Нацпалата предпринимателей проедает по 7 млрд тенге в год
Считаю, что нужно трансформировать не только государственный и квазигосударственный сектор, но и общественные организации, созданные в том числе при поддержке государства.
Одной из таких организаций является непосредственно НПП "Атамекен". К сожалению, за все годы своего существования и при том бюджете, который был и есть у "Атамекена", организация не смогла создать прочной работающей системы. Базово внутри "Атамекена" были заложены разные конфликты интересов, в том числе между квазигоскомпаниями и частным бизнесом, между недропользователями и производителями, между монополиями и МСБ. Плюс в НПП не были созданы системные вещи в том числе с применением цифровой трансформации.
Например, так и не был создан работающий инструмент, мобильное приложение со всеми мерами господдержки и институтами развития, который хотя бы решил для всех предпринимателей проблему низкой информированности. Не была создана онлайн-платформа для обучения предпринимателей с разъяснениями налоговых и иных НПА. Не была создана прозрачная и понятная система сертификации, не были созданы отраслевые СРО и др. Ну и если рассматривать НПП как институт развития бизнеса, за 8 лет НПП так и не добилась от государства (да и сама не написала) простого и понятного Налогового кодекса и никак не упростила налоговое администрирование. Если бы был сделан при поддержке НПП хотя бы нормальный Налоговый кодекс, это бы сняло все вопросы со стороны бизнеса. Не была создана нормальная Торговая палата, и Внешнеторговая, кстати, тоже. Короче, не буду все перечислять, сами все знаете, вроде что-то делали, но все это было очень дорого, с большими бюджетами, все в офлайне и с минимальными результатами, которые системно на бизнес климат никак не влияли.
Теперь что делать?
Первое, считаю, что тратить по 7 млрд тг в год на содержание НПП "Атамекен" абсолютно неэффективно. Уж лучше тогда эти деньги вливать в конкретные бизнес-проекты. Поэтому считаю, что закон о Национальной палате предпринимателей надо поставить на утрату.
Второе, до конца года подписать план реорганизации с правительством и реализовать его следующим образом.
1. От НПП "Атамекен" нужно оставить только институт Уполномоченного по правам предпринимателей с региональными представителями. Сделать единый call-center, который бы принимал и фиксировал все жалобы от бизнеса, помогал в адвокации, проводил общественные слушания проблем бизнеса и доносил до правительства. У Уполномоченного должны быть какой-то нормальный статус и источники финансирования. Вот этот институт и могут финансировать отраслевые ассоциации, главное - показать его результативность.
2. От НПП "Атамекен" нужно отделить и усилить Торгово-промышленную палата с функциями внешнеторговой деятельности. Это действительно важно для бизнеса. Цель у ТПП должна быть одна – доходы для бизнеса, торговля, продвижение на новые рынки.
3. Сильные отраслевые ассоциации нужно вывести в саморегулируемые организации. Вообще, надо усилить функционал СРО, особенно в стандартизации и сертификации. Закон о СРО давно требует доработки. Эти отраслевые СРО и будут сами работать с госорганами по своим отраслям и отрабатывать свою регуляторику. В принципе это частично и происходит. Правовую экспертизу законов и НПА касательно бизнеса возложить на отраслевые СРО. Кстати, надо чтобы в Общественные советы министерств и акиматов обязательно вошли представители от СРО.
4. Создать единую онлайн-платформу для всех предпринимателей, на которую вывести все меры господдержки, институты развития, цифровые сервисы для бизнеса, онлайн-образование и консалтинг. Можно сделать часть бесплатной и часть сервисов платными, а также интегрироваться с egov и госсистемами. Кстати, сопровождение этой платформы можно отдать созданной ТПП.
5. Центры обслуживания предпринимателей надо передать в ЦОНы. Так и так эти ЦОПы финансируются за счет государства, зачем дублировать расходы на аренду помещений, адмуслуги и прочее? Инфраструктуру надо объединить, чтобы в одном месте, хоть ты физлицо, хоть юрлицо, могли получить госуслуги.
6. Другие сервисы НПП надо тоже посмотреть и по максимуму оцифровать, здесь надо дать возможность IT бизнесу поработать, может, появятся какие-то новые сервисы или стартапы.
7. Ну, а чтобы правительству не потерять связь с реальным бизнесом, при премьер-министре можно создать Совет по развитию предпринимательства, заметьте, не Совет предпринимателей, как было в истории РК. Чтобы туда вошли не какие-то элитные представители крупного бизнеса. В Совет по развитию предпринимательства при ПМ должны войти представители от отраслевых ассоциаций, СРО, экономисты и представители международных институтов. Рабочим органом пусть будет министерство нацэкономики. Можно даже при этом Совете сделать проектный офис, в который должны войти сотрудники всех отраслевых министерств и акиматов. Кстати, если уже говорить об институциональных трансформациях, то вообще задачу по развитию предпринимательства можно выделить в отдельное Агентство с прямым подчинением ему разных институтов развития, которые у нас в Казахстане отвечают за бизнес. А их, поверьте, немало, это и фонд "Даму", и разные "Казтрейд", и прочие, все приакиматовские СПК. С этим хозяйством тоже надо разбираться и тоже трансформировать, потому что сейчас их результативность тоже оставляет вопросы. Плюс дублирование госбюджета делает их неэффективными.
Иллюстративное фото: inbusiness.kz.
Источник: страница Азизы Шужеевой в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!