Стоимость проекта - $750 млн за 60 с лишним километров в основном 6-рядной трассы
Замечательное событие наконец-то свершилось. Введена в строй БАКАД.
Эта Большая Алматинская Кольцевая Автодорога - своего рода легенда. Говорить о ней начали ещё в советские времена. Потом начали строить в нулевые годы. В 2010-м в кризисе бросили строительство. Потом несколько раз брались за поиск инвесторов и провели не то два, не то три раза тендеры.
Пока наконец в 2018-м не определились.
Это первое международное ГЧП (государственно-частное партнёрство) такого масштаба во всей ЦА. Смысл ГЧП в том, что государство оговаривает все условия окупаемости проекта, берёт на себя определённые гарантии, а частный инвестор вкладывает свои деньги (свои и заёмные) и окупает свои вложения с доходов проекта.
Проект сделали совместно казахстанско-турецко-корейский консорциум, а деньги дали ЕАБР, ЕБРР и Исламский банк развития. Вместо плановых 4 лет проект завершили за 3 года.
И вот министр экономики КУАНТЫРОВ со всеми участниками открыл дорогу для первых машин, и мы получили не только отличную дорогу, но и хороший новый опыт, как надо решать проблемы.
Во-первых, Алматы избавится от тысяч, а может и десятков тысяч транзитных легковых и грузовых авто проезжающих через черту города.
Во-вторых, это важнейший кусок глобальной трассы Западный Китай – Европа, которую мы тоже уже строим лет 20. Осталось только несколько участков на линии Алматы – Отар. По этой дороге мог бы пойти мощный поток грузов из Китая на Европу и Закавказье. (Однако есть два "но". К сожалению, РФ так и не начала толком строительство своего стыкового маршрута от нашей границы до центральной России. А теперь с санкциями вообще масштабное движение транзитом через РФ под большим вопросом, но будем надеяться, что это дело временное).
И, в-третьих, эта дорога станет новой зоной расширения города. Там можно развивать новые индустриальные зоны. (Посмотрите, как застроилась Восточка).
750 млн долларов за 60 с лишним километров в основном 6-рядной трассы – нормально (11.5 млн за км трассы).
Надо учитывать, что из-за бардака прошлых лет пришлось выкупать назад розданные в собственность земли. Кроме этого, в непростых условиях необходимо было строить десятки мостов и развязок. 7-8 млн долларов за километр примерно стоит обычная четырехрядка в Европе.
Конечно, не бывает ничего даром. Государство не вложило ни одного бюджетного тенге в проект. Пользователям придётся платить за проезд. Но 240 тенге с легковушки - вполне экономически оправданная плата, это, грубо говоря, литр бензина.
Зато вы экономите время, не сидите в пробках и целее будете, объезжая с ветерком на разрешенной скорости в 120 км/ч за 30 минут Алматы.
Местным жителям можно будет приобрести абонемент. С больших фур, конечно, будут брать больше. Но, я думаю и они не будут в обиде.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!