откликались на приглашения, не претендуя на оплату.

В отличие от тех ВИА авторская песня, как таковая, не исчезла до сих пор – сохранились и таланты, и поклонники. Хотя, по большому счету, золотое бардовское время кануло вместе с Советским Союзом. Советские барды были интересны, пока их субкультура несла в себе некую альтернативность, пока они творили "для себя". Но стоило попасть "в тренд", как певцы-гитаристы тут же стали замкнутой группой, интересной разве что немногим ностальгирующим, да еще самим себе.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов и из архива Андрея Михайлова.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
В Казахстане усиливаются обсуждения перехода на авиационное топливо SAF
Эксперты предупреждают, что это скажется на национальной безопасности страны
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В Казахстане усиливаются обсуждения перехода на авиационное топливо SAF
Эксперты предупреждают, что это скажется на национальной безопасности страны
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента